Юлия Архипова
Методическая разработка на тему «Методика проведения занятий в детском хореографическом коллективе»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание и развитие одаренных, талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества. В связи с этим особенно актуален вопрос обеспечения максимально благоприятных условий для интеллектуального, духовно-нравственного и физического становления личности ребенка, который наделен талантом в той или иной сфере человеческой деятельности.
Развитие художественно-творческих способностей детей в системе дополнительного образования не возможно без насыщенной успешной творческой деятельности, в основе которой лежат задатки, развивающиеся при определенных благоприятных условиях.
Публикация «Методическая разработка на тему „Методика проведения занятий в детском хореографическом коллективе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Хореография, ритмика. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Хореография представляет собой совокупность наиболее действенных средств и методов интеллектуального, художественно-эстетического и физического воспитания, способствует развитию определенных способностей, умений и навыков. Каждое хореографическое произведение требует от учащегося эмоциональности, творческой активности, мобилизации всех его физических и духовных сил. Необходимо, чтобы педагог понимал природу одаренности, умел целенаправленно формировать у детей увлеченность творческой деятельностью. Он должен научить своих воспитанников основам танцевального искусства, дать им необходимые знания, навыки, танцевальную технику, принимая во внимание и учитывая степень подготовки коллектива к восприятию материала и строить обучение, опираясь на физические возможности и технические навыки учащихся.
Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, позволяет ребенку включаться в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных задатков и способностей, формирует его потребность в саморазвитии, стимулирует постоянный творческий рост. Личностно-ориентированный подход, реализуемый в учреждениях дополнительного образования детей, предполагает взаимотворчество педагогов и воспитанников. Все это в совокупности и позволяет считать образовательно-воспитательное пространство таких учреждений наиболее оптимальным для выявления, развития и поддержки детей с признаками одаренности.
Работа педагога-хореографа в ансамбле эстрадного танца «Светоч» заключается в том, чтобы развивать у учеников интерес к танцу, дать им элементарные представления о его красоте, развивать у детей сознательное, вдумчивое отношение к занятиям.
Уроки, особенно в начале занятий, строятся так, чтобы добиться большего разнообразия в чередовании и перемене упражнений. Показав и объяснив воспитанникам то или иное упражнение, педагог указывает на самое главное в его исполнении. Также не лишним является регулярный индивидуальный опрос всех участников занятий. Кроме индивидуальных занятий с учащимися, педагог часто останавливает класс во время исполнения того или иного движения и проверяет правильность положения ног, рук, корпуса – одновременно у всего класса. Педагог сочетает наглядность с ясным, правильным, понятным детям пояснением, работает, опираясь на активность всей группы, не забывая об индивидуальном подходе к каждому ребенку.
Педагог осуществляет различные стороны воспитания: сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное и трудовое. Из огромного богатства знаний и умений, накопленных человечеством в области хореографии, педагог выбирает то, что дети данного возраста и уровня развития в состоянии усвоить на данном этапе обучения. В этом заключается принцип научности. В своей работе он также опирается на принцип сознательности – усвоение детьми материала сознательно и с интересом. В системе педагог знакомит, учит, закрепляет, совершенствует.
Музыкальный материал всего урока отличается четкостью и ритмичностью. Объяснив учащимся, в каком характере и темпе исполняется данное движение, педагог предоставляет им возможность самим вслушиваться в музыку. Поэтому на уроке нельзя считать вслух, так как это притупляет музыкальное восприятие. Переходы от упражнений у станка к упражнениям на середине зала, а также поклоны в начале занятий и по окончании их также музыкально оформлены. Очень важно, чтобы музыкальный материал всегда способствовал воспитанию хорошего вкуса у учащихся детских школ искусств и учреждений дополнительного образования. Учитывается также возрастное восприятие музыки учащимися. Это значительно облегчает работу педагога-хореографа при усвоении учащимися технически трудных элементов и помогает развитию танцевальности и выразительности каждого исполнителя.
Особое внимание на занятиях в ансамбле эстрадного танца «Светоч» уделяется такому немаловажному фактору, как дыхание. Правильно поставленное дыхание имеет иногда решающее значение для усвоения танцевальной техники народного танца, особенно если учитывать частую смену темпов и ритмов во время занятий, необходимость преодолевать большое сценическое пространство.
Важнейшей задачей в ансамбле является воспитание эмоциональной выразительности исполнения, точная передача национального стиля и манеры народного танца. При этом при разучивании танцевальных композиций не происходит преждевременное навязывание детям «взрослой» манеры исполнения, которая заставляет их «наигрывать» темперамент и утрировать мимическую «игру». Исполнение естественно, а предлагаемый материал – соответствует не только техническим возможностям учащихся, но и учитывает их возрастную психологию.
Итогом работы в каждом учебном году является постановка развернутой композиции или небольшого законченного танца, где наряду с усвоением элементов можно проследить за воспитанием чувства ансамбля и созданием сценического образа. Изучение программы опирается на дифференцированный подход к детям. Многое зависит от физических данных учащихся, от степени их способности к восприятию предлагаемого материала.
В занятиях очень важны регулярность и продолжительность. Работа коллектива строится на стабильных и периодичных учебных занятиях, которые проходят не менее 3-х раз в неделю по 2 академических часа (два занятия учебных и одно репетиционное).
Чтобы помочь ребенку осознанно раскрыть свои способности, педагог должен быть не только яркой интересной личностью, умеющей интересно построить процесс обучения, но и профессионалом в своем деле, умеющим добиваться результата. Более того, в учреждениях дополнительного образования принято обучать всех учащихся, независимо от изначальных способностей. Главными условиями успешности в творчестве являются желание ребенка и его стремление к достижению результата (трудолюбие, настойчивость). Как педагог и руководитель хореографического коллектива, в своей работе я стараюсь опираться не только на развитие в ребенке необходимых умений и навыков, но и на формирование эмоциональной и волевой сферы личности в совместной продуктивной деятельности, которая носит коллективный характер.
Педагог-хореограф осознает и помнит о том, что выполнение поставленных им задач будет зависеть от содержания и методики учебного процесса. При этом учитываются все перечисленные выше важные методические принципы, как равномерное распределение физической нагрузки, последовательность перехода от одних упражнений к другим, целесообразность в подборе танцевальных элементов и использования их при сочинении учебных комбинаций и танцевальных этюдов.
Использование данной методики в учебном процессе ансамбля эстрадного танца «Светоч» помогает учащимся успешно реализовывать себя в творческой деятельности, достигать хорошего профессионального уровня, обеспечивает такие качества личности, как уверенность в себе, открытость новому опыту, критичность и самостоятельность восприятия и мышления.