Надежда Любина
Консультация «Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством различных видов музыкальной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 150»
«Развитие коммуникативных навыков дошкольников через различные виды музыкальной деятельности».
Темочки:
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
Выполнила:
Любина Надежда Алексеевна
музыкальный руководитель
Воронеж 2020 г.
Уважаемые коллеги!
Мы живем в интересную эпоху, когда живое общение сменяется электронными коммуникациями. Многие малыши осваивают планшеты и родительские смартфоны, не достигнув и двухлетнего возраста. Правда, при этом у многих детей имеются социально-психологические проблемы в общении с окружающими: они не только не умеют, но и, как может показаться, не хотят общаться.
Недостаточное развитие коммуникативных навыков у дошкольников вызывает серьезное беспокойство у психологов и преподавателей, ведь общение — обязательный атрибут развития любой человеческой личности.
Можно сказать, что личность ребенка формируется в общении.
Общение – это один из видов активности, поэтому его называют коммуникативной деятельностью.
Коммуникация или умение общаться с другими людьми зарождается и наиболее интенсивно развивается в дошкольном возрасте.
От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения.
Общение детей происходит в различных видах деятельности общеобразовательного процесса, в том числе и в музыкальной деятельности.
Музыка в любом исполнении может помочь в налаживании доверительных взаимоотношений дошкольников.
«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а воспитание человека»
В. А. Сухомлинский.
Начиная с раннего возраста, мы приучаем детей слушать музыку.
Слушание (восприятие) музыки — универсальный вид деятельности. В музыкальных программах для дошкольников он выделен в самостоятельный раздел, без слушания невозможно представить себе и другие виды музыкальной деятельности : перед тем, как разучить песню, танец, оркестровую пьесу или начать работу над игрой — драматизацией, их нужно обязательно прослушать. Слушая музыку, дети знакомятся с музыкальными произведениями разнообразных жанров, яркими средствами выразительности.
Не менее важно и то, что во время обсуждения прослушанного произведения, мы побуждаем ребёнка к освоению чрезвычайно необходимого умения - развёрнутого высказывания, когда дошкольник излагает свои мысли подробно и обстоятельно, наполняя при этом речь прилагательными и наречиями.
Так же мы обращаем внимание и на культуру общения - ведь не секрет, что детям свойственно выкрикивать, перебивать друг друга. Именно слушая, ребёнок может решить для себя, что он понял и не понял, в какой помощи он нуждается, и соответственно, попросить что-то объяснить, повторить, высказать собственное мнение по поводу услышанного.
В процессе рассказа о музыке и её анализа у дошкольников развивается речь, которая становится значительно более содержательной, образной и выразительной.
Пение – один из самых любимых видов музыкальной деятельности. Песня помогает справляться с трудностями, благотворно влияет на психическое состояние человека.
Благодаря слову песня более доступна детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Текст песни помогает ребенку лучше понять музыкальный образ. Исполнение песен объединяет детей, создает условия для их эмоционального музыкального общения.
Доказано, что пение тесно взаимосвязано с общим развитием ребенка и формированием его личностных качеств. Поэтому особое внимание важно уделить подбору песенного репертуара, который направлен на развитие вокальных и коммуникативных навыков.
Пение развивает коммуникативные способности ребенка, оказывает положительное воздействие на его психофизическое состояние, освобождая его от внутреннего напряжения,он избавляется от детской стеснительности, неуверенности в себе, боязни публичного выступления.
Хорошо развивают социально коммуникативный навык «Музыкально-ритмические движения».
Музыкально-ритмические движения — это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении.
Играя, ребенок упражняется в движении, осваивает его,
в процессе игры развиваются положительные качества личности ребенка, через игру он познаёт жизнь. В музыкальные игры включены танцевальные движения, творческие задания, танцевальные композиции,хороводы, задания на построение и перестроение.
В заданиях дети самостоятельно могут создавать музыкальные образы.
Обогащая музыкально-слуховые навыки, дети учатся понимать, что движения, жесты, мимика, пантомимика имеют свой смысл.
С их помощью можно выразить настроение, отношение к другому человеку, можно рассказать целую историю не издавая не звука.
Таким образом, музыкально-ритмические движения способствуют развитию многих сторон личности ребё нка: музыкально-эстетической, эмоциональной, волевой и познавательной.
Такой вид действий помогает детям взаимодействовать вместе, предлагать свои идеи, где-то даже отставая свою мысль. Партнёры учатся уважать друг друга. Не подводить свой коллектив.
«Музыка – это эмоциональное познание, а не интеллектуальное.
Она интуитивна и бессловесна, музыка чувствуется, а не понимается умом»
Татьяна Эдуардовна Тютюнникова.
Российский педагог-исследователь, кандидат искусствоведения.
Проблема развития музыкально – творческих способностей – одна из самых сложных в педагогике.
Идеальным способом решения данной проблемы стало элементарное музицирование. Двумя основными принципами обучения в элементарном музицировании являются: игра и импровизационно – творческая деятельность.
В настоящее время девизом педагогической деятельности становится :
«меньше обучать – больше взаимодействовать».
В дошкольной педагогике накоплен немалый положительный опыт использования музыкальных инструментов в работе с детьми.
Лучшая, на мой взгляд, программа по элементарному музицированию является методика Т. Э. Тютюнниковой. Эта программа создана по системе Карла Орфа, адаптировав систему Карла Орфа для Российских педагогов; К. Орф в свою очередь, обучая детей навыкам коллективного музицирования, развивал не только технику игры на инструментах, но и делал упор на развитие творческого начала.
Обучение игре на инструментах должно протекать в атмосфере особенно большой заинтересованности. Вот почему вначале ребят следует познакомить с оркестровым звучанием в исполнении взрослых, затем с характером звучания и выразительными возможностями каждого инструмента.
Дети слушают, а потом и сами с удовольствием начинают воспроизводить в доступной им форме различные образы : гром, дождь. Это одновременно и самое элементарное освоение навыков игры, и знакомство с выразительностью звучания инструментов.
Для дошкольников музыкально-исполнительская деятельность - это способ общения с миром, выражение своего «Я» через игру, танец, музыку, театр. Основная задача педагогов продолжать знакомить детей с окружающим миром, через искусство. Не дать замкнуться в себе ребёнку, погрузившись в немой мир гаджетов. Пока они маленькие - наша задача максимально дать почувствовать детям этот разноцветный, радостный, эмоционально окрашенный мир.
Научить общаться друг с другом. Дружить и любить!
Таким образом, если на каждом из этих этапов создан благоприятный социум, вовремя формируются необходимые социально коммуникативные навыки, соответствующие данному возрасту, то уже 5-6 летний ребенок свободно общается с окружающими, соблюдая нормы и правила, принятые в данном обществе.
Список используемой литературы.
1. Буренина А. И., Тютюнникова Т. Э. «Тутти» - программа музыкального
воспитания детей дошкольного возраста, СПб Издательство «Музыкальная палитра» 2012г.
2. Кацер О. В. «Игровая методика обучения детей пению» СПб: Издательство «Музыкальная палитра», 2008.
3. Буренина А. И. «Коммуникативные танцы-игры для детей» : Учеб. пособие. – СПб. : Издательство «Музыкальная палитра», 2004.
4. Равчеева И. П. (Автор-составитель) «Организация, проведение и формы музыкальных игр»- Волгоград 2014.
5. Тарасова К. В., Нестеренко Т. В. «Гармония» - программа развития музыкальности детей младшего дошкольного возраста Москва 1993.
6. Бывшева, М. Социальное познание старшего дошкольника : проблемы и их решение: социальное познание и социализация дошкольника / М. Бывшева // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 9. – С. 59- 63.
7. Картушина, М. Ю. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников в музыкальной деятельности / М. Ю. Картушина // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2009. – № 4. – С. 49-60. 4
8. Олейник, М. А. Проблемы музыкальной коммуникации в современной культуре / М. А. Олейник // Философия и общество. – 2009. – № 1. – С. 167-173.
9. Радынова, О. П. Музыкальное воспитание дошкольников / О. П. Радынова. – М. :Владос, 1994.
Интеренет-ресурсы:
https://vscolu.ru/articles/obuchenie-detej-igre-na-muzykalnyx-instrumentax-iz-opyta-raboty.html
https://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2012/02/28/aburenina-kommunikativnye-tantsy-igry-dlya
https://ds77.detkin-club.ru/teachers/9287
Источник: https://detki.guru/razvitie-rebenka/zanyatiya-s-rebenkom/razvitie-kommunikativnyh-navykov.html
Катряева И. В. Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста в детском саду // Молодой ученый. — 2018. — №40. — С. 193-196. — URL https://moluch.ru/archive/226/52907/
Мочалова Т. А. Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и танцев // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — №5. — С. 6-8. — URL h
https://moluch.ru/th/1/archive/124/4166/ .
Литература:
1. Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа - М. : Изд. «Астрель», 2000. – 160 с.
2. Тютюнникова Т. Э. «Бим, Бам, бом»ООО «Редакция журнала «Музыкальная палитра»», С- Петербург, 2003г.
ttps ://moluch.ru/th/1/archive/124/4166/