Людмила Валерьевна Жмуркова
Консультация «Новые технологии в педагогике. Дидактический синквейн»
▼ Скачать + Заказать документы
Название технологии : «Элементы реджио-педагогики».
Краткое описание: В группе организован центр, где хранится разнообразный материал для самостоятельной творческой деятельности детей.
Цель: Развитие творческого мышления и умения самостоятельного выбора деятельности.
Реализация:
- организация самостоятельной деятельности в течение дня;
- создание «Ателье полезных предметов»;
- оформление «Уголка уединения»;
- организация выставок самостоятельной продуктивной деятельности детей;
- организация наблюдений на прогулке;
Публикация «Консультация „Новые технологии в педагогике, Дидактический синквейн“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
- проведение бесед о предметах и явлениях. Часто у ребёнка возникают трудности с составлением рассказа по картинке, пересказом прочитанного, детям трудно выучить наизусть стихотворение. Одной из причин является бедный словарный запас. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов. Учитывая, что ведущая деятельность у дошкольников — игровая, организовать процесс познания новых слов проще в игре. А составление дидактического синквейна — это увлекательная и интересная игра. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры. Работа по составлению синквейнов – источник неиссякаемого творчества для детей и для взрослых. При творческом, не директивном использовании синквейна на занятиях и в режимных моментах, синквейн воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться. Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий и их содержания, расширении и актуализации словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу. Традиционный (классический) синквейн как жанр поэзии, основанный на подсчёте слов в каждом стихе, в начале XX века придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси благодаря японской поэзии. «Синквейн» от французского слова «пять». Это специфическое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме. Несмотря на труднопроизносимое и загадочное название, технология синквейна очень эффективна и проста в применении уже в дошкольном возрасте.
Уместно начинать на начальном этапе обучения детей составлению синквейна с использования дидактические игр и упражнений :
1. Словесные игры и упражнения («Кто это? Что это?», «Отгадай загадки», «Узнай по описанию», «Скажи, какой? какая? какое? какие?», «Подбери признаки», «Кто что делает?» и другие).
2. Дидактические игры («Найди пару», «Кто что делает?», «Слова с противоположным значением» и др.,
3. Настольно-печатные материалы из рабочей тетради «30 уроков развития речи».
4. Речевые тренинги (картотека материала для речевых тренингов).
5. Игры малой подвижности («У Маланьи, у старушки», «Что мы делаем – не скажем», «Живые слова» и другие).
К основным правилам составления синквейна относятся следующие :
1. строка – одно ключевое слово – название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.);
2. строка – два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства. слова можно соединять союзами и предлогами.
3. строка – три слова (глаголы). Действия предмета, относящиеся к теме.
4. строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.
5. строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философской обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное.
Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих строк, ее определить) :
1. …. Вертолёт 2. Быстрый, удобный 3. Летает, перевозит, садится 4. Он похож на стрекозу. 5. Воздушный транспорт
1. … Машина. 2. Быстрая, мощная. 3. Едет, обгоняет, тормозит. 4. Я люблю кататься. 5. Наземный транспорт.
Преимущества.
Эффективность и значимость технологии синквейн.
• Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
• Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
• Синквейн является игровым приемом.
• Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!
• Данный метод может легко интегрироваться с другими областями Программы
. • Технология синквейн не требует особых условий для использования и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий у дошкольников.
• Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.
• Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.
• Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления.
Новая технология – открывает новые возможности. Дидактический синквейн позволяет создавать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувств и мыслей, благодаря ему возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка, а это, в свою очередь, создает социальную ситуацию для развития ребенка, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС дошкольного образования. Использование дидактического синквейна позволяет гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно- ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
Синквейн – это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе изучения темы проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.