Ольга Шобанова
Консультация «Профилактика оптической дисграфии у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Профилактика оптической дисграфии у дошкольников
В настоящее время, с началом обучения в школе, у многих детей вдруг обнаруживаются затруднения при обучении чтению и письму. Учащиеся оказываются не в ладах с русским языком, однако могут неплохо справляться с математикой, окружающим миром и другими предметами. Как правило, у этих детей обнаруживаются нарушения чтения и письма: дисграфия и дислексия.
Публикация «Консультация „Профилактика оптической дисграфии у дошкольников“» размещена в разделах
Логопедическим термином дисграфия обозначается частичное специфическое нарушение процесса письма. Это связано с отклонениями в нормальной деятельности тех или иных анализаторов, участвующих в процессе письма (речеслуховой, речезрительный, речедвигательный, двигательный анализаторы) или психических функций, обеспечивающих акт письма (память, внимание, мыслительные процессы, восприятие).
При дисграфии младшие школьники с трудом овладевают письмом: списывание и диктанты пестрят многочисленными ошибками. Дети не используют заглавные буквы, знаки препинания, пропускают буквы и слоги, заменяют их.
Сейчас очень часто у детей младшего школьного возраста встречается, так называемая, оптическая дисграфия. Она связана с недоразвитием оптико – пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.
Для оптической дисграфии характерны следующие ошибки:
1. Замены букв по начертанию:
недописывание элементов букв;
написание лишних элементов;
о-а, л-м, и-ш, и-ц, п-т, П-Т, Х-Ж.
2. Искажение и замены букв близких по начертанию в пространстве
вверх- вниз: в-д, б-д;
вправо-влево – «зеркальное написание».
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ.
Для усвоения зрительного образа буквы и для дифференциации букв близких по начертанию необходим достаточный уровень развития оптико-пространственных представлений. Данную предпосылку проще своевременно выявить и устранить.
В связи с тем, что нижнетеменные отделы коры головного мозга окончательно созревают позже других её отделов, в 1-м классе на начальных этапах обучения письму трудности в дифференциации букв возникают у многих детей. Во многом это связано с тем, что все буквы русского алфавита в печатном и в рукописном виде состоят из небольшого набора буквенных элементов. Одинаковые элементы комбинируются между собой по количеству и пространственному расположению, и образуют различные буквы, однако это приводит к наличию в русском алфавите несколько оптически сходных букв. Для дифференциации этих букв нужно владеть хорошими оптико-пространственными представлениями, зрительным анализом и синтезом.
ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ.
Данная работа состоит из 2-х этапов:
1-й этап предполагает упражнения направленные на развитие высших психических функций (зрительная память, внимание, пространственные ориентировки, анализ, синтез)
2-й этап - это упражнения, направленные на ликвидацию оптической дисгафии, т. е. осуществляется работа над конкретной буквой.
Работа 1-го этапа может проводиться как педагогами, так и родителями.
I. Понимание пространственных предлогов.
Ребёнок должен понимать пространственные предлоги.
Задания: положи ложку на кружку, под кружку, за кружку, перед кружкой, около кружки и т. д. И наоборот: возьми ложку за кружкой, перед кружкой и т. д.
II. Ориентировка в правой и левой сторонах пространства и в пространственном расположении предметов по отношению друг к другу.
1. Я положила вилку справа от ножа. Сделай так же и т. п.
2. Подними вверх правую руку (левую); покажи правой рукой правую щёку (левую); топни левой ногой (правой).
3. Какой предмет находится справа от кресла?
Какой предмет находится над креслом? И т. д.
Повернись к предметам спиной. (Вопросы те же).
4. Какая птица сидит выше?
Какая птица сидит ниже на дереве?
5. Ответь на вопросы:
Что выше, дерево или 10-этажный дом?
Что к тебе ближе, табурет или стол?
III. Представления о форме и величине предметов.
1. Назови геометрические фигуры.
2. Покажи, где высокое дерево, а где низкое?
3. Покажи где среднее яблоко?
4. Покажи, где толстый кот?
IV. Узнавание предметов в усложненных условиях.
1. Назвать предметы, изображенные пунктиром.
2. Назвать предметы, наложенные друг на друга.
3. Назвать предметы, перечеркнутые различными линиями.
V. Развитие зрительного анализа и синтеза.
1. Какими деталями отличаются рисунки?
2. Чем похожи рисунки?
3. Сложи из счётных палочек предмет по образцу.
VI. Развитие зрительной памяти.
1. Положите перед ребёнком 7-8 предметов. Попросите его отвернуться и в этот момент уберите один из них. Ребёнок должен угадать, какого предмета не стало.
2. Положите перед ребёнком 6-7 картинок, ребёнок должен запомнить их. После этого смешайте картинки с другими 8-10 картинками. Ребёнок должен найти среди них те, которые он запомнил.
3. Запомнить буквы, цифры или фигуры, а затем выбрать их среди других.
4. Игра «Что изменилось?» Разложить 4-6 картинок, которые ребёнок должен запомнить. Поменять их расположение. Ребёнок должен сказать, что изменилось.
Предложенные упражнения позволят вашему ребёнку быстрее выучить буквы, научиться писать и читать!
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М., 2004.
2. Милостивенко Л. Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. СПб., 1996.
3. Парамонова Л. Г. Упражнения для развития письма. СПб., 1999.
4. РГПУ им. Герцена. Методы изучения и преодоления речевых расстройств (межвузовский сборник научных трудов). СПб., 1994.
5. Лалаева Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. СПб. 2004.
6. Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи. СПб., 2005.
7. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1997.