Елена Гаврилова
Консультация на тему «Приобщение к традициям и укладу русского народа через русский фольклор»
▼ Скачать + Заказать документы
Ни один другой народ не имел таких богатых игровых и певческих традиций, как русский. Да, сегодня, с большой силой возрастает интерес к народному творчеству, к нашей забытой старине, ведь в ней нужно искать истоки наших исторических корней. Раньше на деревенских околицах можно было слышать девичье пение, на проезжих дорогах –протяжную песнь ямщиков, а как пели наши бабушки, на интересном, уже нам не понятном языке. А что говорить о наших детях. В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных «шедеврах», единственной целью которых является бездумное подчинение ритму и оглушительной какофонии звуков. Это создает обстановку духовной бедности и художественной серости, не способствует гармоничному и нравственному развитию.
Публикация «Консультация на тему „Приобщение к традициям и укладу русского народа через русский фольклор“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Русские народные традиции и обычаи
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа неслучайна. Сейчас Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. В нашей повседневной жизни, в семье, в гостях, на улице -малыши окружены в основном современными ритмами, современной музыкой, которая не всегда отличается хорошим вкусом. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное обрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведёт к бездуховности. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, сопровождающим личность. И начинать это воспитание нужно как можно раньше.
Приобщать детей к основам русской национальной культуры нужно с раннего возраста, когда у них ещё только формируется речь и мышление, закладываются основные понятия, развиваются умения, навыки, способности -это важнейшая идейно-нравственная и эстетическая задача современной культурно-образовательной политики государства. Повернуться лицом к кладези народной мудрости, народной песни, музыке, танцу, устному поэтическому творчеству, обрядовой культуре, декоративно-прикладному искусству - одно из приоритетных направлений современной педагогики. Основанная на принципах этнокультурного воспитания и образования, эта социальная идея, делая основной акцент на пробуждении заложенного в сознании генофонда, располагает неограниченными возможностями активного воздействия на детей.
Фольклор является благодатной почвой для формирования элементов национального самосознания у детей уже в дошкольном возрасте. Он обладает высоким общеразвивающим, образовательным и воспитательным потенциалом. В дошкольном возрасте именно фольклор непосредственно воздействует на развитие музыкальных и творческих способностей. В этот период жизни ребенок эмоционально открыт, у него преобладает образное восприятие окружающего мира. Использование фольклора дает возможность для эмоционального, познавательного и эстетического развития. Народное творчество – это живой чистый родник, который несет в себе особое историческое, эстетическое, национально-психологическое и нравственное содержание.
Фольклор начинается с первой колыбельной песни матери, затем частушек, народных песен, в которых поется обо всех сторонах народной жизни. Дети знакомятся с народными праздниками и участвуют в них. Праздники являются источником, из которого подрастающее поколение, берет лучшее из прошлого, делая лучшим будущее.
Приобщая детей дошкольного возраста к русскому народному музыкальному искусству, необходимо создать такие условия, которые дают возможность и педагогам, и детям погрузиться в мир русского быта и русской культуры в целом. Поэтому для более эффективной и качественной воспитательно - образовательной деятельности в данном направлении в детских садах необходимо:
- внедрять в работу современные программы по музыкальному воспитанию, учитывающие именно фольклорное направление в музыкально - эстетическом воспитании детей дошкольного возраста;
-обеспечивать взаимосвязь разных видов музыкальной деятельности с различными видами музыкального фольклора (исполнение потешек, приговорок, использование народных игр, хороводов и т. д.);
-обогащать репертуар, который предлагается на музыкальных занятиях в детских садах произведениями фольклора и использовать его во всех видах музыкальной деятельности детей.
Осуществляя педагогический процесс по приобщению старших дошкольников к истокам русской народной культуры посредством музыкального фольклора, целесообразно решить следующие
задачи:
-Подобрать и систематизировать фольклорный материал в соответствии с возрастными особенностями детей.
-Расширять представления детей о музыкальном фольклоре, как о виде искусства путем знакомства с разнообразными формами детского музыкального фольклора.
-Расширять знания и представления детей о национальной культуре и традициях русского народа.
-Обогащать опыт эмоциональных переживаний, чувств, настроений детей в процессе приобщения к музыкальному искусству во всех видах музыкальной деятельности.
-Способствовать оптимальному развитию всех музыкальных способностей детей (ладовое чувство, музыкально-слуховое представление, музыкально-ритмическое чувство).
-Воспитывать интерес детей к использованию музыкального фольклора в повседневной жизни, в общении со сверстниками, родными.
Организация работы по приобщению детей дошкольного возраста к русской народной культуре средствами музыкального фольклора.
Для осуществления поставленных задач по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуре средствами музыкального фольклора необходима целенаправленная работа в этом направлении.
I этап.
Подготовительный.
1. Изучение методической литературы, парциальных программ, целью которых является приобщение детей к русскому народному музыкальному фольклору. («Горенка» Н. В. Хазовой и «Оберег» Е. Г. Борониной–программы, предлагающие комплексное изучение музыкального фольклора в детском саду).
2. Разработка комплекса тематических занятий, народных праздников с использованием музыкального фольклора.
3. Составление перспективного плана музыкальных занятий на год с опорой на фольклорное наследие, где предусматривается непосредственное изучение музыкального фольклора, включающего следующие разделы: слушание-восприятие народной музыки, народное пение, народная хореография, музыкально-фольклорные игры, игра на народных инструментах, а также знакомство с фольклорными традициями : народным календарем, обычаями, обрядами, бытом, укладом жизни.
II этап.
Основной.
Систематическая работа по приобщению старших дошкольников к музыкальному фольклору.
Систематическое обучение должно носить воспитывающий, развивающий и системный характер.
Воспитание на фольклорной основе даёт возможность формировать в каждом ребё нке лучшие человеческие качества: представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности, любви к Родине, родному краю. Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, развивает художественно-образное мышление, фантазию ребёнка, позволяет активизировать его самые разнообразные творческие проявления. Освоение фольклорного материала формирует представление ребёнка о народном музыкально-поэтическом языке, его образно-смысловом строе. Системность обучения нацелена на образование у каждого ребёнка как системы знаний о традициях русского народа (о народном календаре, обрядах, обычаях, праздниках, песнях, играх, загадках, сказках и других произведениях исконного народного творчества, так и системы умений (например, слушать, воспринимать, включаться в исполнение, творчески воспроизводить фольклорный материал).
В основу содержания данной системы работы положены четыре основных компонента, которые должны учитываться при формировании основ фольклора в музыкальной деятельности детей:
Эмоциональный компонент обусловлен спецификой фольклорного искусства, его яркостью, эмоциональной заразительностью. Эмоциональный компонент предполагает осознание ребенком одной из важных функций фольклора, связанной с передачей различных оттенков чувств, настроений, выраженных средствами музыкального языка, музыкальной речи. Познавательный компонент связан с расширением знаний и представлений детей о музыкальном и поэтическом фольклоре, с элементарными понятиями фольклора в рамках, доступных пониманию дошкольников. На основе получаемой информации у детей развиваются познавательная активность, интерес к музыке, художественному слову, игре на народных музыкальных инструментах, возникают личностные предпочтения, связанные с восприятием тех или иных музыкальных произведений.
Деятельностный компонент также важен, поскольку сам процесс музыкального развития ребенка происходит в разнообразной музыкальной деятельности (восприятие-слушание, пение, музыкально-ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах, где каждый из видов деятельности имеет самостоятельное значение. Ребенок овладевает необходимыми умениями для успешного проявления своих способностей в пении, движениях под музыку, игре на детских музыкальных инструментах.
Социально-личностный компонент предполагает развитие у детей интереса к фольклору, желание его слушать, сопереживать настроению, узнавать национальные традиции, песни, танцы, способность давать собственную оценку воспринимаемым произведениям. Ребенок может себя самореализовать в процессе музыкальной деятельности, на занятиях, фольклорных праздниках, творчески самовыражаться, что послужит базой для установления положительных взаимоотношений каждого ребенка со сверстниками и с взрослыми в ДОУ и семье.
В работе над развитием эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе приобщения к музыкальному фольклору возможно использование сбалансированной системы методов:
Словесные - включают в себя инструкцию, рассказ, беседу о музыкальных жанрах произведений русского фольклора, сообщение, описание события. Наглядные – рассматривание иллюстраций, показ и объяснение педагога. К наглядным методам можно отнести использование проекционного оборудования –создание и показ дидактико-развивающих фото-и видео-презентаций, которые имеются почти к каждому народному празднику. Практические - представляют собой разные способы организации детской деятельности (решение практических и познавательных задач, организация дидактических игр, экспериментирование).
Игровой метод – это основной метод обучения, воспитания и развития ребенка. Включение игрового момента, игровой ситуации, сюжетно-ролевой игры или игры с предметами (с музыкальными инструментами, с песнями, а также игры-драматизации в процесс обучения фольклорному исполнительству, реализует содержание игрового метода.
Имитационный метод - когда дети в процессе музыкальной деятельности имитируют (копируют) манеру, жесты, мимику, танцевальные движения, способы звукоизвлечения, показанные педагогом. Способ передачи практических навыков от педагога к детям происходит с помощью подражания, как бы «из уст в уста».
Репродуктивный метод - когда дети исполняют произведения народного музыкального творчества в том варианте, в котором эти произведения были предложены педагогом им для разучивания и исполнения. Данный метод наибольшую эффективность имеет на начальных этапах обучения, а в дальнейшем применяется в качестве корректирующего момента.
Метод синкретизма фольклорного творчества - синтез песни, игры, танца, театра, поэзии в традиционной народной культурной среде. В процессе исполнения фольклорных произведений активизируются все каналы восприятия исполнителя: кинестетический – через тактильные ощущения, аудиальный – посредством интонационного воспроизведения в пении и речи этно-слуховых впечатлений, визуальный –в процессе исполнительского общения.
Метод образно-эмоциональных установок - заключается в моделировании яркого образа посредством точной эмоциональной интонации, выраженной слово-действием (удивить, позвать, побранить, схитрить, пожурить и т. п.).
Также возможно использование следующих приемов:
-слушание вокального и инструментального фольклора в исполнении педагога, в аудиозаписи;
-«живое» исполнение произведений русской народной музыки детьми;
-прохлопывание ритмических рисунков мелодий;
-использование музыкально – дидактических игр, интонационно – ритмических и слуховых упражнений на развитие музыкальных способностей детей, исполнительских навыков и музыкальной памяти;
-пение «a’capella» детьми после настройки в определённой тональности;
-пение с инсценированием.
III этап.
Обобщающий, носит контрольно-оценочный характер.
Результативность системы работы по приобщению дошкольников к народному музыкальному фольклору.
На данном этапе необходимо проверить эффективность педагогического процесса, направленного на решение задач по приобщению старших дошкольников к истокам русской народной культуры посредством музыкального фольклора. Методика организации педагогического процесса по приобщению старших дошкольников к русскому народному музыкальному творчеству. Вводить детей в мир фольклора целесообразно уже с младшей группы. На этом возрастном этапе (2-3 года) необходимо знакомить детей с понятными и близкими им народными песнями, колыбельными, потешками, попевками, плясками, мелодиями, которые так богаты жизнелюбием, добрым юмором, оптимизмом и неиссякаемой энергией русского народа. В этом возрасте дети осваивают простейшие элементы пляски: притоп, хлопки, вращение кистями рук и т. д. А так же знакомятся с некоторыми музыкальными инструментами (колокольчиками, бубном, ложками, которые на данном этапе являются средством ритмического воспитания.
В среднем возрасте(4 –5 лет) необходимо знакомить детей с азами народной культуры, народным календарем, а так же обращать внимание детей на виды фольклорных песен : лирических, плясовых, шуточных, игровых. В этом возрасте дети усваивают малые фольклорные жанры : считалки, заклички, небылицы, прибаутки и т. д. Музыкальный материал для детей среднего возраста должен быть более развёрнутым, тематика разнообразнее, мелодическая и ритмическая структура сложнее. Хореографические навыки детей приобретаются в элементарных играх, хороводах, плясках. Продолжается обучение игре на музыкальных инструментах: свистульках, ложках, бубне, колокольчиках, трещотках. Старший дошкольный возраст(5 –7 лет) –активный этап освоения фольклора. Для работы с детьми старшей и подготовительной групп необходимо применять тематические занятия, полностью основанные на фольклорном материале. Музыкальные занятия должны проходить в интересной, увлекательной форме, где каждый ребенок принимает непосредственное участие во всех видах деятельности, предложенных на занятии. Содержание и форму проведения каждого занятия необходимо тщательно продумывать, чтобы занятие максимально решало поставленные задачи: образовательные, воспитательные и развивающие.
Фольклорный материал для данного возраста отражает различные виды музыкальной деятельности:
-слушание народной музыки;
-пение народных песен;
-народная хореография (танцы, хороводы)
-музыкально – фольклорные игры;
-игра на народных музыкальных инструментах.
Остановимся подробнее на каждом разделе.