Кобзева Ольга Владимировна
Консультация на тему «Особенности организации театрального центра в разных возрастных группах»
▼ Скачать + Заказать документы
Центр театрализации — это часть развивающей среды в оснащении группы, призванная сплотить ребят общей игровой деятельностью, в которой они смогли бы продемонстрировать все грани своего характера, возможно, ещё не известные им самим. В стандартный (то есть для общеобразовательных групп) театральный центр включаются :
• картинки, в том числе объёмные для конусного театра;
Публикация «Консультация на тему „Особенности организации театрального центра в разных возрастных группах“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные уголки и центры в группе
- Темочки
• игрушки для театра теней, пальчикового, бибабо, куклы на прищепках, фетровые персонажи для фланелеграфа;
• ширма (в детских садах обычно используется универсальная ширма, которая выступает и декорацией-фоном, и занавесом);
• реквизит (мягкие игрушки, машинки и пр.);
• материалы для изготовления элементов образов, декораций (кусочки ткани, картона, бумаги и т. д.);
• маски;
• костюмы;
• книги;
• фонотека;
• стенд с афишами и результатами работы (рисунками, поделками и пр.).
Назначение театрального уголка — обеспечить условия для полноценной работы, связанной с театрализацией. Но в каждой возрастной группе есть свой определённый круг задач, для решения которых можно использовать тот или иной вид театра.
1. Первая младшая группа. Дети знакомятся с пальчиковым театром, в котором куклы создаются (шьются из ткани или фетра, делаются из бумаги, лепятся из полимерной глины и т. д.) для каждого пальца и по желанию украшаются пуговицами, нитками, тесьмой и кружевом. Задача — научиться управлять движениями собственных пальчиков.
Оснащение театрального уголка для 1-ой младшей группы
• Театрально-игровое оборудование : ширма, атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски-шапочки, образные фартучки;
• Куклы бибабо;
• «Пальчиковый» театр (вязаный на всю длину пальчика ребенка);
• Тростевые куклы, театр картинок
• Настольный театр плоскостных игрушек (образы людей, животных);
• Театр для показа детям инсценировок по сказкам («Теремок», «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок»)
• Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности : аудиозаписи музыкальных произведений, записи
звукошумовых эффектов, простейшие
музыкальные игрушки — погремушки,
бубен, барабан.
2. Вторая младшая. Малыши учатся работать с куклами на столе или перчаточными игрушками. Персонажи настольного театра изготавливаются из бумажных конусов, цилиндров, или представляют собой тканевые куклы-перчатки — бибабо. Задача — тренировать координацию, мелкую моторику.
Оснащение театрального уголка для 2-й младшей группы
• Театрально-игровое оборудование : ширма, маски, театрально-игровые атрибуты для разыгрывания сказок;
• Атрибуты для ряженья — элементы костюмов (шляпы, шарфы, юбки, сумки, бусы и прочее);
• Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски диких и домашних животных, маски сказочных персонажей;
• Театр для показа детям инсценировок по сказкам («Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят»);
• «Пальчиковый» театр для обыгрывания произведений малых форм фольклора;
• Различные виды настольного театра;
• Аудиозаписи музыкальных произведений,
записи звукошумовых эффектов
для создания музыкального фона
в процессе театрально-игровой
деятельности.
3. Средняя группа. Кроме тренировки уже полученных навыков, ребята учатся работать с театром ложек, в котором персонажи делаются на основе пластиковой посуды, знакомятся с театральной ширмой (работающей как занавес или/и декорация-фон, куклой на деревянном стержне — гапите, а также осваивают азы кукловождения. Задача — согласовывать движения с сюжетом повествования, работать над развитием координации, мелкой моторикой.
Оснащение театрального уголка для средней группы
• Театрально-игровое оборудование : большая складная ширма, маленькая ширма для настольного театра; стойка-вешалка для костюмов.
• Костюмы, маски, атрибуты для постановки двух-трех сказок, игр-драматизаций;
• Куклы и атрибуты для обыгрывания этих же сказок в различных видах театра (плоскостной на фланелеграфе, тростевой, кукольный, настольный, перчаточный,куклы бибабо, соразмерные руке взрослого (для показа детям, а для ребенка (перчаточные или пальчиковые);
• Набор театральных игрушек, которые могут быть мелкого и среднего размера, сделаны из бумаги, ткани, картона, пластмассы, пластизолей, папье-маше, тонкой фанеры.) Тематика набора театральных игрушек определяется образовательной программой.
• Аудиозаписи музыкальных произведений,
записи звукошумовых эффектов
для создания музыкального фона
в процессе театрально-игровой
деятельности.
4. Старшая группа. Ребята знакомятся с куклами-марионетками. Они приводятся в движение с помощью крестовины — держателя ниток, на которые подвешена игрушка. Задача — освоение тонкостей интонации голоса, передающих разные эмоции.
Оснащение театрального уголка для старшей и подготовительной к школе группы
• Театрально-игровое оборудование : большая и маленькая ширма, простейшие декорации, в том числе изготовленные детьми, стойка-вешалка для костюмов;
• Костюмы, маски, парики, атрибуты для постановки 4-5 сказок;
• Куклы и атрибуты для обыгрывания этих же сказок в различных видах театра : пальчиковый, куклы бибабо, теневой театр фигур и масок, тростевые куклы и др.
• Аудиозаписи музыкальных произведений,
записи звукошумовых эффектов для создания
фона в процессе театрально-игровой деятельности.
5. Подготовительная группа. Работа в качестве актёра костюмированного театра, где ребёнку необходимо полностью перевоплотиться в своего героя, повторяя его движения, манеру поведения, голос и прочее. В некоторых дошкольных образовательных учреждениях, которые располагают подобным реквизитом, малыши также имеют возможность работать с напольными и платковыми куклами.
Для детей 6-7 лет игровой материал театрализованных игр отвечают в основном тем же требованиям, что и на предыдущем возрастном этапе. Однако здесь дополнительно рекомендуются куклы-марионетки с элементарной системой управления; мягкие, на прочных нитях.
Для подготовительной группы :
• пальчиковый театр (этюды на руках);
• куклы-перевертыши (игры-перевоплощения);
• куклы перчатки-варежки (пластические этюды на руках);
• куклы-марионетки (постановка этюдов);
• ростовые куклы (музыкально-пластические этюды);
• тростевые куклы (постановка этюдов, сказок).
Занятия театрализованной деятельностью позволяют решить целый ряд воспитательных задач, стоящих перед педагогом. Когда взрослый общается с ребенком с помощью игрушки, ребенок впитывает каждое слово, он верит «ожившей»игрушке и стремится сделать то, о чем она просит. Развлекая детей, кукла развивает в них творческие способности : артистичность, музыкальность, фантазию и чувство юмора; ребенок постигает основы актерского мастерства, драматизации, кукловождения, свои знания и опыт применяет в самостоятельной театрализованной деятельности, на праздниках и развлечениях, может пронизывать все режимные моменты.
Таким образом, театрализованная деятельность в ДОУ помогает сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру и раскрыть творческий потенциал каждого ребенка. Театр помогает ребенку развиваться всесторонне.