Папки-передвижки

Консультация «Логико-математические игры на занятии по ФЭМП и в свободной игровой деятельности дошкольников» (5 фото)

Анна Лысенко
Консультация «Логико-математические игры на занятии по ФЭМП и в свободной игровой деятельности дошкольников»

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД МИХАЙЛОВКА ВОЛГОГРАДСКОЙ

ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЛУКОМОРЬЕ»

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «СОЛНЫШКО»

Консультация на тему:

«Логико-математические игры

на занятии по ФЭМП и в свободной игровой деятельности дошкольников»

Подготовил: Лысенко А. А., воспитатель

2022г.

Цель консультации: повышение профессионального уровня педагогов.

Задачи:

- Познакомить педагогов с опытом работы по использованию логико-математических игр в работе с детьми дошкольного возраста.

- Систематизировать методы и приемы использования развивающих игр в педагогическом процессе.

- Развивать интерес к образовательной игровой технологии, инициативу, желание применять её на практике.

«Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный»

Мишель де Монтень (французский писатель)

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Возникает вопрос: какая из наук позволяет в полной мере активизировать мыслительную деятельность ребенка, развивать творческие способности и уверенности в своих силах, формировать предпосылки учебной деятельности? Конечно математика.

Приоритетными задачами логико – математического развития ребёнка в соответствии с ФГОС ДО и образовательной программой ДОУ является формирование в образовательной и свободной деятельности:

логико-математических представлении (элементарных представлении о математических свои ствах и отношениях предметов, величинах, числах, геометрических формах, зависимостях и закономерностях);

математических способов познания деи ствительности (счёт, измерение, простеи шие вычисления);

мыслительных операции и логических способов познания математических свои ств и отношении (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, сериация);

сенсорных процессов и способов познания математических свои ств и отношении (обследование, группировка, упорядочение, разбиение)

интеллектуально-творческих проявлений детей: любознательности, активности, находчивости, смекалки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решении задач.

Таким образом, под логико-математическим развитием дошкольников следует понимать позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций.

Поэтому, тема формирования логико-математических представлений была и остается актуальной.

Формы организации детской деятельности.

Логико-математические игры включаются непосредственно в содержание занятий по ФЭМП во всех возрастных группах как одно из средств реализации программных задач. Место этим играм в структуре занятия определяется возрастными особенностями детей, целью и содержанием занятия.

В свободное время занимательные логико – математические игры воспитатель использует для организации самостоятельной деятельности детей, основанной на их интересах. Формы организации игры разнообразны: игры проводятся со всей группой воспитанников, с подгруппой и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий для игр, поддержании и развитии интереса, стимулировании творческой инициативы.

Логико-математическое развитие дошкольников осуществляется через использование разнообразных игровых средств:

логические задачи и упражнения,

игры-головоломки,

дидактические игры и упражнения,

логико-математические игры,

задачи-шутки,

конструирование.

Логико – математические игры в нашей группе находятся в свободном доступе в центре математического развития «Весёлая математика» и в игровом центре «Игротека».

На начальном этапе в работе с младшими дошкольниками можно предложить детям логические задачи и упражнения на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, знаков, на поиск чисел, пазлы, кубики, пирамидки, несложные игры-лабиринты и т. д. Такие упражнения важны для развития таких умственных действий как умение анализировать, обобщать, сравнивать.

Более подробно рассмотрим использование логико – математических игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста, поскольку развитие логического мышления в этих возрастных группах выделяется как самостоятельная задача и отдельное занятие.

Задачки-шутки.

Из всего многообразия игр наиболее доступными и интересными для детей являются задачки-шутки - это занимательные игровые задачи, с математическим смыслом, которые мы используем в совместной с детьми деятельности.

Мы составили картотеку задачек шуток, занимательных вопросов, для решения которых ребёнку надо проявить находчивость, смекалку, понимание юмора. Результат решения задач-шуток зависит от жизненного опыта детей, развития представления об окружающем мире.

Задача-шутка способствует развитию логического мышления, наблюдательности, быстроты реакции, овладению поисковыми подходами к решению любой задачи.

Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (2, 4, 6)

Ты, да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (двое)

Росло 4 березы. На каждой березе по 4 больших ветки. На каждой большой ветке по 4 маленьких. На каждой маленькой по 4 яблока. Сколько всего яблок? (на березах яблоки не растут)

За забором видны 8 заячьих лапок. Сколько зайчиков? (два

Игры – головоломки

Огромное значение для развития логического мышления имеют игры-головоломки.

Самыми доступными из них являются игры со счетными палочками, в ходе которых необходимо преобразовывать одни фигуры в другие. Подобные игры способствуют развитию пространственных представлений, закреплению знаний о свойствах и отличительных признаках геометрических фигур, требуют проявления конструктивных способностей и др.

Игры-головоломки, на воссоздание из геометрических фигур образных изображений. Это такие игры как «Танграм», «Колумбово яйцо», игры В. В. Воскобовича «Чудо-крестики», «Чудо-соты», «Фонарики».

Эти игры-головоломки используются для совершенствования зрительного восприятия, умения анализировать изображения, выделять геометрические формы, видоизменять фигуры путём составления целого из отдельных частей.

Игры логико-математического содержания.

Особое внимание уделяется играм логико-математического содержания. Все логико-математические игры учат детей мыслить логически, удерживать в уме сразу несколько свойств предмета, уметь кодировать и декодировать информацию. Такие игры способствуют появлению у ребят интереса к познавательной деятельности, развитию их мышления, речи, воображения, мелкой моторики рук.

Для этого используются кубики «Сложи узор», шашки, домино, крестики – нолики, морской бой, ханойская башня.

«Круги Эйлера» – это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов.

Дидактические игры по формированию математических представлений.

Направлены на развитие у детей математических представлений, логического мышления. В процессе дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса.

Дидактические игры условно делятся на следующие группы:

Игры с цифрами и числами.

Игры путешествие во времени.

Игры на ориентирование в пространстве и логическое мышление.

Игры с геометрическими фигурами.

Многофункциональные дидактические пособия логико-математической направленности.

Подвижные игры математического содержания.

Игры с цифрами и числами.

Дидактические игры: математический планшет «Распредели шарики», пазл «Цифры», цифровой тренажёр «Найди цифру», «Собери мухомор», закрепляют знание графического образа цифр, упражняют детей в счёте, отсчитывании предметов в пределах 10, 20, в прямом, обратно, порядковом счёте и соотнесении количества предметов с соответствующим числом, сравнении множеств (больше, меньше или равно).

Дидактические игры: математический планшет «Умные ладошки», пазл «Сколько не хватает?», арифметический тренажёр «Божья коровка учит считать», «Гонки», «Математическая пицца», «Числоцветик», математические мешочки «Сочиняем задачу» решают задачи: закреплять знания соседей числа, учат определять пропущенное число, формируют умение считать и решать задачи; закрепляют знание цифр, арифметических знаков.

Дидактические игры: «Математическое домино», «Мороженое», пазлы «Состав числа», «Числовые ракеты» формируют представление детей о составе числа, упражняют умение раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее.

Игры путешествие во времени.

Дидактические игры: «Узнай время суток», домино «Учимся определять время по часам», «Часики», «Назови части суток», «Живая неделя», «Когда это бывает?», «12 месяцев» формируют знания детей о временах года, месяцах, днях недели, частях суток; учат детей определять время по часам, фиксируя его значение на циферблате.

Игры на ориентирование в пространстве и логическое мышление:

Дидактические игры: «Логико - математический планшет» (с резиночками, дидактические карточки «Ориентировка в пространстве», «Математический судоку», IQ кубики «Контуры», «Передвигалки», лабиринты, графические диктанты, ориентировака на листе бумаги «Укрась коврик», «Повтори рисунок по клеткам» развивают пространственное и логическое мышления, умение ориентировки на плоскости; закрепляют понимание понятий «вверху», «внизу», «вправо», «влево», «далеко», «близко», «выше, «ниже»» и др. ; учат анализировать, сравнивать, делать выводы.

Игры с геометрическими фигурами:

Дидактические игры: «Логические таблицы», «Танграмм», «Колумбово яйцо», игры В. В. Воскобовича «Чудо - крестики», «Чудо - соты», «Фонарики», тетрис Поп –ит, «Геометрическое лото», «Сортировка» закрепляют знание геометрических фигур, геометрических тел, учат соотносить предметы окружающего пространства с геометрической формой, моделировать из геометрических фигур образные изображения, трансформировать одно изображение в другое.

Многофункциональные дидактические пособия логико-математической направленности:

- лэпбуки «Считаю, играю, решаю» и «Цифры»,

- развивающая дидактическая книжка «Счёт»,

- логико – математический игровизор «Пиши - стирай».

Пособия развивают познавательный интерес ребёнка, инициативу, смекалку, самостоятельность при решении сложных логико – математических задач.

Подвижные игры математического содержания:

- «Найди пару»

- «Живая неделя»

- «Постройте фигуру»

- «Передай мяч тому, кто справа…»

- «Делай столько»

- «Математические эстафеты» и др.

Подвижные игры позволяют закрепить учебный материал в активной игровой форме и способствуют развитию мыслительных способностей.

Работа с семьёй.

Совместная работа детского сада с семьей - важное условие успешного логико - математического развития детей. В своей работе мы прилагаем все усилия к тому, чтобы знания и умения, полученные детьми в детском саду, родители и дети закрепляли дома.

Основные формы совместной работы детского сада и семьи по вопросам формирования элементарных логико–математических представлений детей являются:

• представление информации и рекомендаций на информационных стендах и папках-передвижках («Как развивать логическое мышление дошкольников», «Играем в математику», «Развиваем мелкую моторику» и т. д.)

• индивидуальные и групповые консультации, беседы, в ходе которых ненавязчиво даются рекомендации родителям, как эффективнее знакомить детей с математическими понятиями (количество, форма, размер, пространство, время);

• практические задания дошкольникам на дом с целью закрепления и отработки полученных на занятиях и в совместной деятельности знаний;

• приобретение дидактических игр и дидактического материала с помощью родителей.

Подводя итоги, можно сказать, что при использование логико-математических игр в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности дошкольников способствует умственному развитию ребенка, что повышает эффективность педагогического процесса.

Консультация «Логико-математические игры на занятии по ФЭМП и в свободной игровой деятельности дошкольников»
Фото «Логико-математические игры на занятии по ФЭМП и в свободной игровой деятельности дошкольников»
Консультация - фото
Фото №1 Цель консультации повышение профессионального уровня педагогов Фото №2 Задачи Познакомить педагогов с опытом работы по использованию логико математических игр в работе с детьми дошкольного возраста
Публикации по теме:

Конспект занятия по организации свободной игровой деятельности во второй младшей группе детей с ОНР Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие,.

Использование самодельной игры «Геоконт» на занятиях и в свободной деятельностиИспользование самодельной игры «Геоконт» на занятиях и в свободной деятельности "Геоконт Воскобовича" - это игра, которая предназначена для детей от 3 до 11 лет. Она многофункциональна и интересна. Она достаточно дорогостоящая,.

Использование технологии «Час игры» как способ создания условий для свободной самостоятельной игровой деятельности детей в ДОУИспользование технологии «Час игры» как способ создания условий для свободной самостоятельной игровой деятельности детей в ДОУ Игра - одно из наиболее ценных новообразований дошкольного возраста. Играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир во всей его.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Логико-математические игры на занятии по ФЭМП и в свободной игровой деятельности дошкольников»
Опубликовано: 13 августа 2024 в 21:13
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Логико-математические игры на занятии по ФЭМП и в свободной игровой деятельности дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Лысенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 августа. День Военно-воздушных сил России. Передвижка «Летчики. Авиация России»

12 августа в России отмечается День Военно-воздушных сил, День ВВС.

11 августа. День строителя. Передвижка «Строительные профессии»

Ежегодно во второевоскресеньеавгуставРоссии отмечают День строителя. Строительная профессия — одна из самых важных, ведь строители созидают мир вокруг нас, строят здания, мосты, дороги.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД