Меркулова Ольга
Развитие умственных способностей дошкольников посредством моделирования
▼ Скачать + Заказать документы
Психическое развитие ребёнка - дошкольника отличается чрезвычайным разнообразием и динамичностью. Выделение наиболее существенных характеристик изменений в развитии личности - главная задача воспитателя. Именно характеристики являются основными единицами, определяющими ключевые направления психического развития ребёнка.
Публикация «Развитие умственных способностей дошкольников посредством моделирования» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
Одним из теоретических оснований программы является концепция развития способностей, разработанная JI. A. Венгером и его сотрудниками. Способности понимаются как ориентировочные действия, которые осуществляются путём использования существующих в культуре средств. Для дошкольников такие средства носят, прежде всего, образный характер. Этого разного рода эталоны, схемы, модели, символы. Способности позволяют ребёнку самостоятельно обобщать имеющийся у него эмпирический опыт, анализировать новую ситуацию, находить решения различных задач.
Условно способности можно разделить на две большие группы: учебные и творческие. Первая группа относится к сфере познания действительности. Это способности позволяющие ребёнку с помощью моделей, схем проявить наиболее значимые для решения задачи наглядные, объективно существующие связи между предметами или частями предметов, обобщать свой познавательный опыт.
Способности формируются и развиваются в деятельности, в которой они находят себе применение. Чем разнообразнее и содержательней деятельность, тем больше возможностей для развития способностей. Однако не всякая деятельность, в которую включают ребёнка, автоматически формирует и развивает способности к ней.
Для того чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна соответствовать некоторым условиям.
Во-первых: Деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие. Ребёнок должен испытывать чувство радостного удовлетворения от деятельности, тогда у него возникает стремление по собственной инициативе, без принуждений, заниматься ею. Живая заинтересованность, желание выполнить работу как можно лучше, а не равнодушное, безразличное отношение к ней - необходимые условия того, чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей.
Во-вторых: Деятельность ребёнка должна быть по возможности творческой.
В-третьих: Важно организовать деятельность ребёнка так, чтобы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его наличные возможности, а так же уже достигнутый им уровень выполнения деятельности.
Моделирование, как метод, соответствует всем условиям успешного развития способностей. Таким образом, я поставила цель: развитие умственных способностей детей (познавательные и творческие, с помощью метода моделирования.
План действий:
Этап № 1. Составить поэтапный план исследовательской работы с детьми по разделу: «Художественная литература и развитие речи».
Этап № 2. подготовить диагностический материал для отслеживания результатов эксперимента (методики, анкеты, таблицы).
Ход исследования:
В эксперименте по моделированию на занятиях «Художественная литература и развитие речи», дидактических упражнениях и играх принимали участие 20 детей (в возрасте от 4-х лет). Вся исследовательская работа делилась на III этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Каждый этап имел свои задачи.
I. Констатирующий этап.
Задачи: Выявить наличие умственных способностей и знаний у детей.
Обследование проводилось индивидуально по заранее составленному вопроснику.
Средняя группа. В начале каждого цикла заданий ребёнку предоставлялась возможность осуществлять подбор заместителей ко всем персонажам сказки, размещать условные заместители, разыгрывать сказку на заместителях; сочинять сказки и истории, «превращая» заместители в персонажи сказок.
Старшая группа. Каждому ребёнку предоставлялась возможность составить пространственно-временную модель сказки; создать свой образ, опираясь на схематическое изображение предмета и сочинить про него истории, используя символические средства, передать своё отношение к персонажам.
Подготовительная группа. Детям предлагалось пересказать сказку с опорой на самостоятельно составленную модель; сочинить свою сказку с опорой на модель; сочинить сказку с опорой на самостоятельно составленную модель и далее без неё.
Результаты были занесены в диагностические таблицы.
Выводы: Данные, собранные на этом этапе, дают возможность судить о наличии или отсутствии группы способностей по следующим фактам :
Средняя группа.
1. действия замещения;
2. построение двигательной модели;
3. символизация;
4. действия «опредмечивания»;
5. действия детализации;
6. сочинение сказок с опорой на заместители.
Старшая группа.
1. пересказ с опорой на модель;
2. умение использовать символические средства;
3. сочинение сказок с опорой на модель.
Подготовительная группа.
1. построение модели истории, сказки;
2. использование символических средств, при сочинении истории;
3. пересказ сказки;
4. сочинение сказки.
Цель констатирующего эксперимента выявить умственные и творческие способности детей, так как их развитие происходит в различных видах деятельности. Но способности сами по себе не проявляются. Их развитие при использовании метода моделирования в ходе формирующего эксперимента либо будет опровергнуто, либо будет подтверждено.
II. Формирующий этап.
Задача: Подобрать дидактические упражнения и игры по блокам занятий, с использованием заместителей и схем.
Дети в среднем возрасте:
-осваивают различные формы символизации, позволяющей выражать своё отношение к действительности.
-постепенно, в ходе занятий ребята не только используют отдельные символические средства (цвет, величина, но и отношение между ними (сочетание цветов персонажей, сказочных предметов и т. п.)
В старшем возрасте:
-подбирают заместители ко всем персонажам, обосновывая свой выбор;
- по эпизодам пересказывают сказку. Разыгрывая её при помощи заместителей;
- пересказывают сказку по отдельным эпизодам в соответствии с моделью;
-размещают заместители персонажей и декораций в блоках-рамочках на фланелеграфе;
-размещают условные заместители на игровой площадке перед проведением игры - драматизации;
-описывают и зарисовывают предмет, затем составляют про него рассказы;
-придумывают истории и сказки в соответствии с моделью, превращают заместители в персонажи сказок и историй;
-выполняют аппликацию или рисунок, передающие смысловые характеристики персонажей или отношение между ними;
В подготовительной группе:
-придумывают и изображают на бумаге заместители для каждого персонажа;
- пересказывают сказку или историю в соответствии с моделью;
-самостоятельно изображают модель всей сказки либо её части;
-размещают заместители персонажей и «декораций» сначала на фланелеграфе, затем на игровой площадке;
-придумывают сказки и истории в соответствии с заданной моделью;
- превращают заместители в персонажи;
-дети составляют групповые и индивидуальные сочинения на заданную тему;
- в рисунке с помощью символических средств раскрывают внутренние характеристики персонажей сказок, а также используют символические средства при сочинении сказок, историй;
О результатах проведённой работы можно судить по итоговой диагностике, проводимой по завершении каждого цикла заданий в течение всего учебного года.
III. Контрольный этап.
Задача: Провести контрольные замеры способностей и умений детей. На данном заключительном этапе работы с детьми выполнялись следующие задания:
Средняя группа:
1. Подбор заместителей к персонажам сказки.
2. Размещение условных заместителей.
3. Разыгрывание сказки на заместителях.
4. Сочинение сказок и историй с опорой на заместители.
Старшая группа:
1. Сочинение сказки с опорой на внешние наглядные средства.
2. Пересказ сказки с опорой на модель.
3. Составление плана игры-драматизации.
4. Использование символических средств.
5. Сочинение сказки с опорой на модель.
Подготовительная группа:
1. Самостоятельное составление пространственно-временной модели и пересказ сказки.
2. Пересказ без опоры на внешние средства.
3. Сочинение сказки с опорой на символические средства.
4. Самостоятельное придумывание символов, передающих внутренние характеристики персонажа.
5. Сочинение сказки без опоры на внешние средства.
Обследование проводилось индивидуально, данные заносились в диагностические таблицы.
Выводы:
Результаты контрольных замеров на последнем этапе текущей диагностики таковы:
Средняя группа:
Высокий 55%
Средний 30 %
Низкий 15 %
Старшая группа:
Высокий 65 %
Средний 25 %
Низкий 10 %
Подготовительная группа:
Высокий 69 %
Средний 26 %
Низкий 5%
IV. Аналитический этап.
Выводы:
Высокие результаты в развитии способностей у детей свидетельствуют о следующем:
исследовательская работа, проведённая в течение 3-х лет, позволила убедиться в эффективности применения метода моделирования на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, развитию речи и художественному конструированию. Это произошло потому, что последовательно и систематично шёл процесс овладения детьми действиями замещения, который осуществлялся на диагностической основе.
Прогноз: дети, которые имеют к концу года средний и высокий уровень развития способностей будут гораздо комфортнее чувствовать себя во всех видах деятельности. Умение использовать условные заместители и символы найдёт применение на всех занятиях