Папки-передвижки

Развитие умственных способностей дошкольников посредством моделирования

Меркулова Ольга
Развитие умственных способностей дошкольников посредством моделирования
▼ Скачать + Заказать документы

Психическое развитие ребёнка - дошкольника отличается чрезвычайным разнообразием и динамичностью. Выделение наиболее существенных характеристик изменений в развитии личности - главная задача воспитателя. Именно характеристики являются основными единицами, определяющими ключевые направления психического развития ребёнка.

Публикация «Развитие умственных способностей дошкольников посредством моделирования» размещена в разделах

Одним из теоретических оснований программы является концепция развития способностей, разработанная JI. A. Венгером и его сотрудниками. Способности понимаются как ориентировочные действия, которые осуществляются путём использования существующих в культуре средств. Для дошкольников такие средства носят, прежде всего, образный характер. Этого разного рода эталоны, схемы, модели, символы. Способности позволяют ребёнку самостоятельно обобщать имеющийся у него эмпирический опыт, анализировать новую ситуацию, находить решения различных задач.

Условно способности можно разделить на две большие группы: учебные и творческие. Первая группа относится к сфере познания действительности. Это способности позволяющие ребёнку с помощью моделей, схем проявить наиболее значимые для решения задачи наглядные, объективно существующие связи между предметами или частями предметов, обобщать свой познавательный опыт.

Способности формируются и развиваются в деятельности, в которой они находят себе применение. Чем разнообразнее и содержательней деятельность, тем больше возможностей для развития способностей. Однако не всякая деятельность, в которую включают ребёнка, автоматически формирует и развивает способности к ней.

Для того чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна соответствовать некоторым условиям.

Во-первых: Деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие. Ребёнок должен испытывать чувство радостного удовлетворения от деятельности, тогда у него возникает стремление по собственной инициативе, без принуждений, заниматься ею. Живая заинтересованность, желание выполнить работу как можно лучше, а не равнодушное, безразличное отношение к ней - необходимые условия того, чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей.

Во-вторых: Деятельность ребёнка должна быть по возможности творческой.

В-третьих: Важно организовать деятельность ребёнка так, чтобы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его наличные возможности, а так же уже достигнутый им уровень выполнения деятельности.

Моделирование, как метод, соответствует всем условиям успешного развития способностей. Таким образом, я поставила цель: развитие умственных способностей детей (познавательные и творческие, с помощью метода моделирования.

План действий:

Этап № 1. Составить поэтапный план исследовательской работы с детьми по разделу: «Художественная литература и развитие речи».

Этап № 2. подготовить диагностический материал для отслеживания результатов эксперимента (методики, анкеты, таблицы).

Ход исследования:

В эксперименте по моделированию на занятиях «Художественная литература и развитие речи», дидактических упражнениях и играх принимали участие 20 детей (в возрасте от 4-х лет). Вся исследовательская работа делилась на III этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Каждый этап имел свои задачи.

I. Констатирующий этап.

Задачи: Выявить наличие умственных способностей и знаний у детей.

Обследование проводилось индивидуально по заранее составленному вопроснику.

Средняя группа. В начале каждого цикла заданий ребёнку предоставлялась возможность осуществлять подбор заместителей ко всем персонажам сказки, размещать условные заместители, разыгрывать сказку на заместителях; сочинять сказки и истории, «превращая» заместители в персонажи сказок.

Старшая группа. Каждому ребёнку предоставлялась возможность составить пространственно-временную модель сказки; создать свой образ, опираясь на схематическое изображение предмета и сочинить про него истории, используя символические средства, передать своё отношение к персонажам.

Подготовительная группа. Детям предлагалось пересказать сказку с опорой на самостоятельно составленную модель; сочинить свою сказку с опорой на модель; сочинить сказку с опорой на самостоятельно составленную модель и далее без неё.

Результаты были занесены в диагностические таблицы.

Выводы: Данные, собранные на этом этапе, дают возможность судить о наличии или отсутствии группы способностей по следующим фактам :

Средняя группа.

1. действия замещения;

2. построение двигательной модели;

3. символизация;

4. действия «опредмечивания»;

5. действия детализации;

6. сочинение сказок с опорой на заместители.

Старшая группа.

1. пересказ с опорой на модель;

2. умение использовать символические средства;

3. сочинение сказок с опорой на модель.

Подготовительная группа.

1. построение модели истории, сказки;

2. использование символических средств, при сочинении истории;

3. пересказ сказки;

4. сочинение сказки.

Цель констатирующего эксперимента выявить умственные и творческие способности детей, так как их развитие происходит в различных видах деятельности. Но способности сами по себе не проявляются. Их развитие при использовании метода моделирования в ходе формирующего эксперимента либо будет опровергнуто, либо будет подтверждено.

II. Формирующий этап.

Задача: Подобрать дидактические упражнения и игры по блокам занятий, с использованием заместителей и схем.

Дети в среднем возрасте:

-осваивают различные формы символизации, позволяющей выражать своё отношение к действительности.

-постепенно, в ходе занятий ребята не только используют отдельные символические средства (цвет, величина, но и отношение между ними (сочетание цветов персонажей, сказочных предметов и т. п.)

В старшем возрасте:

-подбирают заместители ко всем персонажам, обосновывая свой выбор;

- по эпизодам пересказывают сказку. Разыгрывая её при помощи заместителей;

- пересказывают сказку по отдельным эпизодам в соответствии с моделью;

-размещают заместители персонажей и декораций в блоках-рамочках на фланелеграфе;

-размещают условные заместители на игровой площадке перед проведением игры - драматизации;

-описывают и зарисовывают предмет, затем составляют про него рассказы;

-придумывают истории и сказки в соответствии с моделью, превращают заместители в персонажи сказок и историй;

-выполняют аппликацию или рисунок, передающие смысловые характеристики персонажей или отношение между ними;

В подготовительной группе:

-придумывают и изображают на бумаге заместители для каждого персонажа;

- пересказывают сказку или историю в соответствии с моделью;

-самостоятельно изображают модель всей сказки либо её части;

-размещают заместители персонажей и «декораций» сначала на фланелеграфе, затем на игровой площадке;

-придумывают сказки и истории в соответствии с заданной моделью;

- превращают заместители в персонажи;

-дети составляют групповые и индивидуальные сочинения на заданную тему;

- в рисунке с помощью символических средств раскрывают внутренние характеристики персонажей сказок, а также используют символические средства при сочинении сказок, историй;

О результатах проведённой работы можно судить по итоговой диагностике, проводимой по завершении каждого цикла заданий в течение всего учебного года.

III. Контрольный этап.

Задача: Провести контрольные замеры способностей и умений детей. На данном заключительном этапе работы с детьми выполнялись следующие задания:

Средняя группа:

1. Подбор заместителей к персонажам сказки.

2. Размещение условных заместителей.

3. Разыгрывание сказки на заместителях.

4. Сочинение сказок и историй с опорой на заместители.

Старшая группа:

1. Сочинение сказки с опорой на внешние наглядные средства.

2. Пересказ сказки с опорой на модель.

3. Составление плана игры-драматизации.

4. Использование символических средств.

5. Сочинение сказки с опорой на модель.

Подготовительная группа:

1. Самостоятельное составление пространственно-временной модели и пересказ сказки.

2. Пересказ без опоры на внешние средства.

3. Сочинение сказки с опорой на символические средства.

4. Самостоятельное придумывание символов, передающих внутренние характеристики персонажа.

5. Сочинение сказки без опоры на внешние средства.

Обследование проводилось индивидуально, данные заносились в диагностические таблицы.

Выводы:

Результаты контрольных замеров на последнем этапе текущей диагностики таковы:

Средняя группа:

Высокий 55%

Средний 30 %

Низкий 15 %

Старшая группа:

Высокий 65 %

Средний 25 %

Низкий 10 %

Подготовительная группа:

Высокий 69 %

Средний 26 %

Низкий 5%

IV. Аналитический этап.

Выводы:

Высокие результаты в развитии способностей у детей свидетельствуют о следующем:

исследовательская работа, проведённая в течение 3-х лет, позволила убедиться в эффективности применения метода моделирования на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, развитию речи и художественному конструированию. Это произошло потому, что последовательно и систематично шёл процесс овладения детьми действиями замещения, который осуществлялся на диагностической основе.

Прогноз: дети, которые имеют к концу года средний и высокий уровень развития способностей будут гораздо комфортнее чувствовать себя во всех видах деятельности. Умение использовать условные заместители и символы найдёт применение на всех занятиях

Публикации по теме:

Развитие координационных способностей у дошкольников посредством степ-аэробики «РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СТЕП-АЭРОБИКИ» Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе обучения.

«Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста» отчет по самообразованию Отчет по самообразованию Воспитатель: Десятова Лилия Олеговна Тема: «Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста». Умственное.

Фотоматериал к опыту работы «Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников посредством наглядного моделирования»Фотоматериал к опыту работы «Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников посредством наглядного моделирования» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» комбинированного вида города Унеча Брянской области Фотоматериал.

Консультация для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников посредством музыки» 1 РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКИ Подготовила музыкальный руководитель: Т. И. Яковенко 2 «Настоящая.

Мастер-класс для родителей «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством математической деятельности» Цель: ознакомление родителей с играми, направленными на развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством математической деятельности.

Мастер-класс «Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников посредством наглядного моделирования» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» комбинированного вида г. Унеча Брянская область Сценарий мастер-класса.

Развитие одаренности и творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования «Одарённость ребенка – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,.

План по самообразованию «Развитие творческих способностей дошкольников посредством музыкальной деятельности» План по самообразованию музыкального руководителя Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством коллекционирования кукол для театрализованной деятельности Театрализованная деятельность является наиболее распространенным видом детского творчества. Любую фантазию, впечатления из окружающей жизни.

Развитие умственных способностей в процессе ознакомления с живой и неживой природой «Зимующие птицы» в старшей группе Развитие умственных способностей в процессе ознакомления с живой и неживой природой «Зимующие птицы» Цели и задачи: Обогащение и закрепление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие умственных способностей дошкольников посредством моделирования
Опубликовано: 24 сентября 2019 в 22:31
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие умственных способностей дошкольников посредством моделирования» (включая файлы) размещена пользователем Меркулова Ольга в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД