Никульшина Алла Сергеевна
Консультация «Методы и приемы развития речи детей дошкольного возраста. Сказки-звучалки как средство формирования»
▼ Скачать
Консультация на тему : «Методы и приемы развития речи детей дошкольного возраста»
Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений.
Публикация «Консультация „Методы и приемы развития речи детей дошкольного возраста, Сказки-звучалки как средство формирования“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Темочки
Методы и приемы можно охарактеризовать с разных точек зрения (в зависимости от используемых средств, характера познавательной и речевой деятельности детей, раздела речевой работы).
Общепринятой в методике является классификация методов по используемым средствам : наглядность, слово или практическое действие. Выделяют три группы методов – наглядные, словесные и практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.
Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем.
Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.
Словесные методы в детском саду применяются реже: это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы : показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.
Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач.
В зависимости от характера речевой деятельности детей можно условно выделить репродуктивные и продуктивные методы.
Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов. В детском саду они применяются, главным образом, в словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи, меньше при формировании грамматических навыков и связной речи. К репродуктивным можно условно отнести методы наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, многие дидактические игры, т. е. все те методы, при которых дети осваивают слова и законы их сочетания, фразеологические обороты, некоторые грамматические явления, например управление многих слов, овладевают по подражанию звукопроизношением, пересказывают близко к тексту, копируют рассказ педагога.
Продуктивные методы предполагают построение детьми собственных связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому, приспосабливаясь к ситуации общения. В этом и заключается творческий характер речевой деятельности. Отсюда очевидно, что продуктивные методы используются при обучении связной речи. К ним можно отнести обобщающую беседу, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания.
В зависимости от задачи развития речи выделяют методы словарной работы, методы воспитания звуковой культуры речи и др.
Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые.
Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.
Речевой образец – правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки. Образец должен быть доступным по содержанию и форме. Он произносится четко, громко и неторопливо. Поскольку образец дается для подражания, он предъявляется до начала речевой деятельности детей. Но иногда, особенно в старших группах, образец можно использовать и после речи детей, но при этом он будет служить не для подражания, а для сравнения и коррекции. Образец применяется для решения всех задач. Особенно большое значение он имеет в младших группах. Для того чтобы привлечь внимание детей к образцу, рекомендуется сопровождать его пояснениями, указаниями.
Повторное проговаривание – преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. В практике используются разные варианты повторения: за педагогом, за другими детьми, совместное повторение воспитателя и детей, хоровое. Важно, чтобы повторение не носило принудительного, механического характера, а предлагалось детям в контексте интересной для них деятельности.
Объяснение – раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов.
Указания – разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата. Выделяют указания обучающие, организационные и дисциплинирующие.
Оценка детской речи – мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности. Оценка должна иметь не просто констатирующий характер, но и обучающий. Оценка дается для того, чтобы все дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях. Оценка оказывает большое эмоциональное влияние на детей. Нужно учитывать индивидуальные и возрастные особенности, добиваться, чтобы оценка повышала речевую активность ребенка, интерес к речевой деятельности, организовывала его поведение. Для этого в оценке подчеркиваются прежде всего положительные качества речи, а речевые недочеты исправляются с помощью образца и других методических приемов.
Вопрос – словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются на основные и вспомогательные. Основные могут быть констатирующими (репродуктивные) – «кто? что? какой? какая? где? как? куда?» и поисковыми, требующими установления связей и отношений между явлениями – «почему? зачем? чем похожи?» Вспомогательные вопросы бывают наводящими и подсказывающими. Педагогу необходимо овладеть методически правильной постановкой вопросов. Они должны быть четкими, целенаправленными, выражать основную мысль. Необходимо правильно определять место логического ударения в вопросе, направлять внимание детей на слово, несущее основную смысловую нагрузку. Структура вопроса должна служить образцом вопросительной интонации, облегчать ребенку ответ. Вопросы используются во всех методах речевого развития детей : разговорах, беседах, дидактических играх, при обучении рассказыванию.
Наглядные приемы – показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.
Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному языку в детском саду.
В дошкольной педагогике существуют и другие классификации приемов обучения. Так, в зависимости от их роли в процессе обучения выделяют прямые и косвенные приемы. Все выше названные словесные приемы можно назвать прямыми, а напоминание, реплика, замечание, подсказ, совет – косвенными.
В реальном педагогическом процессе приемы используются комплексно. Так, в обобщающей беседе могут быть использованы разного типа вопросы, показ предметов, игрушек, картин, игровые приемы, художественное слово, оценка, указания. Воспитатель пользуется разными приемами в зависимости от задачи, содержания занятия, уровня подготовленности детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
Сказки-звучалки как средство формирования фонематических процессов у дошкольников.
От того, как ребенку будут открыты
звуковая действительность языка,
строение звуковой формы слова,
зависит все последующее усвоение языка –
грамматики и связанной с ней орфографии.
Д. Б. Эльконин
Необходимость формирования фонематического восприятия у детей дошкольного возраста является одной из наиболее значимых. Так для формирования правильного звукопроизношения, слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, для овладения навыками письма и чтения, для успешного обучения ребёнка в школе необходим определенный уровень развития фонематических процессов.
Проблемой развития фонематического восприятия и его значения для формирования грамотной речи посвящены исследования В. И. Бельтюкова, Л. С. Выготского, А. Н. Гвоздева, Р. Е. Левина, А. А. Леонтьева, Г. Л. Розенгард-Пупко, Н. Х. Швачкина.
Как показывает практика, дети, у которых отмечается недостаточный уровень развития фонематических процессов, испытывают затруднения в звукобуквенном анализе, им сложно без зрительной опоры представить такое абстрактное «невидимое» понятие, как «звук», научиться действовать с ним. Кроме того, современные родители рано начинают обучать своих детей чтению, минуя важный этап знакомства с удивительным миром звуков.
К фонематическим процессам относят: фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ, фонематический синтез.
Основными задачами развития фонематических процессов являются: обучение умению выделять заданный звук в чужой и собственной речи; развитие навыков контроля и самоконтроля за произношением звуков; развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Улавливать неречевые звуки (различать их по громкости, длительности, высоте, определять источник и направление звука) позволяет нам физический слух, который является фундаментом для развития фонематического слуха, отвечающего за восприятие человеческой речи, всех ее звуков (фонем) и интонаций. И имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.
Так, привлечь внимание детей младшего и среднего возраста и познакомить их с удивительным миром неречевых звуков, используя приём сказки-звучалки (авторы – Сергей и Екатерина Железновы). Сказка-звучалка, сказка-шумелка – это повествование сказки с использованием звукоподражания, музыкальных и шумовых инструментов.
Авторы предлагают 5 этапов в основном алгоритме повествования сказок-звучалок.
1. Знакомство со сказкой : чтение.
2. Выбор музыкальных и шумовых инструментов для озвучивания.
3. Выделение в тексте пауз для звукоподражания и музицирования.
4. Распределение музыкальных инструментов, предметов, проба их звучания (необходимо дать возможность попробовать ребёнку звучание каждого предмета).
5. Озвучивание сказки.
Сказки-звучалки не оставляют равнодушными ни одного ребёнка. Дети придумывают, фантазируют, подбирают все необходимые предметы и сочиняют свои сказки-звучалки, реализуют свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах, в игровом сказочном оформлении, что сопровождается положительными эмоциями.
Сказки-звучалки со звуковым и шумовым оформлением с включением подвижных игр, пальчиковой и дыхательной гимнастики позволяют вовлечь детей в увлекательный мир звуков, развивать способность узнавать и различать неречевые звуки, поддерживать инициативу и индивидуальность каждого ребёнка, оказывают благоприятное воздействие на развитие слухового внимания и памяти, мелкой моторики, дыхания, творческой фантазии, а также способствуют формированию навыков общения, сотрудничества и сотворчества, освобождают детей от утомительной не подвижности и позволяют каждому ребёнку быть не только пассивным слушателем, но и стать их активным участником.
Использование сказок-звучалок в образовательной деятельности способствует повышению интереса к образовательной деятельности, делая процесс обучения увлекательным, занимательным, эффективным, превращая сложную, кропотливую работу в творческий, увлекательный процесс. Данный приём могут использовать педагоги групп компенсирующей и общеобразовательной направленности на индивидуальных занятиях, в работе в парах, подгрупповых и фронтальных занятиях, в режимных моментах.