Надежда Гридасова
Консультация «Особенности сенсорного развития детей раннего возраста». Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду.
Выдающийся педагог Н. К. Крупская, подчёркивая особенности детских игр, писала: "Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребёнка, твёрже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и прочее"
Публикация «Консультация „Особенности сенсорного развития детей раннего возраста“, Часть 2» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Основа умственного воспитания – сенсорное развитие, то есть формирование ощущений, обогащение ребёнка разнообразными впечатлениями, расширение ориентировки в окружающем. Целесообразно знакомить ребенка с названиями игрушек и предметов. Психологи выделяют дошкольный возраст как период, когда в деятельности ребенка главенствующую роль играет предметная деятельность. В младшем детстве образное мышление еще весьма ограничено в своих возможностях.
Для интеллектуального развития полезны любые «орудийные» игры с использования наглядно-действенного мышления. Мышление ребенка колокольчиками, с колпачками, с кольцами, кубиками, требующие непосредственно связано с восприятием – малыш мыслит, устанавливает связи между предметами и явлениями. Среди всех психических процессов в раннем возрасте главная роль принадлежит восприятию: поведение и сознание целиком определяются тем, что ребенок видит здесь и сейчас. Мышление, которое осуществляется в форме внешних ориентированных действий психологи называют наглядно-действенными. Уже в конце младенческого возраста ребенок начинает совершенствовать действия с двумя предметами – нанизывание, ставит один на другой, складывает и т. д.
В дошкольном возрасте формируется новый тип восприятия – зрительное соотнесение. Свойство одного предмета теперь превращается в образец, в мерку для измерения свойства другого. Так, величина одного кольца пирамидки становится меркой для остальных колец; нужные детали разбираются на глаз, правильное действие по просьбе взрослого выполняется сразу, без предварительных практических проб. Зрительный выбор по образцу – гораздо более сложная задача, нежели простое узнавание или промеривание, ведь сначала нужно найти предметы, одинаковые по форме, по величине, и лишь потом – по цвету.
Ребенок способен сравнивать хорошо знакомые предметы, имеющие ярко выраженную форму, с постоянными образцами, не только реально воспринимаемыми, но и представляемыми. Так, если предмет треугольной формы, ребенок определяет его как «домик», а круглый – «мячик». Это означает, что у ребенка есть представления о свойствах вещей, и представления закрепляются за конкретными предметами, но эти представления сами не формируются со свойствами предметов, ребенка необходимо знакомить в конкретных практических действиях. В период дошкольного возраста ребенок может совершать действия в уме, способен без внешних проб подбирать нужные детали, например, для пирамидки или матрешки.
В раннем возрасте наглядно-образное мышление только зарождается. Поэтому ребенок не может выполнять сложные задания, а если выполняет, то только в наглядно-действенном плане. Необходимо проводить игры-занятия, что способствуют у детей дошкольного возраста развитию других психических процессов.
На втором году жизни ребенок уже способен узнавать на картинках изображения знакомых предметов. Исходя из этого, рисунки можно использовать на занятиях в ходе развивающих игр. На столе разложены картинки, разрезанные пополам. Показав целую картинку, воспитатель берет со стола ее половинку и просит подобрать к ней соответствующую часть. Если ребенок затрудняется, задание выполняется совместно с педагогом.
Действие со специальными игрушками-вкладышами их значимость: развивают восприятие и мышление. Одна из любимых детских игр – раскладывание предметов по разным емкостям. Задача эта решается на втором этапе обучения: подобрать предмет в соответствии с размером емкости: в большой – побольше,в маленький – поменьше, возможно игра с вкладышами постройка башенки, второй вариант этой игры – используют специальные коробочки с прорезами или углублениями различной формы, окрашенные в цвет, соответствующий вкладываемой детали. Для каждого отверстия играющий подбирает нужную по форме (или размеру) «крышечку». Педагог показывает, как закрывается крышечкой окошко; обращает внимание: каждому подходит только одна определенная крышка: вместе с ребенком подбирает соответствующие формы и только после этого предоставляет возможность играть самостоятельно. Игра продолжается до тех пор, пока сохраняется интерес к ней.
Дети третьего года жизни могут строить башенки, домики для кукол, стулья уже из большего числа кубиков и разной величины. Развивается не только наглядно-образное мышление, но и восприятие, внимание, память, речь.
Игры и занятия с вкладышами предполагает индивидуальную форму работы. На первых порах обязательно участие взрослого : он должен заинтересовать ребенка предметами, показать возможные действия, научить правильным способам. Если игра усвоена, если малыш уже сам с удовольствием играет, его можно оставить одного до тех пор, пока не заскучает.
Когда ребенок начинает употреблять предметы по их функциональному назначению, то начинается присвоение социального опыта их употребления. Ознакомительные игры, в основе которых лежит познание свойства предметов, характерные именно для раннего периода детства.
В работе с детьми раннего дошкольного возраста широко используется малые формы фольклора (пословицы, заклички, загадки, как средство сенсорного развития.