Анна Лысенко
Консультация «Логико-математические игры на занятии по ФЭМП и в свободной игровой деятельности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД МИХАЙЛОВКА ВОЛГОГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЛУКОМОРЬЕ»
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «СОЛНЫШКО»
«Логико-математические игры
на занятии по ФЭМП и в свободной игровой деятельности дошкольников»
Подготовил: Лысенко А. А., воспитатель
2022г.
Публикация «Консультация „Логико-математические игры на занятии по ФЭМП и в свободной игровой деятельности дошкольников“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2024
Цель консультации : повышение профессионального уровня педагогов.
Задачи:
- Познакомить педагогов с опытом работы по использованию логико-математических игр в работе с детьми дошкольного возраста.
- Систематизировать методы и приемы использования развивающих игр в педагогическом процессе.
- Развивать интерес к образовательной игровой технологии, инициативу, желание применять её на практике.
«Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный»
Мишель де Монтень (французский писатель)
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.
Возникает вопрос: какая из наук позволяет в полной мере активизировать мыслительную деятельность ребенка, развивать творческие способности и уверенности в своих силах, формировать предпосылки учебной деятельности? Конечно математика.
Приоритетными задачами логико – математического развития ребёнка в соответствии с ФГОС ДО и образовательной программой ДОУ является формирование в образовательной и свободной деятельности :
логико-математических представлении (элементарных представлении о математических свои ствах и отношениях предметов, величинах, числах, геометрических формах, зависимостях и закономерностях);
математических способов познания деи ствительности (счёт, измерение, простеи шие вычисления);
мыслительных операции и логических способов познания математических свои ств и отношении (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, сериация);
сенсорных процессов и способов познания математических свои ств и отношении (обследование, группировка, упорядочение, разбиение)
интеллектуально-творческих проявлений детей: любознательности, активности, находчивости, смекалки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решении задач.
Таким образом, под логико-математическим развитием дошкольников следует понимать позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций.
Поэтому, тема формирования логико-математических представлений была и остается актуальной.
Формы организации детской деятельности.
Логико-математические игры включаются непосредственно в содержание занятий по ФЭМП во всех возрастных группах как одно из средств реализации программных задач. Место этим играм в структуре занятия определяется возрастными особенностями детей, целью и содержанием занятия.
В свободное время занимательные логико – математические игры воспитатель использует для организации самостоятельной деятельности детей, основанной на их интересах. Формы организации игры разнообразны : игры проводятся со всей группой воспитанников, с подгруппой и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий для игр, поддержании и развитии интереса, стимулировании творческой инициативы.
Логико-математическое развитие дошкольников осуществляется через использование разнообразных игровых средств :
логические задачи и упражнения,
игры-головоломки,
дидактические игры и упражнения,
логико-математические игры,
задачи-шутки,
конструирование.
Логико – математические игры в нашей группе находятся в свободном доступе в центре математического развития «Весёлая математика» и в игровом центре «Игротека».
На начальном этапе в работе с младшими дошкольниками можно предложить детям логические задачи и упражнения на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, знаков, на поиск чисел, пазлы, кубики, пирамидки, несложные игры-лабиринты и т. д. Такие упражнения важны для развития таких умственных действий как умение анализировать, обобщать, сравнивать.
Более подробно рассмотрим использование логико – математических игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста, поскольку развитие логического мышления в этих возрастных группах выделяется как самостоятельная задача и отдельное занятие.
Задачки-шутки.
Из всего многообразия игр наиболее доступными и интересными для детей являются задачки-шутки - это занимательные игровые задачи, с математическим смыслом, которые мы используем в совместной с детьми деятельности.
Мы составили картотеку задачек шуток, занимательных вопросов, для решения которых ребёнку надо проявить находчивость, смекалку, понимание юмора. Результат решения задач-шуток зависит от жизненного опыта детей, развития представления об окружающем мире.
Задача-шутка способствует развитию логического мышления, наблюдательности, быстроты реакции, овладению поисковыми подходами к решению любой задачи.
Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (2, 4, 6)
Ты, да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (двое)
Росло 4 березы. На каждой березе по 4 больших ветки. На каждой большой ветке по 4 маленьких. На каждой маленькой по 4 яблока. Сколько всего яблок? (на березах яблоки не растут)
За забором видны 8 заячьих лапок. Сколько зайчиков? (два
Игры – головоломки
Огромное значение для развития логического мышления имеют игры-головоломки.
Самыми доступными из них являются игры со счетными палочками, в ходе которых необходимо преобразовывать одни фигуры в другие. Подобные игры способствуют развитию пространственных представлений, закреплению знаний о свойствах и отличительных признаках геометрических фигур, требуют проявления конструктивных способностей и др.
Игры-головоломки, на воссоздание из геометрических фигур образных изображений. Это такие игры как «Танграм», «Колумбово яйцо», игры В. В. Воскобовича «Чудо-крестики», «Чудо-соты», «Фонарики».
Эти игры-головоломки используются для совершенствования зрительного восприятия, умения анализировать изображения, выделять геометрические формы, видоизменять фигуры путём составления целого из отдельных частей.
Игры логико-математического содержания.
Особое внимание уделяется играм логико-математического содержания. Все логико-математические игры учат детей мыслить логически, удерживать в уме сразу несколько свойств предмета, уметь кодировать и декодировать информацию. Такие игры способствуют появлению у ребят интереса к познавательной деятельности, развитию их мышления, речи, воображения, мелкой моторики рук.
Для этого используются кубики «Сложи узор», шашки, домино, крестики – нолики, морской бой, ханойская башня.
«Круги Эйлера» – это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов.
Дидактические игры по формированию математических представлений.
Направлены на развитие у детей математических представлений, логического мышления. В процессе дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса.
Дидактические игры условно делятся на следующие группы:
Игры с цифрами и числами.
Игры путешествие во времени.
Игры на ориентирование в пространстве и логическое мышление.
Игры с геометрическими фигурами.
Многофункциональные дидактические пособия логико-математической направленности.
Подвижные игры математического содержания.
Игры с цифрами и числами.
Дидактические игры : математический планшет «Распредели шарики», пазл «Цифры», цифровой тренажёр «Найди цифру», «Собери мухомор», закрепляют знание графического образа цифр, упражняют детей в счёте, отсчитывании предметов в пределах 10, 20, в прямом, обратно, порядковом счёте и соотнесении количества предметов с соответствующим числом, сравнении множеств (больше, меньше или равно).
Дидактические игры : математический планшет «Умные ладошки», пазл «Сколько не хватает?», арифметический тренажёр «Божья коровка учит считать», «Гонки», «Математическая пицца», «Числоцветик», математические мешочки «Сочиняем задачу» решают задачи: закреплять знания соседей числа, учат определять пропущенное число, формируют умение считать и решать задачи; закрепляют знание цифр, арифметических знаков.
Дидактические игры : «Математическое домино», «Мороженое», пазлы «Состав числа», «Числовые ракеты» формируют представление детей о составе числа, упражняют умение раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее.
Игры путешествие во времени.
Дидактические игры : «Узнай время суток», домино «Учимся определять время по часам», «Часики», «Назови части суток», «Живая неделя», «Когда это бывает?», «12 месяцев» формируют знания детей о временах года, месяцах, днях недели, частях суток; учат детей определять время по часам, фиксируя его значение на циферблате.
Игры на ориентирование в пространстве и логическое мышление :
Дидактические игры : «Логико - математический планшет» (с резиночками, дидактические карточки «Ориентировка в пространстве», «Математический судоку», IQ кубики «Контуры», «Передвигалки», лабиринты, графические диктанты, ориентировака на листе бумаги «Укрась коврик», «Повтори рисунок по клеткам» развивают пространственное и логическое мышления, умение ориентировки на плоскости; закрепляют понимание понятий «вверху», «внизу», «вправо», «влево», «далеко», «близко», «выше, «ниже»» и др. ; учат анализировать, сравнивать, делать выводы.
Игры с геометрическими фигурами:
Дидактические игры : «Логические таблицы», «Танграмм», «Колумбово яйцо», игры В. В. Воскобовича «Чудо - крестики», «Чудо - соты», «Фонарики», тетрис Поп –ит, «Геометрическое лото», «Сортировка» закрепляют знание геометрических фигур, геометрических тел, учат соотносить предметы окружающего пространства с геометрической формой, моделировать из геометрических фигур образные изображения, трансформировать одно изображение в другое.
Многофункциональные дидактические пособия логико-математической направленности :
- лэпбуки «Считаю, играю, решаю» и «Цифры»,
- развивающая дидактическая книжка «Счёт»,
- логико – математический игровизор «Пиши - стирай».
Пособия развивают познавательный интерес ребёнка, инициативу, смекалку, самостоятельность при решении сложных логико – математических задач.
Подвижные игры математического содержания:
- «Найди пару»
- «Живая неделя»
- «Постройте фигуру»
- «Передай мяч тому, кто справа…»
- «Делай столько»
- «Математические эстафеты» и др.
Подвижные игры позволяют закрепить учебный материал в активной игровой форме и способствуют развитию мыслительных способностей.
Работа с семьёй.
Совместная работа детского сада с семьей - важное условие успешного логико - математического развития детей. В своей работе мы прилагаем все усилия к тому, чтобы знания и умения, полученные детьми в детском саду, родители и дети закрепляли дома.
Основные формы совместной работы детского сада и семьи по вопросам формирования элементарных логико– математических представлений детей являются:
• представление информации и рекомендаций на информационных стендах и папках-передвижках («Как развивать логическое мышление дошкольников», «Играем в математику», «Развиваем мелкую моторику» и т. д.)
• индивидуальные и групповые консультации, беседы, в ходе которых ненавязчиво даются рекомендации родителям, как эффективнее знакомить детей с математическими понятиями (количество, форма, размер, пространство, время);
• практические задания дошкольникам на дом с целью закрепления и отработки полученных на занятиях и в совместной деятельности знаний;
• приобретение дидактических игр и дидактического материала с помощью родителей.
Подводя итоги, можно сказать, что при использование логико-математических игр в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности дошкольников способствует умственному развитию ребенка, что повышает эффективность педагогического процесса.