Юлия Кутырева
Консультация «Организация коррекционной работы с детьми для развития зрительной и слуховой памяти»
▼ Скачать + Заказать документы
Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Иными словами память – это отражение опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения.
На каждом отрезке времени жизни есть определенные особенности развития памяти и мыслительной деятельности, у детей до года свой процесс запоминания, у взрослого человека уже совершенно другой. Развитие памяти у детей дошкольного возраста также имеет свои определенные особенности. Считается, что именно в этом возрасте можно заложить способность к запоминанию, что положительно скажется и на дальнейшей учебе и на становлении маленького человека как личности.
Публикация «Консультация „Организация коррекционной работы с детьми для развития зрительной и слуховой памяти“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие памяти. Консультации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Все виды памяти можно условно разделить на три группы:
Что запоминает человек (предметы и явления, мысли, движения, чувства). Соответственно этому различают двигательную, эмоциональную, словесно – логическую и образную память;
Как человек запоминает (случайно и преднамеренно). Здесь выделяют произвольную и непроизвольную память;
Непроизвольная (непреднамеренная) – это запоминание материала ребенком как бы само по себе, без постановки специальной цели, запомнить и без специальных направленных на это усилий.
Так же, дошкольный возраст – возраст интенсивного развития памяти. Принято считать, что в этот период память является ведущим познавательным процессов, психической функцией. В самом деле, ребенок в этом возрасте усваивает речь настолько, что становится истинным носителем родного языка. Память схватывает значимые для ребенка события и сохраняет их.
На сегодняшний день проблема развития памяти дошкольников является одной из центральных задач дошкольного учреждения. Старший дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития памяти. Одним из важных направлений развития памяти выступает создание в детском саду условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач. Таким образом, развитие памяти дошкольника имеет важнейшее значение для дальнейшей его жизни.
Как сделать работу эффективной? Нужно разработать программу.
Программа индивидуальных и групповых занятий, с использованием игровых технологий, способствующих развитию зрительной и слуховой памяти.
Программа групповых коррекционно-развивающих занятий.
Цель: с помощью специальных игр и упражнений добиться значительного улучшения показателей памяти.
Задачи:
1. Развитие памяти : зрительной, слуховой.
2. Учить произвольному запоминанию.
3. Развитие и других познавательных процессов, без которых невозможно развитие памяти, а именно: восприятия, внимания, логического мышления, а также умения классифицировать и обобщать.
Группа формируется на основе анализа диагностических данных и не превышает по численности 5-6 человек. Периодичность занятий с детьми в группе по развитию памяти : 2 занятия в неделю продолжительностью 20-25 минут.
Основное содержание групповых занятий составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие тех познавательных процессов и видов памяти, которые были перечислены выше.
Все занятия имеют единую структуру:
- ритуал приветствия
- основная часть занятия
- рефлексия прошедшего занятия
- ритуал прощания.
Ритуал приветствия. Кроме приветствия еще может включать в себя ответ детей на вопрос: «Какое интересное событие произошло у вас в последние дни?»
Основная часть занятия. Представляет собой совокупность предложений и приемов, направленных на решение основных задач, их количество не должно быть более четырех.
Рефлексия. Предполагает собой оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось, не понравилось, было хорошо, плохо, почему и пр.) и смысловом (зачем мы это делали, почему это важно).
Ритуал. Включает пожелания детей друг другу, группе, себе и т. д.
Содержание занятий построено на основе упражнений и игр, предложенных М. И. Чистяковой, Л. М. Житниковой и упражнений, разработанных автором.
Программа индивидуальных занятий по развитию памяти.
Цель: с помощью специальных игр и упражнений добиться значительного улучшения показателей памяти.
Задачи:
1. Развитие различных видов памяти : произвольной и непроизвольной;
зрительной, слуховой.
2. Развитие и других познавательных процессов, без которых
невозможно развитие памяти : восприятия, внимания, воображения, наглядно-образного мышления, логического мышления, а также классификации и группировки.
3. Учитывание индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Общее число занятий: 6.
Продолжительность занятия: 15 - 20 минут.
Отбор детей производится на основе диагностического обследования
Содержание занятий построено на основе упражнений и игр, предложенных Черемошкиной Л. В., Урунтаевой Г. А., Афонькиной Ю. А. и упражнений, разработанных автором.
Система работы рассчитана на совместную деятельность ребенка и взрослого. Сначала взрослый выступает инициатором занятий и формирует живой интерес к работе. Взрослым должны быть созданы специальные условия:
1 .Установка на запоминание.
2. Эмоциональная включенность.
3. Мотивация.
4. Активная работа с материалом, который нужно запомнить.
Основная цель - помочь ребенку максимально полно использовать возможности своей памяти. А также была организованна работа с родителями, целью которой являлось способствовать овладению родителями практическими умениями по проведению с ребёнком игр, способствующих развитию памяти.