Папки-передвижки

Консультация «Логико-математические игры на занятии по ФЭМП и в свободной игровой деятельности дошкольников» (5 фото)

Анна Лысенко
Консультация «Логико-математические игры на занятии по ФЭМП и в свободной игровой деятельности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД МИХАЙЛОВКА ВОЛГОГРАДСКОЙ

ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЛУКОМОРЬЕ»

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «СОЛНЫШКО»

Консультация на тему :

«Логико-математические игры

на занятии по ФЭМП и в свободной игровой деятельности дошкольников»

Подготовил: Лысенко А. А., воспитатель

2022г.

Публикация «Консультация „Логико-математические игры на занятии по ФЭМП и в свободной игровой деятельности дошкольников“» размещена в разделах

Цель консультации : повышение профессионального уровня педагогов.

Задачи:

- Познакомить педагогов с опытом работы по использованию логико-математических игр в работе с детьми дошкольного возраста.

- Систематизировать методы и приемы использования развивающих игр в педагогическом процессе.

- Развивать интерес к образовательной игровой технологии, инициативу, желание применять её на практике.

«Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный»

Мишель де Монтень (французский писатель)

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Возникает вопрос: какая из наук позволяет в полной мере активизировать мыслительную деятельность ребенка, развивать творческие способности и уверенности в своих силах, формировать предпосылки учебной деятельности? Конечно математика.

Приоритетными задачами логикоматематического развития ребёнка в соответствии с ФГОС ДО и образовательной программой ДОУ является формирование в образовательной и свободной деятельности :

логико-математических представлении (элементарных представлении о математических свои ствах и отношениях предметов, величинах, числах, геометрических формах, зависимостях и закономерностях);

математических способов познания деи ствительности (счёт, измерение, простеи шие вычисления);

мыслительных операции и логических способов познания математических свои ств и отношении (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, сериация);

сенсорных процессов и способов познания математических свои ств и отношении (обследование, группировка, упорядочение, разбиение)

интеллектуально-творческих проявлений детей: любознательности, активности, находчивости, смекалки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решении задач.

Таким образом, под логико-математическим развитием дошкольников следует понимать позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций.

Поэтому, тема формирования логико-математических представлений была и остается актуальной.

Формы организации детской деятельности.

Логико-математические игры включаются непосредственно в содержание занятий по ФЭМП во всех возрастных группах как одно из средств реализации программных задач. Место этим играм в структуре занятия определяется возрастными особенностями детей, целью и содержанием занятия.

В свободное время занимательные логико – математические игры воспитатель использует для организации самостоятельной деятельности детей, основанной на их интересах. Формы организации игры разнообразны : игры проводятся со всей группой воспитанников, с подгруппой и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий для игр, поддержании и развитии интереса, стимулировании творческой инициативы.

Логико-математическое развитие дошкольников осуществляется через использование разнообразных игровых средств :

логические задачи и упражнения,

игры-головоломки,

дидактические игры и упражнения,

логико-математические игры,

задачи-шутки,

конструирование.

Логико – математические игры в нашей группе находятся в свободном доступе в центре математического развития «Весёлая математика» и в игровом центре «Игротека».

На начальном этапе в работе с младшими дошкольниками можно предложить детям логические задачи и упражнения на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, знаков, на поиск чисел, пазлы, кубики, пирамидки, несложные игры-лабиринты и т. д. Такие упражнения важны для развития таких умственных действий как умение анализировать, обобщать, сравнивать.

Более подробно рассмотрим использование логико – математических игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста, поскольку развитие логического мышления в этих возрастных группах выделяется как самостоятельная задача и отдельное занятие.

Задачки-шутки.

Из всего многообразия игр наиболее доступными и интересными для детей являются задачки-шутки - это занимательные игровые задачи, с математическим смыслом, которые мы используем в совместной с детьми деятельности.

Мы составили картотеку задачек шуток, занимательных вопросов, для решения которых ребёнку надо проявить находчивость, смекалку, понимание юмора. Результат решения задач-шуток зависит от жизненного опыта детей, развития представления об окружающем мире.

Задача-шутка способствует развитию логического мышления, наблюдательности, быстроты реакции, овладению поисковыми подходами к решению любой задачи.

Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (2, 4, 6)

Ты, да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (двое)

Росло 4 березы. На каждой березе по 4 больших ветки. На каждой большой ветке по 4 маленьких. На каждой маленькой по 4 яблока. Сколько всего яблок? (на березах яблоки не растут)

За забором видны 8 заячьих лапок. Сколько зайчиков? (два

Игры – головоломки

Огромное значение для развития логического мышления имеют игры-головоломки.

Самыми доступными из них являются игры со счетными палочками, в ходе которых необходимо преобразовывать одни фигуры в другие. Подобные игры способствуют развитию пространственных представлений, закреплению знаний о свойствах и отличительных признаках геометрических фигур, требуют проявления конструктивных способностей и др.

Игры-головоломки, на воссоздание из геометрических фигур образных изображений. Это такие игры как «Танграм», «Колумбово яйцо», игры В. В. Воскобовича «Чудо-крестики», «Чудо-соты», «Фонарики».

Эти игры-головоломки используются для совершенствования зрительного восприятия, умения анализировать изображения, выделять геометрические формы, видоизменять фигуры путём составления целого из отдельных частей.

Игры логико-математического содержания.

Особое внимание уделяется играм логико-математического содержания. Все логико-математические игры учат детей мыслить логически, удерживать в уме сразу несколько свойств предмета, уметь кодировать и декодировать информацию. Такие игры способствуют появлению у ребят интереса к познавательной деятельности, развитию их мышления, речи, воображения, мелкой моторики рук.

Для этого используются кубики «Сложи узор», шашки, домино, крестики – нолики, морской бой, ханойская башня.

«Круги Эйлера» – это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов.

Дидактические игры по формированию математических представлений.

Направлены на развитие у детей математических представлений, логического мышления. В процессе дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса.

Дидактические игры условно делятся на следующие группы:

Игры с цифрами и числами.

Игры путешествие во времени.

Игры на ориентирование в пространстве и логическое мышление.

Игры с геометрическими фигурами.

Многофункциональные дидактические пособия логико-математической направленности.

Подвижные игры математического содержания.

Игры с цифрами и числами.

Дидактические игры : математический планшет «Распредели шарики», пазл «Цифры», цифровой тренажёр «Найди цифру», «Собери мухомор», закрепляют знание графического образа цифр, упражняют детей в счёте, отсчитывании предметов в пределах 10, 20, в прямом, обратно, порядковом счёте и соотнесении количества предметов с соответствующим числом, сравнении множеств (больше, меньше или равно).

Дидактические игры : математический планшет «Умные ладошки», пазл «Сколько не хватает?», арифметический тренажёр «Божья коровка учит считать», «Гонки», «Математическая пицца», «Числоцветик», математические мешочки «Сочиняем задачу» решают задачи: закреплять знания соседей числа, учат определять пропущенное число, формируют умение считать и решать задачи; закрепляют знание цифр, арифметических знаков.

Дидактические игры : «Математическое домино», «Мороженое», пазлы «Состав числа», «Числовые ракеты» формируют представление детей о составе числа, упражняют умение раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее.

Игры путешествие во времени.

Дидактические игры : «Узнай время суток», домино «Учимся определять время по часам», «Часики», «Назови части суток», «Живая неделя», «Когда это бывает?», «12 месяцев» формируют знания детей о временах года, месяцах, днях недели, частях суток; учат детей определять время по часам, фиксируя его значение на циферблате.

Игры на ориентирование в пространстве и логическое мышление :

Дидактические игры : «Логико - математический планшет» (с резиночками, дидактические карточки «Ориентировка в пространстве», «Математический судоку», IQ кубики «Контуры», «Передвигалки», лабиринты, графические диктанты, ориентировака на листе бумаги «Укрась коврик», «Повтори рисунок по клеткам» развивают пространственное и логическое мышления, умение ориентировки на плоскости; закрепляют понимание понятий «вверху», «внизу», «вправо», «влево», «далеко», «близко», «выше, «ниже»» и др. ; учат анализировать, сравнивать, делать выводы.

Игры с геометрическими фигурами:

Дидактические игры : «Логические таблицы», «Танграмм», «Колумбово яйцо», игры В. В. Воскобовича «Чудо - крестики», «Чудо - соты», «Фонарики», тетрис Поп –ит, «Геометрическое лото», «Сортировка» закрепляют знание геометрических фигур, геометрических тел, учат соотносить предметы окружающего пространства с геометрической формой, моделировать из геометрических фигур образные изображения, трансформировать одно изображение в другое.

Многофункциональные дидактические пособия логико-математической направленности :

- лэпбуки «Считаю, играю, решаю» и «Цифры»,

- развивающая дидактическая книжка «Счёт»,

- логико – математический игровизор «Пиши - стирай».

Пособия развивают познавательный интерес ребёнка, инициативу, смекалку, самостоятельность при решении сложных логико – математических задач.

Подвижные игры математического содержания:

- «Найди пару»

- «Живая неделя»

- «Постройте фигуру»

- «Передай мяч тому, кто справа…»

- «Делай столько»

- «Математические эстафеты» и др.

Подвижные игры позволяют закрепить учебный материал в активной игровой форме и способствуют развитию мыслительных способностей.

Работа с семьёй.

Совместная работа детского сада с семьей - важное условие успешного логико - математического развития детей. В своей работе мы прилагаем все усилия к тому, чтобы знания и умения, полученные детьми в детском саду, родители и дети закрепляли дома.

Основные формы совместной работы детского сада и семьи по вопросам формирования элементарных логикоматематических представлений детей являются:

• представление информации и рекомендаций на информационных стендах и папках-передвижках («Как развивать логическое мышление дошкольников», «Играем в математику», «Развиваем мелкую моторику» и т. д.)

• индивидуальные и групповые консультации, беседы, в ходе которых ненавязчиво даются рекомендации родителям, как эффективнее знакомить детей с математическими понятиями (количество, форма, размер, пространство, время);

• практические задания дошкольникам на дом с целью закрепления и отработки полученных на занятиях и в совместной деятельности знаний;

• приобретение дидактических игр и дидактического материала с помощью родителей.

Подводя итоги, можно сказать, что при использование логико-математических игр в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности дошкольников способствует умственному развитию ребенка, что повышает эффективность педагогического процесса.

Консультация «Логико-математические игры на занятии по ФЭМП и в свободной игровой деятельности дошкольников»
Фото «Логико-математические игры на занятии по ФЭМП и в свободной игровой деятельности дошкольников»
Консультация - фото
Фото №1 АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД МИХАЙЛОВКА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ЛУКОМОРЬЕ СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ СОЛНЫШКО Фото №2 Консультации для родителей Консультация на тему Логико математические игры на занятии по ФЭМП и в свободной игровой деятельности дошкольников Подготовил Лысенко А
Публикации по теме:

Конспект занятия по организации свободной игровой деятельности во второй младшей группе детей с ОНР Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие,.

Использование самодельной игры «Геоконт» на занятиях и в свободной деятельностиИспользование самодельной игры «Геоконт» на занятиях и в свободной деятельности "Геоконт Воскобовича" - это игра, которая предназначена для детей от 3 до 11 лет. Она многофункциональна и интересна. Она достаточно дорогостоящая,.

Использование технологии «Час игры» как способ создания условий для свободной самостоятельной игровой деятельности детей в ДОУИспользование технологии «Час игры» как способ создания условий для свободной самостоятельной игровой деятельности детей в ДОУ Игра - одно из наиболее ценных новообразований дошкольного возраста. Играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир во всей его.

НОД по ФЭМП в форме логико-математической сюжетной игры с блоками Дьенеша «Спасение Серой Шейки» в старшей группеНОД по ФЭМП в форме логико-математической сюжетной игры с блоками Дьенеша «Спасение Серой Шейки» в старшей группе Конспект НОД по ФЭМП в форме логико - математической сюжетной игры в старшей группе. Тема: «Спасение Серой Шейки». Цель: развитие логического.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный.

Консультация для педагогов «Развитие логического мышления у дошкольников средствами логико-математических игр» Зачем ребенку логика? Дело в том, что в каждом возрасте создается определенный «этаж», на котором формируются психические функции организма.

Консультация для воспитателей «Создание условий для свободной самостоятельной деятельности детей»Консультация для воспитателей «Создание условий для свободной самостоятельной деятельности детей» Развитие творческих способностей, эстетическое развитие дошкольника, формирование базиса его личностной культуры не может быть ограничено.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Логико-математические игры на занятии по ФЭМП и в свободной игровой деятельности дошкольников»
Опубликовано: 13 августа 2024 в 21:13
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Логико-математические игры на занятии по ФЭМП и в свободной игровой деятельности дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Лысенко (УИ 1308805) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД