Лучший педагог года

Консультация «Освоение свойств и отношений предметов детьми посредством моделирования»

Наталия Пимашова
Консультация «Освоение свойств и отношений предметов детьми посредством моделирования»

Консультация : «Освоение свойств и отношений предметов детьми посредствам моделирования»

Поиск эффективных средств познавательного развития детей, выявления условий становления познавательной деятельности в дошкольном детстве является темой многих работ современных исследователей. Развитие познавательной активности детей, их любознательности, стремления к самостоятельному поиску – одна из основных задач программы «Детство». Программой предусматривается обогащение познавательного опыта дошкольников, расширение круга представлений, развитие умений решать познавательные и практические задачи через освоение развивающей среды, содержательное общение со взрослыми. В центре программы – ребенок – исследователь, экспериментатор, «открывающий» отношения и связи окружающего мира. Важно предоставить дошкольникам возможность освоения не только знаний, но и средств их добывания.

Публикация «Консультация „Освоение свойств и отношений предметов детьми посредством моделирования“» размещена в разделах

Известно, что ребенок, использующий разнообразные средства познания, легко адаптируется к изменениям среды, активно и адекватно действует, обладает способами получения жизненно необходимой информации и успешно развивается как личность. Для становления ребенка как субъекта деятельности важно предоставить ему возможность самостоятельно находить информацию адекватно цели, познавать и использовать основные способы действий. Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие в процессе моделирования.

По своей сути познание рассматривается как процесс моделирования реальности. При этом сенсорные эталоны выступают модельным отражением свойств. Например, геометрические фигуры обобщенно отражают существующие в действительности многообразные формы. Процесс соотношения свойств и эталонов аналогичен установлению связи между реальным и моделируемым содержанием. Ребенок учится соотносить фигуры с реальными формами, выделять форму предмета посредствам отнесения к эталону.

В дошкольном возрасте, осваивая в практической деятельности различные свойства и отношения, дети с одной стороны, получают обширные представления, которые им необходимо «выстроить» в виде моделей.

Существующая практика дошкольного воспитания не всегда в должной мере и предоставляет дошкольникам разнообразные средства освоения деятельности. Большинство программ и технологий предусматривают лишь фрагментное использование моделей, развитие обособленных, необобщенных умений моделировать на конкретном ограниченном содержании. Современные исследователи рассматривают моделирование с разных позиций. Одни исследователи считают моделирование как общая интеллектуальная способность, другие – как вид знаково-символической деятельности. Я стараюсь использовать модели и моделирование в различных видах детской деятельности. А основы моделирования закладываются в раннем и младшем дошкольном возрасте, из замещений в игре и в рисовании, лепке, конструировании и т. д. По мере развития познания происходит существенное изменение в содержании и в структуре моделирования – модели начинают чаще использоваться в познании окружающего мира. В дошкольном возрасте, конечно, ребенок осваивает лишь основы моделирования, что проявляется в умении использовать модель в познании содержания, выделении и установлении связи, замещаемое – замещающее, замещение содержания, видоизменения готовых моделей.

Я старалась направить свою работу на выявление возможностей освоения свойств и отношений предметов детьми посредствам моделирования и применения моделей. Сначала дети выделяют и абстрагируют свойства из многообразия свойств, которыми обладает предмет. Чем богаче опыт ребенка в познании предметного мира, больше объем представлений, тем легче ребенку перейти на более высокие ступени – освоить общение, научиться группировать и классифицировать по свойству логических отношений между предметами и явлениями мира. Сложность заключается в противоречии между мышлением ребенка и логикой. Больше всего возможностей развития моделирования и использования модели в старшем возрасте. Но и в младшем дошкольном возрасте уже существуют предпосылки развития моделирования в познании. В этом возрасте происходят изменения в деятельности ребенка. Данный возраст называют возрастом «множества открытий», они уже умеют учитывать и использовать свойства предметов в практике. Ребенок-почемучка, его интересует все, что окружает. Воспитатель помогает ребенку получить необходимую информацию, чтобы постепенно открыть новое. Ребенку предлагалось рассмотреть и описать предмет без модели и с ее применением. Это показало, что освоение различных свойств и установление отношений происходит неравномерно.

Часть свойств и отношений (цвет, размер, форма) осваивается детьми достаточно полно. Дети устанавливают отношения, успешно понимают простые логические связи, поясняют их. Другие свойства и отношения осваиваются недостаточно глубоко, дети затрудняются в определении сенсорных эталонов, неверно употребляют термины - большой, вместо тяжелый; мягкий вместо легкий. Это обусловлено, на мой взгляд, следующим:

• Разрыв связи между сенсорными и логическими познаниями;

• Разделение содержания, согласно методики, отражается на развитии;

• В программах нет четкого определения представлений и умений их обследовать;

• Отсутствуют конкретные книги, позволяющие расширить свой опыт работы.

Применение модели позволило изменить процесс освоения. Если, без модели, дети характеризовали предмет по назначению, находя три признака; то при использовании модели они говорят уже о пяти признаках.

Использование модели способствует более точному анализу, различению фигур. Дети становятся самостоятельны и не обращаются за помощью к взрослому. При группировке фигур модели успешно помогают ребенку выделять основное. Это я заметила и при решении простых логических задач. Учитывая это можно сделать вывод о моделировании как эффективном средстве познания. Наглядность, образность, возможность практических действий с ее элементам и повышает интерес детей к заданиям, вызывает желание экспериментировать, исследовать предметы и модель. Можно, сказать, что использование модели увлекательное средство познания. Возможность моделирования разнообразного содержания, сопоставления предметов и модели, вариативность проведения игр и игровых упражнений с моделями позволяет :

• Последовательно усложнять систему работы по освоению моделирования как средства познания свойств и отношений предметов детьми, развивать умения осваивать содержания, моделировать, осознавать свою функцию;

• Использовать разнообразные модели, оптимально сочетая познания самой модели и новые знания об окружающем мире при ее применении;

• Накапливать опыт познания посредствам моделирования и использования модели в повседневной деятельности через обогащение предметно-развивающей среды;

• Повысить интерес детей к познанию, пробудить у них желание наблюдать и экспериментировать со свойствами предметов и явлениями мира.

Умение моделировать, разнообразить содержание игр и игровых упражнений можно в работах Л. А. Венгера, О. М. Дьяченко, Г. А. Глотовой. Конечно, с учетом возраста детей и индивидуальными особенностями. Цель этих игр – расширение и углубление представлений детей о свойствах и отношениях предметов посредствам моделирования. Материал – привычные объекты: игрушки, природный материал, бросовый материал, любые предметы окружающие дошкольника.

Модель является лишь средством познания содержания, подсказкой, помощником, она не заменяет собой реальные свойства. Она лишь помогает, направляет.

На первом этапе, целью является накопление опыта практического использования модели для выделения свойств и отношений предметов, восприятия модели, замещения, целесообразно использовать игры типа: «Составь картинку», «Отгадай», «Домики свойств», «Клады», и др. Сопоставление дает возможность успешно различать предметы. Конкретность - обличает понимание содержание игры. Вариативность, забавные обозначения свойств вызывают эмоциональный интерес у детей к игре, желание самостоятельно рассматривать предметы, выделять свойства. Игра позволяет учитывать особенности освоения признаков предметов посредствам модели. Конечно, успешность освоения зависит от понимания детьми модели как средства знаково-символической деятельности. Чем больше дети моделировали, тем лучше развивались умения моделировать, понимать связь «реальность – модель», выделение правил моделирования. В среднем возрасте дети лучше устанавливают связь «реальность-модель» в практике, чем могут объяснить. Дети видят внешние черты различия (цвет, форма, размер, но затрудняются определить общие проявления. Успешность связи «реальность-модель» зависит от степени сходства предмета и модели. Если модель не сохраняет черты подобия предмету, дети затрудняются устанавливать связь. При рассматривании игрушечной машины и настоящей смогли выделить отличия и сходства; а при рассматривании менее сходных предметов результат иной. Например, в игре «Подбери к шишке модель» надо найти такую карточку, которая определяет «твердость, мягкость», ведь в целом виде она твердая, но ее кусочки мягкие.

Второй этап работы был направлен на развитие у детей умений использовать модель в установлении отношений, сопоставлять, сравнивать реальность и модель. Очень интересны в этом плане игры типа: «Волшебная фотография», «Что чем узнаем?», «Рассадим гостей» и др. Наличие элементов-заместителей позволяет расширить действия детей, повышает самостоятельность и интерес. Ира «Волшебный компьютер» повлекла за собой множество вопросов у детей. Интерес способствует более устойчивому пониманию содержания. После игры детям еще хочется играть, они переходят на другие предметы и исследуют их, экспериментируют. Дети вложили свой опыт в содержание модели, создали образ. Любые геометрические фигуры могут быть: горой, семьей, животными и т. д. Дети придумывают им реплики, вводят новых героев, изменяют мотивы. Наглядность позволяет детям самостоятельно осваивать свойства и отношения предметов.

Третий этап работы – развитие умений использовать модели в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности для обобщения, схематизации представлений. Здесь игры типа: «Общее свойство», «Похожи-не похожи».

В игре «Найди семейку» на экране (лист с тремя прорезами – окнами) дети выстраивают ряд по размеру. (например, большое яблоко, меньше, маленькое).

В целях повышения интереса к игре можно «наградить» ребенка за верный ответ. Последовательность игр, усложнение ее содержания, разнообразие моделей дает возможность быстрому познанию. Конечно, не всем детям одинаково интересна работа с моделью, но большая часть детей, эмоционально воспринимает познаваемые свойства и отношения. Это показывает на разный уровень развития познавательных интересов. Игры дают широкие возможности для развития интереса к познанию. Опыт работы показал, это игровое содержание, занимательность, необходимость задач привлекают детей к играм с моделями. Каждый ребенок находит игру по душе. Интерес к игре, успешность в использовании и обогащении предметно-развивающей среды, игровые упражнения позволяют расширить опыт познания свойств. Развитие умений использовать модели и моделирования в познании, этап в становлении познания посредствам модели, организация различных форм работы с детьми, как совместно со взрослым так и самостоятельное моделирование, помогут дошкольникам овладеть моделью как средством помогающим «открыть» путь к познанию предметов, явлений, связей окружающего мира.

Как сделать ТРИЗ достоянием дошкольников, как ввести элементы теории в повседневную жизнь, в рамки программы. Если вас увлекли идеи ТРИЗ, работайте, конечно, вы испытаете трудности и радость – это тропа поиска. Дети будут ждать от вас каждый день чудес, волшебства, открытий, превращений – это вам награда.

Что необходимо для работы?

1. Усвоить 10 заповедей творческой личности:

• Будь хозяином своей судьбы;

• Достигни успеха в том, что любишь;

• Внеси свой вклад в общее дело;

• Строй свои отношения на доверии с людьми;

• Развивай свои творческие способности;

• Культивируй в себе смелость;

• Заботься о здоровье своем;

• Не теряй веру в себя;

• Мысли позитивно;

• Сочетай благополучия материальное и духовное.

2. Отвечай на все вопросы детей, но так, чтобы ребенок сам находил ответ.

3. Открывай «тайну двойного» - противоречия в предмете (хорошо-плохо).

4. Дробление, объединение, изменение состояния веществ.

5. Игры каждый день: «Польза-вред», «Наоборот».

6. Беседы.

7. Чудеса прогулок

8. Вечер-время сказок.

Публикации по теме:

Освоение программы детьми группы общеразвивающей направленности для детей с 6 до 7 лет На начало года списочный состав насчитывал в группе 34 ребенка. Из них регулярно посещающих детский сад 13 мальчиков и 18 девочек. Воспитательно.

Развитие умственных способностей дошкольников посредством моделирования Психическое развитие ребёнка - дошкольника отличается чрезвычайным разнообразием и динамичностью. Выделение наиболее существенных характеристик.

Формирования устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах посредством использования моделирования макета МБДОУ «ДС № 333 г. Челябинска» Полуэктова Е. В. Формирования устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах по средствам использования.

Игры для плоскостного моделирования как средство формирования представлений о геометрических фигурах и формах предметов Плоскостное моделирование - это построение на плоскости модифицированных изображений предметов из различных плоских геометрических фигур:.

Консультация для родителей младшей группы «Освоение культурно — гигиенических навыков детьми трёх — четырех лет» Консультация для родителей младшей группы «Освоение культурно – гигиенических навыков детьми трёх – четырех лет». В 3 года дети многое умеют.

Консультация для воспитателей: «Освоение культурно-гигиенических навыков детей с ОВЗ» Я и моя коллега работаем в группе ДОУ в группе «Сложный дефект». И сегодня мы хотим поделиться своими мыслями, наблюдениями, своим опытом.

Консультация «Развитие межличностных отношений между детьми дошкольного возраста в ходе игрового взаимодействия» Консультация на тему: «Развитие межличностных отношений между детьми дошкольного возраста в ходе игрового взаимодействия». Подготовила:.

Рекомендации воспитателям по формированию дружеских отношений между детьми Предлагаю вашему вниманию 10 пунктов, рекомендаций педагога-психолога для воспитателей ДОУ, реализуя которые можно достичь значимых результатов.

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством метода моделирования в игреСоциально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством метода моделирования в игре Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством метода моделирования в игре -это процесс усвоения и дальнейшего.

Конспект занятия «Сравнение свойств предметов путём опытно-экспериментальной деятельности» Название: Сравнение свойств предметов путём опытно-экспериментальной деятельности. Задачи: - Развитие познавательной активности детей в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Освоение свойств и отношений предметов детьми посредством моделирования»
Опубликовано: 25 октября 2019 в 10:18
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД