Ольга Бажаева
Консультация «О важности прогулок для дошкольников»
Прогулка имеет колоссальный потенциал для всестороннего развития ребенка в процессе воспитательно-образовательной деятельности. Прогулка хороша тем, что позволяет удовлетворить множество детских потребностей – и желание двигательной активности, самостоятельном знакомстве с окружающим миром, море новых впечатлений и прочее. Единственный минус состоит в том, что при всем многообразии, представляемом прогулкой на свежем воздухе, малыши самостоятельно не могут воспользоваться и правильно распорядиться всеми возможностями. На данном этапе в процесс включается воспитатель, призванный помочь ребятишкам и направить их любознательность в правильное русло.
Публикация «Консультация „О важности прогулок для дошкольников“» размещена в разделах
Основным важным моментом является периодичность (а в данном случае ежедневность) прогулок, а также правильная организация всего процесса.
В холодное время года время прогулка проводится два раза в день. Общая продолжительность прогулки – до 4 часов. Температура ниже -15 градусов по цельсию не является обязательной для отмены прогулки, но, в зависимости, от возраста детей, а также скорости ветра ее стоит существенно сократить вплоть до отмены.
Для эффективного проведения прогулки мало иметь на участке предустановленное оборудование, следует выносить дополнительный материал, чтобы разнообразить досуг детей. Периодически его следует заменять для поддержания интереса малышей на высоком уровне.
На отдельном участке можно выделить место под наблюдения, проведение бесед.
Достаточное количество игрового материала делают прогулку достаточно насыщенной и интересной. На прогулке должны быть игрушки разного характера: к сюжетным играм, сказочные персонажи, игрушки-забавы, спортивное оборудование.
Содержание прогулки с детьми зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов, возрастных и индивидуальных особенностей.
Воспитатель заранее планирует и продумывает содержание прогулки, вызывает у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой.
Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.
Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности — соответствовали своей возрастной группе.
Малышам можно предложить индивидуальные трудовые поручения. Дети получают простые поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций. Воспитатель поочередно привлекает детей. По данной схеме труд организуется рядом друг с другом, при этом ребята трудятся индивидуально, не мешая и не завися друг от друга.
Среда, созданная на участке, должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.
Особое место в прогулках занимает самостоятельная игровая деятельность детей, в которой закрепляются знания, полученные на занятии и происходит развитие взаимоотношений между детьми. На прогулке воспитатель может видеть и учитывать индивидуальные особенности детей. Прогулка способствует более легкому установлению доброжелательного общения ребенка со взрослым, укреплению его доверия к воспитателю.
Дети сами выбирают, чем им заняться, воспитатель при этом играет роль направляющего детской деятельностью. В группах раннего возраста ребенок еще не может занимать себя долго, поэтому самостоятельная деятельность в этом возрасте носит непродолжительный, периодичный характер и нуждается в постоянном направлении воспитателя.