Анжелика Геннадьевна
Консультация на тему «Социализация ребенка дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация на тему : «Социализация ребенка дошкольного возраста»
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остаётся одной из ведущих в формировании личности ребёнка.
Публикация «Консультация на тему „Социализация ребенка дошкольного возраста“» размещена в разделах
В настоящий период изменений социально – политических и социально – экономических условий жизни всё острее проявляется дефицит культуры общения, доброты и внимания друг к другу, сострадания и сопереживания.
В современном образовании остро стоит вопрос воспитания и социализации детей. Исследования показали, что особую роль здесь играет семья. Именно в семье закладываются навыки общения, нормы взаимоотношений, развивается личность ребенка.
Социальное развитие дошкольников – это усвоение ценностей, традиций и культуры общества, в котором детям предстоит жить. В процессе общения с взрослыми или сверстниками ребенок учится учитывать интересы окружающих людей и жить по определенным правилам и нормам поведения.
В возрасте 5-6 лет закладываются основы самопознания, которые предполагают умение отделить себя от других, чувствовать себя самостоятельной личностью, заявлять о себе, проявлять свою индивидуальность и в то же время отождествляться с другими, испытывая сочувствие к ним, сопричастность их переживаниям.
Наибольшее влияние на социальное становление маленького гражданина оказывает его семья. Она передает накопленные многими поколениями ценности, знания, опыт и традиции. Теплая атмосфера в семье, взаимное уважение и доверие являются основополагающими факторами гармоничного социального развития ребенка.
• Основная цель семьи – помочь детям войти в современный мир, такой сложный и динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений, помочь детям в формировании отношения к себе и окружающему. Одна из важнейших задач - формирование у детей уверенности в себе и своих силах, а также позитивного отношения к себе и к окружающему миру.
Каждый человек стремится к одобрению со стороны других людей. В дошкольном возрасте такой значимой группой выступают члены семьи. Очень важно, чтобы они относились к ребенку как к достойной личности, что формирует в нем чувство собственной значимости.
• Чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе - положительную Я-концепцию.
Если ребенок не имеет успеха и позитивного навыка в общении, в решении социальных конфликтов или в преодолении неудач, то он не может быть сильным как психически, так и физически.
Одним из самых главных направлений работы по социализации ребенка в дошкольном возрасте является игровая деятельность. Игра, как известно, – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. П. П. Блонский называет игру «великой учительницей ребенка», поскольку в игре ребенок «упражняет силы, расширяет ориентировку, устанавливает социальный опыт, воспроизводя и творчески комбинируя явления окружающей жизни». В игре дошкольники осваивают новые социальные роли, самореализуются, приобретают новый социальный опыт. Игра увлекает и включает ребенка в новые социальные отношения. Кроме того, игра как средство познания социального мира одновременно является средством его моделирования.
Следующим направлением работы учреждения по социализации ребенка в дошкольном возрасте является приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, которые развивают эмоциональную отзывчивость – умение сочувствовать близким людям, привлекательным персонажам литературных произведений, мультфильмов, кинофильмов, сопереживать им, адекватно откликаться на радостные и печальные события в семье, дошкольном образовательном учреждении. Данный аспект социализации способствует формированию умения общаться с окружающими, оказывать посильную помощь взрослым, например, воспитателю или родителям. В данном случае не просто необходимо развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, но и учить вежливо вступать в общение и различного рода социальные взаимодействия. Именно эта функция реализуется в нашем учреждении через организацию дежурства по группе.
Последним, но не менее важным направлением работы по социализации ребенка в дошкольном возрасте выступает формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, а также чувств принадлежности к мировому сообществу. Этот компонент представляет собой формирование представлений о собственной (и других людей) половой принадлежности, гендерных отношениях и взаимосвязях. Для этого можно организовать целый комплекс занятий и мероприятий, направленных на гендерную и полоролевую идентичность детей. Не менее важна работа по привлечению родителей в рамках гендерного воспитания детей, так как для полноценного воспитания и развития ребенка важно, чтобы родители были грамотными в вопросе гендерного воспитания детей. В ДОУ работа с родителями носит информационно-практический характер. С этой целью проводятся различные формы работы с родителями: круглые столы, родительские собрания, родительские конференции, индивидуальные беседы, наглядная информация в группах.
«Плох тот воспитатель детей, который не помнит своего детства» Эбнер-Эшенбах М.