МААМ-картинки

Консультация «Особенности развития художественно-эстетического восприятия у детей 5–6 лет»

Крит Наталья Игоревна
Консультация «Особенности развития художественно-эстетического восприятия у детей 5–6 лет»

Консультация для педагогов и родителей

Составитель: Крит Н. И. - воспитатель первой категории.

Особенности развития художественно - эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

Публикация «Консультация „Особенности развития художественно-эстетического восприятия у детей 5–6 лет“» размещена в разделах

У детей 5-7 лет уже относительно сформированы все анализаторы, на основе которых продолжают развиваться все виды чувствительности. В этом возрасте чрезвычайно велика роль зрительных ощущений и восприятий. Около 80% об окружающем мире ребёнок получает с помощью зрения. К 6-му году значительно уменьшается количество ошибок цветоразличения. Ребёнок 5-7лет может знать не только основные цвета, но и их оттенки.

К 5-6 годам значительные изменения наблюдаются и при восприятии пространства. Дети этого возраста всё чаще проявляют потребность разобраться во всех встречающихся формах. Они уже пробуют установить, на что похож этот предмет. Дети должны со стороны взрослого получить поддержку в потребности разобраться в формах окружающих предметов.

Старшие дошкольники уже неплохо решают задачи на сравнение длины линий, хуже обстоит дело с решением сложных задач на глазомер. Глазомер совершенствуется в конструктивной деятельности, когда ребёнок подбирает недостающие детали для построения или делит комок глины при лепке, чтобы хватило на все части предмета. Развивается глазомер также в рисовании, в играх.

Особое внимание уделим особенностям художественного восприятия детей. Старшие дошкольники активно относятся к воспринятому, пытаются воздействовать на героев произведений. Лишь к концу дошкольного возраста появляется способность занять вне изображаемого, позицию зрителя. Оценочные суждения детей этого возраста ещё примитивны, но всё же свидетельствуют о зарождении умения не только чувствовать красивое, но и оценить его. Развитию художественного восприятия содействует расширение знаний, представлений об окружающей действительности, развитию речи и мышления. Восприятие ребёнка 5 лет носит ещё непроизвольный характер, т. е. является непреднамеренным.

К 7 годам дети могут уже ставить перед собой цель изучить свойства того или иного предмета, сравнить предметы между собой.

Л. Ф. Тихомирова о значении восприятия говорит : «Развитие восприятия даёт возможность детям дошкольного возраста узнавать свойства объектов. Отличать одни предметы от других. Выяснять существующие между ними связи и отношения».

Т. В. Башаева – автор работы «Развитие восприятия у детей» особое внимание обращает на старший дошкольный возраст, где «восприятие предметов и явлений опирается на систему перцептивных действий и систему эталонов (принятых образцов, с которыми ребёнок сравнивает предметы. Характер перцептивных действий меняется, в них увеличивается доля зрительного обследования. И только в затруднительных случаях и с незнакомыми предметами в обследовании участвует рука. Ребё нок уже может мысленно выполнять некоторые двигательные действия: переворачивание предмета, прикладывание, измерение».

Такие сложные действия помогают сформировать более детальный образ предмета, где все свойства и детали находятся в определённом соотношении друг с другом. Так у ребёнка возникает так называемый системный образ. У ребёнка развивается наблюдательность, он замечает малейшее отличие. Он и с интересом изучает новые незнакомые предметы и явления, применяя накопленный опыт перцептивных действий, которые превращаются в инструмент познания старшего дошкольника. Восприятие детей 7 лет становится психическим процессом, всё больше осуществляется в уме, почти мгновенно, перцептивные действия сворачиваются, выполняются незаметно и быстро. Ребёнок быстро узнаёт знакомые предметы, замечает их отличие и сходство. Восприятие становится внутренним процессом. Перцептивные действия, которые выполняются в уме, создают условия для формирования мышления.

Изобразительная деятельность детей 5-7 лет по высказываниям Т. С. Комаровой «приобретает всё более осознанный и преднамеренный характер». В этом возрасте у детей начинает складываться осознанный интерес к этой деятельности. Они охотно занимаются при условии постепенного и планомерного овладения её способами. У детей развивается способность придумывать интересные дополнения к своим рисункам, лепным изображениям. Вместе с тем детей интересует и оценка их произведений сверстниками и взрослыми. Появляется стремление детей получить более высокий результат при создании рисунков и других произведений.

В процессе восприятия предметов и явлений следует развивать у детей старшего дошкольного возраста такие мыслительные операции, как анализ, сравнение, уподобление (на что-то похоже, установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и еденичного, характерных признаков, обобщение.

С передачей в рисунках, лепке характерных особенностей предметов и явлений с помощью доступных детям средств выразительности в старшей группе необходимо продолжать развивать способность наблюдать, всматриваться, вслушиваться в окружающую жизнь, замечать изменения. Например, как изменяется форма медленно плывущих облаков, как меняется их цвет, как постепенно раскрывается и закрывается бутон цветка, как изменяется освещение предметов днём на солнце и в тени.

Необходимо продолжать формировать образные представления, что создаёт основу для развития воображения ребёнка, умение самостоятельно задумывать содержание своих рисунков, лепки.

Детей необходимо подводить к пониманию взаимозависимости рассматривания объектов действительности и качества изображения: чем тщательнее организованно восприятие, тем лучше ребёнок сможет изобразить предметы. Систематические наблюдения, проводимые вместе с ребёнком и самим ребёнком, позволяют ему приобрести значительный опыт, необходимый для создания образов окружающего мира в рисунках и лепке.

В задачи обучения детей изображению предметов и явлений следует включать дальнейшее развитие восприятия цветов и оттенков, постоянно расширяя запас цветовых представлений у детей и формируя умение передавать оттенки цвета в рисовании разными материалами. Например: в гуашь - добавляя в основной цвет белила.

Развитию цветового восприятия и формированию чувства цвета способствуют рисование с натуры, разнообразные дидактические игры. Дети старшего дошкольного возраста на основе всей предшествующей работы по развитию восприятия способны воспринимать не только окружающую действительность: предметы, явления, но и создавать собственные на основе воспринятого. Создание собственных предметов даёт возможность ребёнку развивать свои чувства цвета, ритма, композиции.

При создании сюжетных изображений требуется систематическое развитие восприятия у детей, направленное на осознание положения предметов в пространстве: ближе и дальше от смотрящего, соотношение предметов по величине, их положения относительно друг друга. Располагая изображение на листе, дети овладевают пространственно-композиционными умениями.

В совместной деятельности со взрослыми дети учатся видеть красоту созданного, формируется художественный вкус, эстетические интересы.

В. Ф. Котлер высказываясь о способностях, знаниях, умениях, навыках в области изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста

отмечает: «Обнаруживается стремление детей адекватно отразить в рисунке признаки объектов и явлений и выразить к ним своё отношение. Поэтому необходимо совершенствовать достигнутый ранее уровень развития психических процессов и образований».

Способности : Зрительная оценка индивидуальных особенностей сложных (многосоставных) форм: фигуры зверей, птиц, рыб, человека; умение определять пространственные и пропорциональные отношения; различение цветов (красного - оранжевого, синего – голубого, зелёного, жёлтого, фиолетового, коричневого, серого, белого, чёрного) и их оттенков; относительная самостоятельность в обследовании объектов простых и сложных; чувство ритма – повторы и чередования цвета и формы, овладеваемых на данном этапе обучения.

Знания, которыми может овладеть ребёнок в этом возрасте, включает основные критерии грамотного использования элементов изобразительного языка, а именно: в рисунке, по возможности, точно переданы форма, пространственное положение и пропорциональное соотношение частей изображаемого объекта. Линия проведена уверенным движением, отражает признаки формы изображаемого объекта и передаёт отношение рисовальщика к данному объекту, (линия может быть спокойная, плавная, резкая, энергичная). Цвет отражает воспринимаемые в натуре признаки, передаёт эмоциональное состояние от увиденного.

Композиция: положение формата листа бумаги соответствует изображаемому объекту, найдено масштабное решение (не слишком мелкое и не слишком большое изображение, установлено композиционное равновесие на основе симметрии и асимметрии, главный смысловой центр выделен масштабом и цветом. Использованы элементарные способы передачи многоплановости изображаемого пространства.

Умения, навыки, координация движений глаза и руки, при отражении воспринимаемой формы объекта. Последовательность воспроизведения контурного рисунка, развитость руки, позволяющая графические действия той степени трудности, которая обусловлена содержанием изобразительных заданий в данной группе. Владение техникой работы художественными материалами (цветными карандашами, гуашью, акварелью) и инструментами.

Перечисленные уровни поэтапного развития новообразований у ребёнка являются ориентировочными и вместе с тем вполне реальным достижением. Отсюда следует, что последовательное, целенаправленное формирование, способностей, знаний, умений, навыков детей старшего дошкольного возраста является необходимым условием, Обеспечивающим успешное решение не только учебных, но и творческих задач в изобразительной деятельности. Процесс достижения указанных выше целей и задач оказывает безусловное влияние на развитие художественно-эстетического восприятия.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Фотоотчет «Организация семейных творческих выставок в ДОУ как условие художественно-эстетического развития детей»Фотоотчет «Организация семейных творческих выставок в ДОУ как условие художественно-эстетического развития детей» Организация семейных творческих выставок в ДОУ как условие художественно – эстетического развития детей. Художественно – эстетическое развитие.

Фотоотчет Социального проекта семейной студии художественно-эстетического развития детей дошкольного возрастаФотоотчет Социального проекта семейной студии художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Фотоотчет Социального проекта семейной студии художественно - эстетического развития детей дошкольного возраста «Раз-ладошка, два - ладошка».

Консультация для родителей «О задачах художественно-эстетического воспитания» Консультация для родителей: «О задачах художественно-эстетического воспитания» Средством общения между людьми является слово… Ребенок лишь.

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

План работы с родителями в области художественно-эстетического развития детей.План работы с родителями в области художественно-эстетического развития детей. Социальное партнёрство 1. Для изучения родительских представлений об эстетическом воспитании детей провести анкетирование во всех возрастных.

Использование игровых технологий в процессе художественно — эстетического развития дошкольников В связи с введением «Федеральных государственных образовательных стандартов Дошкольного Образования активизировался поиск современных технологий.

Уголок художественно-эстетического развития детейУголок художественно-эстетического развития детей Представляю вашему вниманию вариант оформления уголка по художественно- эстетическому воспитанию дошкольников. Как всем известно, дети очень.

Уголок художественно-эстетического развития. Дидактическая игра «Составим натюрморт»Уголок художественно-эстетического развития. Дидактическая игра «Составим натюрморт» Каждый раз пополняя уголки в группе, стараешься добавить, что то новое и интересное. В наше время трудно чем либо удивить детей. Но все.

Взаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детейВзаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детей В современном мире как никогда прежде важно поддерживать взаимодействие детского сада и семьи. Этот процесс должен быть, прежде всего, диалогом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Особенности развития художественно-эстетического восприятия у детей 5–6 лет»
Опубликовано: 12 января 2020 в 20:13
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Особенности развития художественно-эстетического восприятия у детей 5–6 лет»» (включая файлы) размещена пользователем Крит Наталья Игоревна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД