Получи документы

Чувашские народные игры, как средство физического развития детей

Валентина Михайлова
Чувашские народные игры, как средство физического развития детей
▼ Скачать + Заказать документы

Народные игры имеют важное значение в формировании личности ребёнка. В играх воспитываются любовь и уважение к своему народу, формируется стремление к постижению богатства национальной культуры. Игры возникали и формировались вместе с историческим и культурным развитием чувашского народа. В них ярко отражались быт, труд, национальные устои, представления о мироздании, времени и пространстве. Это подтверждает и название игр. Например, такие игры, как «Стрельба из лука», «В лошадки» свидетельствует о том, что чуваши когда-то участвовали в военных походах, битвах, игры «Слепой баран», «В курицу», «В быка» дают понять, что чуваши держали в хозяйстве разнообразный скот и птицу, а игры «В царя» отражает жизненный уклад правления монархов в Российском государстве. Характер многих игр был таков, что они способствовали физической закалке детей, играли немаловажную роль в умственном развитии, духовно-нравственном становлении подрастающего поколения, готовили их к практической трудовой деятельности. Одни из них развивали силу, ловкость, точность движений, другие приучали сообразительности, концентрации внимания.

Публикация «Чувашские народные игры, как средство физического развития детей» размещена в разделах

Игры детей были тесно связаны с трудовыми действиями, многие из них перерастали в труд или являлись следствием труда. Так, например, весной детям поручали скребком чистиь линяющую лошадь или корову. Дети мыли, чистили, аккуратно собирали шерсть и изготавливали из неё войлочные шары для игр в мяч. Среди мальчиков были рспространены игры на вытягивание. Само название игры «Вытягивание брюквы» говорит о том, что она возникла как результат подражания детей труду взрослых.

Чувашские народные игры имеют ряд особенностей: в них присутствует единая цель и одноплановость действий; песни, слова и движения органически соединены. Игры разнообразны по содержанию и организации. Почти все игры рассчитаны на участие в них группы детей, что заставляет каждого участника в равной степени подчиниться воле всех играющих. Каждый участник игры должен был изучить и усвоить обязательные для всех игроков нормы, правила взаимоотношений и поведения. При таком отношении к играм каждый участник привносил в них что-то своё, творческое.

Воспитательное значение детских игр повышалоь ещё тем, что в их процессе применялась своеобразная система поощрений и наказаний. Поощрения обычно складывались из того, что победитель первым начинал следующую игру, получал право ведения игры, выбора партнёра, назначения наказания проигравшему. Наказания в играх были самые разнообразные: возить на спине, караулить вне очереди лошадй на пстбище, выдёргивать зубами колышек из земли. Своеобразным наказанием, особенно для стеснительных детей, являлось и то, что проигравший должен был станцевать или спеть в кругу участников.

Болшинство игр не требовало специально оборудованного места и материала, за исключением игр на развитие меткости и глазомера. В чувашских играх много песен и потешек, весёлых считалок, жеребьёвок.

Ознакомление детей с чувашскими народными играми рекомендуется осуществлять на основе комплексного метода:

- развитие познавательного интереса к чувашским народным играм, педагог раскрывает их многобразие и колорит;

- знакомство с играми, объяснение последовательности игры (можно использовать карты-схемы игры);

- углубление и постижение игры, учить создавать её варианты (усложнение движений, расположние игроков).

Деятельность педагога включает ряд последовательных шагов: знакомит детей с фольклорным произведением, организует беседу по содержанию, помогает подобрать движения для передачи образа, активизирет знания детей о структуре и особенностях чувашских народных игр. Участие педагога в игре варьируется в зависимости от возраста воспитанников.

Цель: Формировать предствавления детей о культуре народа, о национальных особенностях физического воспитания;

Задачи: Обогатить содержание двигательной активности детей чувашскими народными играми.

Развивать выносливость, ловкость, смелость, силу, меткость, внимание, точность движений.

Побудить творческую активность, инициативу и самомстоятельность.

Воспитывать любовь к народным традициям.

Считалки

Батюшка наш сруб рубил,

Где-то ключик обронил.

Кто найдёт - рубить пойдёт!

*

Не могу найти свой хлеб я,

Дети, поищите,

Кто найдёт - водить пойдёт.

*

Ветер, ветер, ветерок,

Наша Сарби (имя девочки) как цветок!

Хоть одним глазком взгляни,

Перед нами попляши.

*

Печёт мама пирожки,

Вкусные и сладкие.

Кто возьмёт - водить пойдёт.

Жеребьёвки

По количеству игроков берут палочки, соломинки или бумажки. Одна из них должна быть короче или длиннее. Каждый из игроков тянет жребий. Кто вытягивает самую длинную или короткую палочку, тот и водит.

* * *

Один из игоков берётся за один конец верёвки или палки, за ним второй, третий и т.  д. Кому достанется противоположный конец палки или верёвки, тому водить или начинать игру.

* * *

Игроки выстраиваются в ряд лицом к ведущему и вытягивают руки вперёд ладонями вниз. Ведущий ходит перед игроками, и рассказывает стихотворение, неожиданно останавливается и задевает руки игроков. Те, кто не успел спрятать руки, становится водящим.

Подвижные игры

Деревце моё

Среди игроков выбирают водящего. По сигналу игроки убегают, водящий их ловит.

Правила игры. Водящий осаливает игроков касанием руки. Игроки, убегая от водящего, могут подбежать к любому дереву и обхватив руками, попросить у него защиты, например: «Берёзонька, помоги!». Водящиий не ловит игроков, котроые находятся под защитой деревьев. Пойманный игрок становиться врдящим.

Меня зовут Иванушка

Среди игроков выбирают водящего - Ивана. Игроки встают в круг, водящий выходит в середину. Игроки берутся за руки и идут по кругу, припевая:

Рады звери, птицы тоже,

Плакать нынче нам не гоже:

В небе солнышко сияет,

Поиграть нас приглашает.

Игроки разбегаются в разные стороны. Водящий их ловит.

Правила игры.

Осаленный игрок становится водящим. Он громко говорит: «Я - Иван!» и ловит игроков. Если водящий в течение условленного времени никого не поймает, то выбирают нового водящего.

Хоровод

Среди игроков выбирается водящий, остальные встают в круг и водят хоровод:

Как бела в степи берёза,

эй-ю, так бела.

По весне завьются кудри,

эй-ю по весне.

Сразу степь красивой станет,

эй-ю станет степь.

Как мы выйдем в хоровод,

эй-ю в хоровод.

Песня радости звучит,

эй-ю зазвучит.

Водящий стоит в середине круга и неожиданно говорит: «Хоровод, расходись!». Игроки разбегаются, водящий их ловит.

Правила игры. Водящий осаливает детей касанием руки. Пойманный игрок становится водящим. Если водящий никого не поймает, то продолжает водить.

Пекарь

Среди игроков выбирают водящего - пекаря. Остальные встают парами друг за другом. Пекарь стоит спиной к игрокам во главе колонны и говорит: «Я пеку хлеб!».

Игроки: Успешь ли испечь?

Пекарь: Успею!

Игроки: Сумеешь ли догнать?

Пекарь: Попробую!

Игроки последней пары бегут мимо пекаря, пекарь их ловит.

Правила игры. Пекарь осаливает игроков касанием руки. Если пекарь поймает одного из игроков, то встаёт с ним в пару. Игрок, оставшийся без пары, становится пекарем. Если пекарь никого не поймает, то остаётся водящим. Пекарь не должен ловить игроков, если те, обежав его, взялись за руки.

Слепой баран

По жребию выбирают водящего - слепого барана. Ему завязывают платком глаза и ставят у двери. Он берётся за ручку двери и говорит:

Дверь крепка и прочна,

Не пускает в дом она.

Тот, кто хорошо растёт,

В эту дверь легко пройдёт.

Слепой баран разводит руки в стороны и ловит игроков, проходящих через дверь.

Правила игры. Водящий не должен подглядывать. Игроки увёртываются от водящего. Пойманным считается игрок, которого водящий коснулся рукой. Пойманный игрок считается водящим.

Материал: платок.

Лошадки

Один из игроков выбирается покупателем, остальные делятся на лошадок и хозяев. Хозяева подходят к лошадям и спрашивают: «Кто хочет быть моей лошадкой?» Лошадки выбирают себе хозяина. Потом игроки встают парами в круг, хозяин стоит за лошадкой. Покупатель подходит к одному из хозяев и торгуется:

Лошадь продаётся?

Продаётся!

Сколько стоит?

Триста рублей!

Три копейки не дам.

Покупатель и хозяин бегут по кругу навстречу друг другу. Игрок добежавший до лошадки первым, становится её хозяином.

Правила игры. В игре могут быть два или более покупателя, действующих одновременно. Если покупатель добежит до лошадки первым, то меняется ролями с хозяином.

Игры в семейном кругу

Царь

В середину полога (покрывала) сажают одного из игроков. Остальные берутся за концы и края полога, натягивают его и подкидывают вверх сидящего на нём игрока.

Богатырь

На земле чертят круг диаметром 2-3 м. Два игрока становятся в середину и берутся за палку. По сигналу ведущего игроки выталкивают друг друга из круга, с силой и нажимая на палку. Игрок наступивший на линию круга или вытолкнувший из круга, считается проигравшим. Игроки выталкивают друг друга из круга в течение условленного времени, например, 1 минуты.

Мяч - в лунку

На площадке делают несколько лунок от 3 до 5 и более. На расстоянии 3-5 меторв от них проводят линию, с которой игроки по очереди катают мяч в лунки. Игрок, первым набравший условленное количество очков, становится победителем.

Творческие игры детей

Солнышко

(По легенде «Как богатыри спасли солнце»)

Среди игроков выбирают водящего - солнышко, остальные встают в круг. В центре круга распологается водящий. Игроки берутся за руки и водят хоровод:

Гори, солнце, ярче -

Лето будет жарче,

А зима - теплее,

А весна - милее.

Затем игроки подходят к солнцу. Водящий говорит: «Горячо!»- и догоняет их.

Правила игры. Водящий осаливает игроков касанием руки. Пойманный игрок становится водящим и игра продолжается.

Работники

(По сказке Ищут толчоное»)

Среди игроков выбирают водящего - деда, остальные - работники. Игроки отходят в сторону и договариваются о том, о какой полевой работе они спросят у деда. Затем подходят к нему и говорят:

Здравствуй, дед!

Здравствуйте. Где вы были?

На работе.

Что делали?

Игроки движением изображают работу. Дед угадывает, что означают эти движения. Затем игроки ведут хоровод и поют про свою работу:

У нас серпы-то золотые,

А мы работники молодые!

Время жито жать,

Во снопы вязать,

На ток возить,

Цепями молотить,

У печи сушить,

Тесто месить,

Пирогами всех кормить.

Закончив петь, работники убегают, а дед их догоняет.

Правила игры. Дед ловит работников только после окончания песни. Пойманный игрок становится водящим.

Гора Чабырлы

(По легенде «Гора Чабырлы»)

Среди игроков выбирают ведущего — Улыпа (богатырь, в чувашских легендах). Остальные встают в круг и берутся за руки. Улып ходит за кругом. Игроки идут по кругу и поют:

Гора-горушка,

Высотой до небушка.

Как по той, по высокой

Улып шёл, пеню пел

О Свияге, о тихоструйной,

О Волге, о матушке,

О родной земле, сторонушке.

Игроки поднимают руки. Улып входит в круг и исполняет танец.

Правила игры. Ведущий исполняет чувашский танец.

Публикации по теме:

Чувашские народные игры как средство физического развития детей Народные игры имеют важное значение в формировании этнического самосознания личности. В играх воспитывается любовь и уважение к своему народу,.

Оформление стенда «Декада чувашской национальной культуры»Оформление стенда «Декада чувашской национальной культуры» Барельефная живопись \"Чувашский национальный костюм" Оформление стенда \"Декада чувашской национальной культуры\" Ежегодно в нашем ДОУ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Чувашские народные игры, как средство физического развития детей
Опубликовано: 26 апреля 2015 в 18:07
+75Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Чувашские народные игры, как средство физического развития детей» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Михайлова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 49.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД