Фролова Марина Александровна
Консультация «Нетрадиционные приемы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Мелкая моторика рук - это способность выполнять точные скоординированные действия пальцами и кистями.
Учеными доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей. С развитием мелкой моторики рук у детей развивается память, внимание, мышление, воображение. Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребенка мелкую моторику рук.
Публикация «Консультация „Нетрадиционные приемы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Хорошо развивают мелкую моторику рук занятия лепкой, рисованием, аппликацией, пальчиковые игры и упражнения.
Но просто делать упражнения малышу будет скучно, поэтому надо обратить эти упражнения в интересные и полезные игры.
Предлагаю игры, которые я использую со своими воспитанниками, и в которые они с удовольствием играют.
Игры – шнуровки
Шнуровка дает возможность придумать множество игр. Это и непосредственно шнурование, и возможность использовать элементы «шнуровки» в сюжетно – ролевых играх или изучать основные цвета. Игры- шнуровки созданы с целью развития мелкой моторики рук, усидчивости и глазомера. В процессе игры совершенствуется координация движений и гибкость кистей рук.
Кубики, пирамидки, конструкторы – развивают мелкую моторику, способствуют конструированию, что развивает ловкость пальчиков и умение ориентироваться в пространстве.
Пазлы – собирая красочные картинки, малыш развивает не только мелкую моторику, но и внимательность, сообразительность, логическое мышление, координирование работы глаз и кистей рук.
Кубы-сортеры – ребенок учится подбирать фигурки по форме и вставлять их в соответствующие отверстия. Благодаря таким занятиям малыш развивает мелкую моторику рук, а также знакомится с различными геометрическими фигурами различными цветами.
Мозаика – способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребенка.
Игры с прищепками - также способствуют улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще.
В образовательной деятельности для развития мелкой моторики я использую следующее:
Пластилин, при помощи которого ребенок самовыражается не только творчески, но и развивает гибкость и подвижность своих пальчиков, что, в свою очередь, способствует улучшению речи.
Рисунок из фасоли, гороха – на картоне ребенок рисует простое изображение, например домик или человечка. После этого наносит клей на линии от карандаша и наклеивает фасоль или горох. Работа с такими мелкими предметами как фасоль и горох тренирует мышцы кисти и пальцев.
Мозаику – заранее готовлю полоски из цветной бумаги. Ребенок рвет их на мелкие кусочки и выкладывает из них мозаику, предварительно смазав их клеем. Это упражнение особенно подходит детям, которые еще не умеют пользоваться ножницами.
Цветная манная крупа – на листе бумаги готовый рисунок, который ребенок смазывает клеем. Потом, захватывая пальцами крупу, заполняет ею рисунок. После того, как подсохнет клей, стряхивает лишнюю крупу с картинки.
Поделки из бумаги – вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций.
Нетрадиционные техники рисования кистью, пальчиками, ладошками, вилкой, ватными палочками, паролоном и т. д.
Нетрадиционные пальчиковые игры – средство развития речи дошкольников.
Как говорил В. А. Сухомлинский: «Ум ребенка находится на кончике его пальцев».
Главное требование в играх с рукой, ее кистью и пальчиками: мы должны одинаково заботиться о развитии правой и левой руки. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.
Пальчиковые игры, которые я использую в своей работе с детьми:
Для начала делаем массаж пальчиков и ладоней. Для этого используем массажные колючие мячики, которые катаем по ладошке, столу, ковру.
Ежики (берется колючий мячик Су-Джок, который катают сначала на правой, потом на левой руке);
Башмачки (берется 4 крышки от бутылок, которые надевают, как обувь, на указательные и средние пальцы);
Забавные узелки (берутся шнурки разной расцветки, завязываются на них узелки; ребенок пальчиками перебирает узелки, называя членов своей семьи);
Пуговичная терапия (застегивание и расстегивание пуговиц);
Клубок ниток (наматываем нитки на клубок).
Моторный уровень является базовым для развития высших психических функций. Поэтому развитию мелкой моторики должно уделяться серьезное и пристальное внимание с самого раннего возраста, так как именно в этот период уровень интеллектуального развития ребенка напрямую связан с уровнем развития двигательной активности.