Валентина Федорова
Консультация на тему «Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста. Наблюдения за травянистыми растениями»
▼ Скачать + Заказать документы
Из всего богатейшего состава нашего языка каждый человек в течение своей жизни может усвоить лишь какую - то определенную часть слов. Эти слова и составляют его словарный запас. И чем больше он сумеет «запасти» слов, тем богаче, выразительнее и образнее будет его собственная речь, и тем лучше он будет понимать речь других людей.
В старшем дошкольном возрасте у детей развивается большой интерес к слову, к его значению. В этом возрасте они с интересом постигают словарь синонимов и антонимов, словарь многозначных слов, глагольный словарь, могут заинтересоваться фразиологизмами.
Публикация «Консультация на тему „Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста, Наблюдения за травянистыми растениями“» размещена в разделах
Замечательные педагоги прошлого за рубежом (Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Пестолоци) и в России (Л. Н. Толстой, Н. К,Крупская, В. А. Сухомлинский) считали, что одним из необходимых условий развития речи детей является формирование у них эмоционального отношения к миру природы. Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием. Каждый объект природы, яркий и скромный, большой и маленький, по-своему привлекателен. Именно на природе ребёнок становится естественным, у него обогащается внутренний мир, повышается интеллект и культура. Своей необычностью, новизной природа эмоционально воздействует на ребё нка: вызывает удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи. Процесс познания природы во всем многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих названия, действия, качества предмета и помогающих анализировать предмет или явление со всех сторон.
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский справедливо считал необходимым вводить малышей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нём что-то новое, чтобы каждый шаг был «путешествием к источникам мышления и речи - к чудесной красоте природы, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце».
Дети больше интересуются животными, чем растениями. Их привлекает то, что животные двигаются, издают звуки, реагируют на взаимодействие с ними.
Хорошим средством привлечения внимания старших дошкольников к растениям являются поговорки, пословицы, загадки, которые органично входят в жизнь ребёнка. Вслушиваясь в образность народного языка дети приобщаются к красоте русского слова, чувствуют принадлежность к культуре своего народа, знакомятся с миром растений, учатся любить этот мир. В работе с детьми старшего дошкольного возраста по развитию словаря, по формированию интереса к растениям можно использовать народные названия растений. В народных названиях растений отражены особенности их внешнего вида, отношения к ним человека, использование растений и их приспособленность к среде обитания.
Наблюдения за травянистыми растениями хорошо начинать с весны. Резными, ажурными, игольчатыми появляются на свет травянистые растения (травинки). Сразу порой и не различишь какое растение проклюнулось, показалось из влажной теплой земли. Пройдет немного времени, распустятся листочки и можно будет по ним узнать, что это одуванчик, спорыш, крапива, подорожник. Одни приметны сразу, другие неприметные, скромные, но по- своему очаровательные. Какие же они наши травянистые растения? Среди них, казалось бы, есть сорные, совсем не нужные. Но оказывается, все растения нужны. Многие растения используются в медицине, в косметологии. По этому поводу можно рассказать детям индийское предание: “Древнеиндийского врача Чараки учитель послал в лес принести несколько безполезных растений. ”Учитель,-сказал, вернувшись из леса, Чараки,- я три дня ходил по лесу и не нашёл ни одного безполезного растения. ”
После наблюдений можно поиграть в словесные игры : “На что похоже?”,”Какой?”, “Интересные слова. ”
Вот небольшие характеристики растений, которые мы часто встречаем на прогулках.
Одуванчик лекарственный или обыкновенный (молочай, молокоед, пустодуй, пушник). Русское название «одуванчик» растение получило из-за необычайной легкости, с которой при малейшем дуновении воздуха созревшие плодики-семянки на пушистых летучках отрываются от цветоложа и разлетаются, из-за этого ещё и «пустодуй», «пушник»-пушистый. Другая группа названий обусловлена млечным соком, содержащимся во всех частях растения. Это о нем говорят в народе - молочай, молокоед. Знакомя с этими названиями, можно загадать детям загадку.
С молоком, а не коровушка,
Летает, а не соловушка.
С древних времен люди любили это растение за золотые головки цветов, слагали разные легенды. Обратили люди внимание на интересное свойство – способность одуванчика открываться утром и закрываться вечером. В ненастную погоду он вообще не раскрывается. Об этом свойстве растения народом сложена загадка:
Глазок золотой на солнце глядит,
Как солнце нахмурится, глазок прищурится.
Одуванчик лечит от многих болезней. Все части растения применяют в пищу : готовят салаты, варят цветочный мёд.
Придумывать новые слова, закреплять значения новых слов поможет игра : “Как бы вы назвали одуванчик?” (маленькое солнышко и др.)
Большой интерес вызывает у детей травянистое растение подорожник большой. Наблюдая за растением, называя его свойства, внешний вид приводятся народные названия растения : семижильник, порезник, попутчик, ранник.
Русские названия “подорожник”, “попутчик” связаны с его местообитанием у дорог. Другая группа названий – “порезник”, “ранник”– даны растению за ярко выраженные заживляющие свойства. Название “семижильник” от того, что у него крепкие жилки. Если встать на лист подорожника, жилки прижмутся к земле – не дадут ему порваться, уйдёт человек – лист распрямится. О человеке сильном, выносливом тоже говорят – “семижильник”. Так назвали и подорожник.
Лёг пластом у дороги,
Разметал руки-ноги,
Его бьют сапогом,
Его бьют колесом,
Ему всё нипочём.
Как можно назвать подорожник? (лечебник и др.). Индейцы ещё называют “следы белого человека”. В Америку его завезли белые люди (семена прилипали к обуви и разносились).
Крапива двудомная встречается везде. Казалось бы ничего удивительного в этом растении нет. Но и в крапиве можно увидеть много интересного, пополнить запас детей новыми словами.
Крапива – латинское слово, означает “жечь”. Русское название от древнерусского “коприна” – шелк. Из крапивы получали волокно для выработки тканей. Долгое время крапива в этом качестве использовалась у разных народов и даже специально выращивалась на полях. (В сказке Г. Х. Андерсена “Дикие лебеди” Элиза вяжет рубашки из крапивы).
Обратите внимание какая она? На что похожи листья, само растение?
В народе говорят:
1. “Жгуча крапива родится да в щах пригодится”
2. “Одна крапива заменяет семерых врачей”
3. “Хоть и не огонь, а жжется”.
Пояснив смысл поговорок, задать детям вопросы: Как бы вы сами назвали крапиву? Дети называют: “жгучая трава”, “огненная трава”, “лечебник” и др.
Горец птичий, спорыш (топтун-трава, птичья гречиха, гусятница,трава-мурава)- невзрачное растение, цветы бело-розовые, его запах среди трав не различишь. Латинское название (родовое)- горец (многоколено) и буквально означает “многоколенный”.Связано это с тем, что стебель у растения узловатый, в узлах вздутый и это производит впечатление многоколенности. Птичий (название вида)-птицы любят его зрелые плоды-орешки. Русские народные названия “гусятница”- от того что его любят гуси,
”птичья гречиха”- любят птицы, “спорыш” - дано растению за способность быстро,споро отращивать отрезанные или повреждённые побеги, ”топтун-трава”- связано с поразительной устойчивостью растения к вытаптыванию : и люди по ней ходят, птицы и скот на ней пасутся, даже телеги и машины по ней ездят,а ей нипочём. А ещё это растение ласково называют “ трава-мурава” за его мягкость, сложено о нем много потешек, н-р:
-Трава-мурава со сна поднялась,
Птица- синица за зерно взялась.
Вопросы к детям: Как вы сами бы назвали эту траву? Почему?
(птичий завтрак,травка-малышка и др.)
Вот сколько секретов таят знакомые нам травянистые растения! А сколько ещё вокруг цветов,кустарников, деревьев знакомых и незнакомых со своими секретами,загадками. Нужно учить детей видеть в природе необычное и интересное, помогать детям понять значение новых слов, выражать свои мысли. И, конечно же,учить любить и беречь природу, беречь всё то, что нас окружает. И тогда каждая прогулка принесёт радость, желание узнать новое.