Елена Курдаева
Консультация на тему: «Пальцы помогают говорить»
▼ Скачать + Заказать документы
Составила воспитатель МБДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад №180" г. Иваново
Что мы, родители, знаем о детских пальчиках? То, что они необычайно трогательные, крошечные и нежные. Поначалу пальчики все больше отдыхают, уютно «свернувшись» в кулачке. Позже начинается настоящее «наступление» на окружающий мир: они хватают мамин палец, погремушки, пеленки; сжимаются и разжимаются. Развиваясь и подрастая, пальчики становятся ловчее, настырнее и шаловливее. Они уже действуют осознанно и все чаще добиваются результата, приближаясь к заветной цели. Но стоит за всеми этими действиями?
Публикация «Консультация на тему: „Пальцы помогают говорить“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
В то время как вы умиляетесь «кульбитами» этих крохотных пальчиков, в голове у малыша происходит гигантская, кропотливая работа. Вам кажется, что ребенок просто забавляется со своими ручками, а он тем временем активно познает мир и … умнеет.
Поэтому чем больше внимания вы уделите кистям малыша (поглаживаете и разминаете пальчики, загибаете и разгибаете их, тем активнее развиваются мозг и речь.
Известный педагог Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
С Василием Александровичем трудно не согласиться – двигательные и речевые центры в мозгу находятся рядом, и значит, чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее будет развиваться и речь, да и не только она.
На основе проведенных опытов и обследований большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л. В. Фомина).
М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев.
Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.
Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6 – месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводиться разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.
Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговицы, спички.
В полугодовалом возрасте детям дают более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.
Пальчиковые игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. Это прекрасный стимул для развития творческих способностей малышей, пробуждающий воображение и фантазию. Если вы будете регулярно заниматься с ребенком, его пальчики постепенно станут более ловкими и подвижными, а движения – точными и слаженными.
Одним из эффективных методов развития мелкой моторики являются пальчиковые игры. Пальчиковые игры – открытие нашей народной педагогики. За их кажущейся простотой скрывается огромная педагогическая воспитательная ценность. Народная педагогика издавна использовала пальчиковые игры в воспитании детей. Пальчиковые игры обладают развивающим, оздоравливающим воздействием.
Пальчиковые игры как методическое средство хороши еще тем, что не требуют особой подготовки, их можно быстро организовать и провести без использования игрушек, атрибутов; они непродолжительны по времени. Их использование играет большую роль для развития речи детей, подготавливает ребенка к рисованию и письму, так как кисти руки приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать в целом речь ребенка.
Игры с элементами самомассажа.
Чтобы массаж и гимнастика не стали необходимой, но скучной процедурой, для детей можно превратить их в игру.
Игры с элементами самомассажа проводятся следующим образом. Взрослый читает стихотворение, сопровождая слова движениями рук. Малыш должен научиться повторять эти действия. Дети с удовольствием включаются в веселые игры.
Например игра «Веселые ладошки»
Сядьте с ребенком на ковер напротив друг друга, ноги широко расставьте.
Хлоп (хлопните в ладоши!
Раз (легко ударьте себя по коленям!
Еще (хлопните в ладоши!
Раз (легко ударьте себя по коленям!
Мы похлопаем сейчас (похлопайте в ладоши!
А теперь скорей, скорей!
Шлепай, шлепай веселей!
Наклонившись вперед, быстро, в такт, шлепайте ладонями по ковру перед собой.
Потешки на ладошке.
Пальчиковые игры - потешки всегда были любимы детьми. Появившись в далекой древности, они дошли до наших дней почти без изменений. Например, кто не знает игры " Сорока - белобока" или "Коза рогатая"?
Не сомнений, что отточенные веками слова, выразительные движения, яркие образы непременно привлекут внимание ребенка, позабавят его и вызховут желание продолжить эти увлекательные занятия снова и снова.
Во время игры развивается внимание и любознательность ребенка, стимулируется его речевое и интелектуальное развитие. Детям очень важен тактильный (телесный) контакт, а игры с пальчиками не только развеселят его, но и подарят ничем не заменимую радость живого общения.
Игра "Ладушки"
Ладушки, ладушки (хлопают в ладошки!
Где были?
У бабушки.
Спали на подушке (руки положите под щеку,
Ели колобушки (хлопайте ладошками по коленям).
Игры с мелкими предметами.
Детям нравится перкладывать предметы, вкладывать их в какую - нибудь емкость, а затем вынимать. Пусть ребенок опускает мелкие предметы, такие как бусинки, пуговицы и т. д. в пластиковую бутылку.
Благодаря таким забавным играм с предметами различной величины ручки ребенка будут более умелыми, ловкими, а движения - более точными и координированными.
Игра "Заводим"
Тонких движений пальцев правой руки требуют игры с волчками, когда ребенку приходится действовать только тремя или двумя пальцами ведущей руки. Причем чем меньше размер волчкаЖ, тем труднее его запустить.
Пальчиковые игры.
Эти забавные игры помогут детям совладать со своими не всегда послушными пальчиками, развить координацию и точность движений рук, а значит, подготовиться к предстоящему обучению письму. Складывая фигурки из пальчиков, ребенок будет с удовольствием отгадывать загадки, запоминать веселые стихи и повторять их. Играя со своими пальчиками, дети узнают много нового об окружающем их мире, знакомятся с русским фольклором и, конечно же, расширяют свой словарный запас.
Покажите ребенку, как должны двигаться пальчики, и загадайте ему загадку о том предмете или животном, которое вы изображаете. Когда загадка будет отгадана, попросите ребенка самого изобразить пальчиками какое - нибудь действие, предмет или животное. Если ребенку будет трудно, помогите ему.
Игры с пластилином
Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Покажите ребенку все чудеса пластилинового мира, заинтересуйте его, и вы удивитесь, как быстро детские пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, а потом все более сложные фигурки.
Все из пластилина
Из платилина овощи,
Из пластилина буквы.
Смогу слепить без помощи
Я даже торт для куклы.
Игры с бумагой
Этот комплекс игр поможет вашему малышу узнать, как обычная бумага превращается в забавные обьемные игрушки. Пусть ребенок сам скомкает листы белой бумаги, а затем обмотает их цветными нитками. Вот и готовы мячики для игры: попробуйте вместе кидать их в коробку или нарисованную мишень. Сшив, склеив или просто связав мячики между собой, можно получить причудливые обьемные игрушки.
Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, самолетиков и других фигурок. Очень важно, чтобы взрослый несколько раз, не спеша, показал ребенку последовательность действий. Освоив элементарные движения, малыш начнет и сам мастерить игрушки.
Бумага (особенно цветная) может стать основой многих интересных и полезных игр. Например, вырезание различных фигур научит ребенка еверенно пользоваться ножницами и познакомит с понятием о симметрии.
Снежинка
Я в руках листок держу,
Вчетверо его сложу,
Отгну еще разок,
Получился уголок.
Режу ровно, не спеша,
Как снежинка хороша!