Лучший педагог года

Консультация «Особенности сенсорного развития детей раннего возраста». Часть 2

Надежда Гридасова
Консультация «Особенности сенсорного развития детей раннего возраста». Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду.

Выдающийся педагог Н. К. Крупская, подчёркивая особенности детских игр, писала: "Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребёнка, твёрже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и прочее"

Публикация «Консультация „Особенности сенсорного развития детей раннего возраста“, Часть 2» размещена в разделах

Основа умственного воспитания – сенсорное развитие, то есть формирование ощущений, обогащение ребёнка разнообразными впечатлениями, расширение ориентировки в окружающем. Целесообразно знакомить ребенка с названиями игрушек и предметов. Психологи выделяют дошкольный возраст как период, когда в деятельности ребенка главенствующую роль играет предметная деятельность. В младшем детстве образное мышление еще весьма ограничено в своих возможностях.

Для интеллектуального развития полезны любые «орудийные» игры с использования наглядно-действенного мышления. Мышление ребенка колокольчиками, с колпачками, с кольцами, кубиками, требующие непосредственно связано с восприятием – малыш мыслит, устанавливает связи между предметами и явлениями. Среди всех психических процессов в раннем возрасте главная роль принадлежит восприятию: поведение и сознание целиком определяются тем, что ребенок видит здесь и сейчас. Мышление, которое осуществляется в форме внешних ориентированных действий психологи называют наглядно-действенными. Уже в конце младенческого возраста ребенок начинает совершенствовать действия с двумя предметами – нанизывание, ставит один на другой, складывает и т. д.

В дошкольном возрасте формируется новый тип восприятия – зрительное соотнесение. Свойство одного предмета теперь превращается в образец, в мерку для измерения свойства другого. Так, величина одного кольца пирамидки становится меркой для остальных колец; нужные детали разбираются на глаз, правильное действие по просьбе взрослого выполняется сразу, без предварительных практических проб. Зрительный выбор по образцу – гораздо более сложная задача, нежели простое узнавание или промеривание, ведь сначала нужно найти предметы, одинаковые по форме, по величине, и лишь потом – по цвету.

Ребенок способен сравнивать хорошо знакомые предметы, имеющие ярко выраженную форму, с постоянными образцами, не только реально воспринимаемыми, но и представляемыми. Так, если предмет треугольной формы, ребенок определяет его как «домик», а круглый – «мячик». Это означает, что у ребенка есть представления о свойствах вещей, и представления закрепляются за конкретными предметами, но эти представления сами не формируются со свойствами предметов, ребенка необходимо знакомить в конкретных практических действиях. В период дошкольного возраста ребенок может совершать действия в уме, способен без внешних проб подбирать нужные детали, например, для пирамидки или матрешки.

В раннем возрасте наглядно-образное мышление только зарождается. Поэтому ребенок не может выполнять сложные задания, а если выполняет, то только в наглядно-действенном плане. Необходимо проводить игры-занятия, что способствуют у детей дошкольного возраста развитию других психических процессов.

На втором году жизни ребенок уже способен узнавать на картинках изображения знакомых предметов. Исходя из этого, рисунки можно использовать на занятиях в ходе развивающих игр. На столе разложены картинки, разрезанные пополам. Показав целую картинку, воспитатель берет со стола ее половинку и просит подобрать к ней соответствующую часть. Если ребенок затрудняется, задание выполняется совместно с педагогом.

Действие со специальными игрушками-вкладышами их значимость: развивают восприятие и мышление. Одна из любимых детских игр – раскладывание предметов по разным емкостям. Задача эта решается на втором этапе обучения: подобрать предмет в соответствии с размером емкости: в большой – побольше,в маленький – поменьше, возможно игра с вкладышами постройка башенки, второй вариант этой игры – используют специальные коробочки с прорезами или углублениями различной формы, окрашенные в цвет, соответствующий вкладываемой детали. Для каждого отверстия играющий подбирает нужную по форме (или размеру) «крышечку». Педагог показывает, как закрывается крышечкой окошко; обращает внимание: каждому подходит только одна определенная крышка: вместе с ребенком подбирает соответствующие формы и только после этого предоставляет возможность играть самостоятельно. Игра продолжается до тех пор, пока сохраняется интерес к ней.

Дети третьего года жизни могут строить башенки, домики для кукол, стулья уже из большего числа кубиков и разной величины. Развивается не только наглядно-образное мышление, но и восприятие, внимание, память, речь.

Игры и занятия с вкладышами предполагает индивидуальную форму работы. На первых порах обязательно участие взрослого : он должен заинтересовать ребенка предметами, показать возможные действия, научить правильным способам. Если игра усвоена, если малыш уже сам с удовольствием играет, его можно оставить одного до тех пор, пока не заскучает.

Когда ребенок начинает употреблять предметы по их функциональному назначению, то начинается присвоение социального опыта их употребления. Ознакомительные игры, в основе которых лежит познание свойства предметов, характерные именно для раннего периода детства.

В работе с детьми раннего дошкольного возраста широко используется малые формы фольклора (пословицы, заклички, загадки, как средство сенсорного развития.

Публикации по теме:

Обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста в играх-занятиях со строительным материалом «Обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста в играх занятиях со строительным материалом» «Тема обобщенного педагогического опыта».

Дидактические игры для сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста Дидактическое пособие сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста. Дидактическая игра явление непростое, однако, в.

Дидактическое пособие своими руками «Испеки пирожное» для сенсорного развития детей дошкольного возрастаДидактическое пособие своими руками «Испеки пирожное» для сенсорного развития детей дошкольного возраста Дидактическое пособие предназначено для сенсорного развития детей дошкольного возраста, всех возрастных групп. Цели и задачи зависят.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Игры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возрастаИгры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста Предложенные игры помогут детям научиться различать цвета, правильно их называть. Некоторые дети без проблем запоминают цвета (синий, жёлтый,.

Консультация для родителей «Аппликация как средство развития творческих способностей детей раннего возраста»Консультация для родителей «Аппликация как средство развития творческих способностей детей раннего возраста» Аппликация - один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: их радует яркий цвет бумаги, удачное расположение фигур, большой.

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» - консультация для педагогов дошкольного образования.

Консультация и презентация «Бизиборд как средство сенсорного развития детей 3–4 лет» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 9 «ТОПОЛЁК» Презентация: «Бизиборд-как средство.

Оснащение уголка сенсорного воспитания и развития элементарных математических представлений (часть 2)Оснащение уголка сенсорного воспитания и развития элементарных математических представлений (часть 2) Часть 1 Уважаемые коллеги, хотелось бы сегодня продолжить рассказ о нашемУголке сенсорного воспитания и развития элементарных математических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Особенности сенсорного развития детей раннего возраста». Часть 2
Опубликовано: 16 мая 2022 в 16:57
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Особенности сенсорного развития детей раннего возраста». Часть 2» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Гридасова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД