Татьяна Ткешелашвили
Консультация «Влияние изобразительной деятельности на формирование у детей основ валеологических знаний»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация на тему : «Влияние изобразительной деятельности на формирование у детей основ валеологических знаний и осознанной потребности в здоровом образе жизни».
Самой важной и приоритетной задачей нашего дошкольного учреждения есть и будет укрепление, развитие и сбережение здоровья нашего будущего поколения, наших детей и внуков.
Поэтому, свою консультацию хочу начать со слов великого педагога-философа, писателя и мыслителя эпохи Просвещения Жан Жака Руссо:
Публикация «Консультация „Влияние изобразительной деятельности на формирование у детей основ валеологических знаний“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Консультации для родителей
- Осанка. Конспекты занятий
- Темочки
«Здоровый человек, есть самое драгоценное
произведение природы. Поэтому, обращаясь
ко всем тем, кто хочет видеть своего ребёнка
умным и рассудительным, сделайте его сначала
крепким и здоровым, пусть он находится в
постоянном движении физическом и духовном,
так как это способствует работе мозга, игре
мысли и формированию здоровой личности».
Слова великого человека из 17 века актуальны и сегодня, потому что только здоровый ребёнок будет любопытным, пытливым, увлечённым и творческим.
Обучение, развитие и воспитание ребёнка – это совсем не просто!
Представим, что нам с вами нужно построить прочный, крепким красивый дом. С чего же мы начнём? Конечно же с фундамента - устойчивого, мощного, крепкого и этим самым фундаментом является крепкое здоровье наших детей.
На занятиях по изобразительной деятельности (на тему здоровья) решаются задачи не только закрепления и развития технических навыков у детей, но и на накопление полезных валеологических знаний, воспитание осознанного отношения к своему здоровью.
Проводятся занятия на следующие темы:
• «Дорожная азбука и основы безопасности жизни»
• «Город-курорт и его значение для здоровья наших жителей и гостей»
• «Дары осени в лесу, саду и на огороде»
• «Витамины на столе»
• «Мир профессий» (врач, повар, инструктор по физкультуре, тренер в спортивных секциях и т. д.)
• «Времена года» (сезонная одежда, игры, развлечения)
• «Кто я? Какой я?»
• «Воздух-невидимка» (солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья – закаливание)
• «Хочу всё знать» (как устроен организм человека)
На занятиях по изобразительной деятельности используются
карандашные тренинги,
пальчиковые упражнения,
физминутки с текстовым сопровождением,
музыкально-танцевальные импровизации,
цветные физминутки.
Все эти проводимые мероприятия направлены на улучшение эмоционального состояния, на расслабление мышечного тонуса и улучшение физического здоровья детей.
Валеология является интегрированной системой знаний, в которую включены все образовательные области и художественно-эстетическая в том числе.
Изобразительное искусство и художественная деятельность выступают важнейшим инструментом не только коммуникации и коррекции отношений, но и кладезем (неиссякаемый источник) интересных технологий, методик, изобразительных техник, тренингов, «думающих игр и упражнений», ведущих в укреплению, сохранению и развитию как физического так и психо-эмоционального детского здоровья.
В работе с детьми нужно использовать только проверенные, изученные и опробованные на практике технологии.
Педагоги-психологи, арт-терапевты, такие как Аметова, Лебедева, Копытина, являющиеся членами Российской ассоциации Арт-терапии, рекомендуют для работы в дошкольных учреждениях методики мягкие, гуманные, антистрессовые и медитативные, при которых создаются: безопасное пространство, благоприятная среда, воздействующая положительно на эмоциональную стабильность и физическое здоровье детей.
Что же это за рекомендуемые технологии:
• хромотерапия
• стоун-терапия
• боди-арт терапия
• маскотерапия
• драматерапия
• мандалотерапия
• музыкально-танцевальные импровизации с последующей арт-терапией
• арт-терапия
• бумагопластика
• песочная терапия.
Хромотерапия.
Природа и изобразительное искусство дали нам множество возможностей для укрепления и улучшения здоровья. Один из удивительных феноменов в этом смысле – хромотерапия (лечение цветом).
Хромотерапия – это методика, объединяющая игры, упражнения и приёмы сенсорной стимуляции, способствующие усилению активности мозга, развивающие синхронное взаимодействие левого и правого полушария, положительно стабилизирующие эмоциональное состояние и ведущие к общему укреплению здоровья человека.
Цветотерапию используют в современных центрах развития детей, в реабилитационных центрах, в школах и дошкольных учреждениях для нормализации эмоционального состояния и стабильности здоровья (цветной дождь, цветные фонтаны, цветовые подсветки в плавательных бассейнах, контрастный душ с подсветками в холодных и тёплых оттенках).
Цвета представляют собой излучение световой энергии в виде вибраций, которые оказывают сильное положительное воздействие на физическое здоровье не только через зрение, но и через кожный покров.
Цветовая палитра – это хранилище хорошего самочувствия, бодрости и здоровой энергии (приложение №1 «Ромб»).
Положительные воздействия цветотерапии на организм человека:
стимуляция кровообращения и усиление насыщения головного мозга кислородом,
активизация нервной системы,
повышение жизненных сил,
активизация иммунной системы,
преодоление депрессии, уныния,
регуляция работы эндокринной системы,
антибактериальное действие и заживление ран,
снижение температуры тела.
Маскотерапия.
Маскотерапия является синтезом сразу нескольких изотерапий:
Боди-арт, драматерапия, арт-терапия, музыкально-двигательная терапия, которые дополняют друг друга и усиливают эффект творческого самовыражения.
Выражение «надел маску» - означает, перестал быть самим собой.
Маски выполняют разные задачи:
примерить на себя роль, которую без маски ребёнок не сыграл бы никогда,
«скрыть своё лицо» и быть более раскрепощённым, открытым, откровенным,
«не быть узнанным» и усилить за счёт образа маски какое-то качество (боязнь быть добреньким, плаксой и т. д.).
«преодолеть страх самораскрытия».
Маскотерапия с детьми имеет два основных направления :
первое – на сброс негативного состояния и избавление от него:
«надевая» маску страха, гнева или вины, символически перенося внутреннее состояние на маску, ребёнок учится управлять своим состоянием.
«Надевая» и «снимая» маску, посмотреть на созданное им состояние со стороны.
второе – на получение ресурса:
Маска силы, уверенного человека работает как аккумулятор энергии. Используем в этом случает в работе с детьми образы животных, птиц, сказочных персонажей и мифических существ.
(В работе с детьми маски можно лепить, декорировать, рисовать).