МААМ-картинки

Консультация на тему «Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста. Наблюдения за травянистыми растениями»

Валентина Федорова
Консультация на тему «Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста. Наблюдения за травянистыми растениями»

Из всего богатейшего состава нашего языка каждый человек в течение своей жизни может усвоить лишь какую - то определенную часть слов. Эти слова и составляют его словарный запас. И чем больше он сумеет «запасти» слов, тем богаче, выразительнее и образнее будет его собственная речь, и тем лучше он будет понимать речь других людей.

В старшем дошкольном возрасте у детей развивается большой интерес к слову, к его значению. В этом возрасте они с интересом постигают словарь синонимов и антонимов, словарь многозначных слов, глагольный словарь, могут заинтересоваться фразиологизмами.

Публикация «Консультация на тему „Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста, Наблюдения за травянистыми растениями“» размещена в разделах

Замечательные педагоги прошлого за рубежом (Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Пестолоци) и в России (Л. Н. Толстой, Н. К,Крупская, В. А. Сухомлинский) считали, что одним из необходимых условий развития речи детей является формирование у них эмоционального отношения к миру природы. Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием. Каждый объект природы, яркий и скромный, большой и маленький, по-своему привлекателен. Именно на природе ребёнок становится естественным, у него обогащается внутренний мир, повышается интеллект и культура. Своей необычностью, новизной природа эмоционально воздействует на ребё нка: вызывает удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи. Процесс познания природы во всем многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих названия, действия, качества предмета и помогающих анализировать предмет или явление со всех сторон.

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский справедливо считал необходимым вводить малышей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нём что-то новое, чтобы каждый шаг был «путешествием к источникам мышления и речи - к чудесной красоте природы, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце».

Дети больше интересуются животными, чем растениями. Их привлекает то, что животные двигаются, издают звуки, реагируют на взаимодействие с ними.

Хорошим средством привлечения внимания старших дошкольников к растениям являются поговорки, пословицы, загадки, которые органично входят в жизнь ребёнка. Вслушиваясь в образность народного языка дети приобщаются к красоте русского слова, чувствуют принадлежность к культуре своего народа, знакомятся с миром растений, учатся любить этот мир. В работе с детьми старшего дошкольного возраста по развитию словаря, по формированию интереса к растениям можно использовать народные названия растений. В народных названиях растений отражены особенности их внешнего вида, отношения к ним человека, использование растений и их приспособленность к среде обитания.

Наблюдения за травянистыми растениями хорошо начинать с весны. Резными, ажурными, игольчатыми появляются на свет травянистые растения (травинки). Сразу порой и не различишь какое растение проклюнулось, показалось из влажной теплой земли. Пройдет немного времени, распустятся листочки и можно будет по ним узнать, что это одуванчик, спорыш, крапива, подорожник. Одни приметны сразу, другие неприметные, скромные, но по- своему очаровательные. Какие же они наши травянистые растения? Среди них, казалось бы, есть сорные, совсем не нужные. Но оказывается, все растения нужны. Многие растения используются в медицине, в косметологии. По этому поводу можно рассказать детям индийское предание: “Древнеиндийского врача Чараки учитель послал в лес принести несколько безполезных растений. ”Учитель,-сказал, вернувшись из леса, Чараки,- я три дня ходил по лесу и не нашёл ни одного безполезного растения. ”

После наблюдений можно поиграть в словесные игры : “На что похоже?”,”Какой?”, “Интересные слова. ”

Вот небольшие характеристики растений, которые мы часто встречаем на прогулках.

Одуванчик лекарственный или обыкновенный (молочай, молокоед, пустодуй, пушник). Русское название «одуванчик» растение получило из-за необычайной легкости, с которой при малейшем дуновении воздуха созревшие плодики-семянки на пушистых летучках отрываются от цветоложа и разлетаются, из-за этого ещё и «пустодуй», «пушник»-пушистый. Другая группа названий обусловлена млечным соком, содержащимся во всех частях растения. Это о нем говорят в народе - молочай, молокоед. Знакомя с этими названиями, можно загадать детям загадку.

С молоком, а не коровушка,

Летает, а не соловушка.

С древних времен люди любили это растение за золотые головки цветов, слагали разные легенды. Обратили люди внимание на интересное свойство – способность одуванчика открываться утром и закрываться вечером. В ненастную погоду он вообще не раскрывается. Об этом свойстве растения народом сложена загадка:

Глазок золотой на солнце глядит,

Как солнце нахмурится, глазок прищурится.

Одуванчик лечит от многих болезней. Все части растения применяют в пищу : готовят салаты, варят цветочный мёд.

Придумывать новые слова, закреплять значения новых слов поможет игра : “Как бы вы назвали одуванчик?” (маленькое солнышко и др.)

Большой интерес вызывает у детей травянистое растение подорожник большой. Наблюдая за растением, называя его свойства, внешний вид приводятся народные названия растения : семижильник, порезник, попутчик, ранник.

Русские названия “подорожник”, “попутчик” связаны с его местообитанием у дорог. Другая группа названий – “порезник”, “ранник”– даны растению за ярко выраженные заживляющие свойства. Название “семижильник” от того, что у него крепкие жилки. Если встать на лист подорожника, жилки прижмутся к земле – не дадут ему порваться, уйдёт человек – лист распрямится. О человеке сильном, выносливом тоже говорят – “семижильник”. Так назвали и подорожник.

Лёг пластом у дороги,

Разметал руки-ноги,

Его бьют сапогом,

Его бьют колесом,

Ему всё нипочём.

Как можно назвать подорожник? (лечебник и др.). Индейцы ещё называют “следы белого человека”. В Америку его завезли белые люди (семена прилипали к обуви и разносились).

Крапива двудомная встречается везде. Казалось бы ничего удивительного в этом растении нет. Но и в крапиве можно увидеть много интересного, пополнить запас детей новыми словами.

Крапива – латинское слово, означает “жечь”. Русское название от древнерусского “коприна” – шелк. Из крапивы получали волокно для выработки тканей. Долгое время крапива в этом качестве использовалась у разных народов и даже специально выращивалась на полях. (В сказке Г. Х. Андерсена “Дикие лебеди” Элиза вяжет рубашки из крапивы).

Обратите внимание какая она? На что похожи листья, само растение?

В народе говорят:

1. “Жгуча крапива родится да в щах пригодится”

2. “Одна крапива заменяет семерых врачей”

3. “Хоть и не огонь, а жжется”.

Пояснив смысл поговорок, задать детям вопросы: Как бы вы сами назвали крапиву? Дети называют: “жгучая трава”, “огненная трава”, “лечебник” и др.

Горец птичий, спорыш (топтун-трава, птичья гречиха, гусятница,трава-мурава)- невзрачное растение, цветы бело-розовые, его запах среди трав не различишь. Латинское название (родовое)- горец (многоколено) и буквально означает “многоколенный”.Связано это с тем, что стебель у растения узловатый, в узлах вздутый и это производит впечатление многоколенности. Птичий (название вида)-птицы любят его зрелые плоды-орешки. Русские народные названия “гусятница”- от того что его любят гуси,

”птичья гречиха”- любят птицы, “спорыш” - дано растению за способность быстро,споро отращивать отрезанные или повреждённые побеги, ”топтун-трава”- связано с поразительной устойчивостью растения к вытаптыванию : и люди по ней ходят, птицы и скот на ней пасутся, даже телеги и машины по ней ездят,а ей нипочём. А ещё это растение ласково называют “ трава-мурава” за его мягкость, сложено о нем много потешек, н-р:

-Трава-мурава со сна поднялась,

Птица- синица за зерно взялась.

Вопросы к детям: Как вы сами бы назвали эту траву? Почему?

(птичий завтрак,травка-малышка и др.)

Вот сколько секретов таят знакомые нам травянистые растения! А сколько ещё вокруг цветов,кустарников, деревьев знакомых и незнакомых со своими секретами,загадками. Нужно учить детей видеть в природе необычное и интересное, помогать детям понять значение новых слов, выражать свои мысли. И, конечно же,учить любить и беречь природу, беречь всё то, что нас окружает. И тогда каждая прогулка принесёт радость, желание узнать новое.

Публикации по теме:

«Виды спорта» (Электронное пособие для детей 5–7 лет) Поскольку ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, то олимпийское образование дошкольников осуществляется приемущественно.

Презентация «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Презентация по теме: "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи". «Учите ребёнка, каким – нибудь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация на тему «Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста. Наблюдения за травянистыми растениями»
Опубликовано: 11 мая 2013 в 13:34
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД