Ирина Кокора
Консультация «Культура речи педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый человек, который трудится в какой-либо профессиональной сфере, использует язык не только как средство общения, но и как инструмент своей деятельности. Его речь специализирована, насыщена определенными терминами и профессионализмами – словами, понятными и доступными, в первую очередь, коллегам, специалистам из этой или смежной области знаний.
Профессиональное качество речи педагога, являются обучающая и воспитывающая направленность речи, особый подход к отбору информации, качественная языковая и стилистическая обработка материала. Если соотнести характеристики индивидуальной культуры личности и профессиональной культуры специалиста, определенные в современной науке, то можно прийти к такому выводу:
Публикация «Консультация „Культура речи педагога“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Индивидуальная культура личности включает в себя следующие компоненты:
- культура мыслительная
- культура этическая
- культура деятельности
- культура нравственная
- культура эмоциональная
- культура речевая
- культура коммуникативная.
Профессиональная культура личности, помимо выше названных компонентов, содержит:
- дар живописного изложения
- умение мыслить самостоятельно
- наличие глубокой эрудиции
- осознание профессиональной этики;
- знание методов, форм и средств воздействия
- высокую коммуникативную культуру
- свободное владение речью.
Как видим, понятие профессиональной культуры, в частности, культуры педагогической, объединяет в себе как личностные человеческие качества, так и такие, которые, в первую очередь, базируются на владении речью и речевой деятельностью во всех ее механизмах – чтении, говорении, аудировании и письме.
Речь педагога существует не сама по себе, она – отражение внутреннего мира, особенностей интеллектуального и духовного развития его личности. Ведь при желании и соответствующем старании говорить красиво и правильно можно. Но если моральные принципы и ценностные установки личности далеки от совершенства, то не стоит испытывать судьбу, стремясь стать педагогом-профессионалом. В этом случае не помогут ни знания, ни коммуникативная компетентность, ни опыт работы, ни дар живописного изложения. Настоящий педагог должен быть личностью.
Речь педагога – важная часть профессиональной культуры, которая, в свою очередь, является, культурой общечеловеческой. Но речь педагога можно назвать образцом культуры только при соответствии ее всем требованиям, предъявляемым к профессионалу.
Одним из слагаемых мастерства педагога является культура его речи. Кто владеет культурой речи, тот при прочих равных условиях — уровне знаний и методическом мастерстве — достигает больших успехов в учебно-воспитательной работе.
Культура речи — широкое и емкое многокомпонентное понятие, но прежде всего это грамотность построения фраз. Твердое знание грамматических правил дает возможность педагогу правильно выражать свои мысли, придает его речи стройный, осмысленный характер, что облегчает воспитанникам восприятие и понимание учебного материала, команд и т. д. Иначе могут случаться казусы.
Компоненты культуры речи педагога:
1. Грамотность построения фраз речи обеспечивает ее содержательность, логическую последовательность, понятность.
2. Простота и ясность изложения. Одну и ту же мысль можно выразить в доступной для понимания воспитанников форме или, наоборот, придать речи такой наукообразный вид, что воспитанники так и не сумеют понять, что же от них требуется, что они должны усвоить. Умение рассказать просто о сложном, сделать доходчивым отвлеченное основывается на ясности мышления педагога, на образности и жизненности приводимых для пояснения примеров.
3. Выразительность она достигается как подбором нужных слов и синтаксических конструкций, так и активным использованием основных компонентов выразительности устной речи — тона, динамики звучания голоса, темпа, пауз, ударения, интонации, дикции.
а) интонация и тональность воздействуют не только на сознание, но и на чувства воспитанников, так как придают эмоциональную окраску словам и фразам. Тональность речи может быть праздничной, торжественной, задушевной, радостной, гневной, грустной и т. п. В зависимости от ситуации педагог должен использовать всё богатство тональности, а не произносить монологи бесстрастным, монотонным голосом. При сюжетных играх педагог, меняя интонацию, способствует формированию у детей адекватных представлений и зрительных образов, соответствующих сюжету.
б) - темп речи также определяет ее выразительность. Непригодна как слишком быстрая речь, поскольку при ней ученикам трудно сосредоточиться на том, что говорит педагог, успеть «переварить» всю информацию, так и очень медленная речь, действующая на учеников усыпляюще.
- паузы речи при их правильном использовании позволяют лучше передать смысл произносимых слов и фраз. С помощью паузы можно увеличить интригующий смысл речи педагога, его сообщения о каком-то событии и т. п.
в) динамика звучания голоса - варьирование его силы. Недостаточная громкость речи неблагоприятно действует на слушателей. Она приводит к быстрому утомлению учащихся, которым вследствие этого нужно либо отключиться, перестать следить за содержанием речи педагога, либо волевым усилием заставить себя вслушиваться. Одинаковая громкость речи на протяжении всего занятия (стабильность высоты звука) действует усыпляюще.
г) словарное богатство способствует образности речи, а через нее — и выразительности. Умелое применение пословиц, поговорок, крылатых слов, метафор, гипербол делает речь педагога сочной, эмоциональной, поднимает настроение учащихся. Конечно, пользоваться надо только теми речевыми средствами, которые доступны пониманию детей данного возраста.
д) образность речи играет существенную роль в доходчивости для учащихся учебного материала, объясняемого педагогом.
е) дикция— ясное и отчетливое произнесение звуков, слов и фраз, облегчает понимание учащимися речи педагога. Небрежность в произнесении окончания слов («проглатывание», гнусавость — эти недостатки дикции могут быть устранены педагогом, если он будет систематически упражняться как самостоятельно, так и под руководством специалиста по технике речи.
4. Грамотное произношение слов из обыденной жизни. Встречаются, например, ошибки при постановке ударений в словах. Так, некоторые педагоги говорят «килОметр» вместо «киломЕтр», «понЯли» вместо «пОняли» и т. д. Другого рода ошибки встречаются при применении слов и выражений, возникших под влиянием местных диалектов. Говорят, например, «слазь» вместо «слезай»; «ложи» вместо «положи»; «ложить» вместо «положить», «класть»; «жгет» вместо «жжет». Недопустимы для употребления и глагольные формы «заберите» вместо «возьмите»; «обождите» вместо «подождите»; «бежи» вместо «беги»; «лазать» вместо «лазить»; «подымать» вместо «поднимать».
а) правильное ударение в словах, необходимый признак и важнейшее условие грамотной речи. Объективная сложность нормативной системы русского ударения (имеющая историческое объяснение и обоснование) связана с тем, что в русском языке постановка ударения в слове отличается подвижностью и разноместностью, а в ряде случаев играет смысло-различительную роль.
Например, мукА и мУка – разные слова; лаврОвые листья, но: семейство лАвровых в ботанике и т. п.
Исследователи насчитывают более пяти тысяч общеупотребительных русских слов, в которых зафиксированы колебания в ударении.
(В книге Льва Ивановича Скворцова «Культура русской речи» приведена лишь часть из них).
Причины колебания ударения различны:
• хронологические (старое и новое ударение,
• прогрессивные тенденции развития акцентологической системы (для нормативных вариантов,
• диалектные,
• просторечные,
• иноязычные и другие влияния,
• внутриязыковые условия (действие аналогии) – для ошибочных, ненормативных вариантов.
Например:
• ДирЕктор, мн. директорА (устарелое дерЕкторы).
Устарелое – относящееся к старой традиционной форме, вышедшее или выходящее из активного употребления, но сохраняющееся в речи старших поколений.
• дЕньги, р. дЕнег, дат. деньгАм (устарелое – дЕньгам, тв. дЕньгами, пр. о деньгАх (устарелое – о дЕньгах).
• КвартАл, не квАртал, во всех значениях.
• Августовский, допустимо августОвский.
Допустимо, т. е. возможное употребление во всех стилях речи. Допустимые формы употребления (наряду со строго литературным вариантом): разговорной речи, профессиональное употребление, устарелое.
• ДозвонИться, дозвонЮсь, дозвонИшься.
• афЕра, не афёра.
• КулинАрия, допустимо кулинарИя.
• ТворОг, твОрог – допоустимо в разговорной речи.
• СвЁкла, прилагат. – свекОльный (не свЁкольный).
«Не свекла, а свёкла. Ни Фекла, а Фёкла».
• ЩавЕль, не щАвель
«Ты нас мама не ищи, щиплем мы щавЕль на щи».
• Торт – тОрты (не тортЫ и не тортА).
• ТЕфтели.
• ОлАдья, р. п. мн. ч. – олАдий (не оладьев)
• ЖалюзИ.
• ТУфли, р. п. тУфель (не тУфлей, ед. ч. – 1 тУфля,-ли (не туфлЯ)
• ОптОвый.
• ОткУпорить.
• ОтжИм, отжИмный, допустимо отжимнОй.
• ПоселЁнный (не поселенный).
• ПрИмкнутый.
б) исключение местных диалектов. Диалектом называют языковую систему, которая служит средством общения небольшой территориально замкнутой группы людей, обычно - жителей одного или нескольких населенных пунктов сельского типа. В этом значении термин «диалект» синонимичен русскому термину «говор». Диалектизмы (местные слова и выражения, если они встречаются в речи педагога, то могут отвлекать слушателей от содержания и мешать правильному пониманию.
5. Правильное использование специальной терминологии:
а) исключение режущих слух фразеологических оборотов- это услышанное слово, речь в целом представляются лицу, группе лиц неграмотными, неуместными, грубыми, фальшивыми. Например:
- в крации,что такое «крация» — никто не знает. В словарях такого слова просто нет. Есть слово «вкратце», то есть в кратком виде. Если вы используете в речи слово-монстр «в крации», сочувствуем и советуем навсегда выкинуть его из своего лексикона.
- скурпулезный. Значение слова – точный до мелочей, тщательный. Слово происходит от латинского scrupulosus («каменистый»). В Древнем Риме единицей веса был «скрупул» — маленький острый камешек. При произношении слова многим слышится «скурпулезный», отсюда и рождается ошибка. Правильно–«скрупулезный».
б) исключение лишних слов. Слова-паразиты прицепляются обычно к тому человеку, который часто делает заминки в речи, не может быстро подобрать нужное слово. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, как правило, их не замечает. Например: как бы; в некотором роде; типа; и т. п. Если в речи человека появляются слова-паразиты,то у него скудный словарный запас. Как избавиться от слов паразитов? Рекомендуется:
- самоконтроль;
- регулярное чтение художественной литературы;
- пересказ прочитанных отрывков;
-важно учиться четко выражать свою мысль.
в) исключение жаргонных и модных словечек, такие как «клево», «оттянуться», лох (простак, глупый человек); крутой (модный, деловой или жестокий, наглый); мобила (мобильный телефон); тачка (такси); верняк (верно, правильно). и т. п.
6. Немногословие- содержательная речь свидетельствует о высокой культуре и мышления, и языка, поскольку истинное красноречие состоит в том, чтобы сказать все, что нужно, но не более того.
7. Речедвигательная координация, умение одновременно показывать и объяснять упражнение, не нарушая при этом ни качества исполнения упражнения, ни плавности и выразительности речи. Виды работ по развитию речедвигательной координации детей воспитатель использует :
- артикуляционная гимнастика;
- дыхательная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика;
-проведение малоподвижных и подвижных игр.
Данные виды работ также используемые и в логопедической работе. Помимо этого, логопед использует и другие виды для речедвигательной координации в своей работе:
-упражнения на снятия мышечного тонуса воротниковой зоны, на развитие мимико-артикуляционных мышц, общей моторики, ритма и темпа движений;
- самомассаж лица, шеи, ладоней, подушек и фаланг пальцев;
- кинезиологические упражнения;
- массаж профессора Ф. Р. Ауглина.
Данные виды работ воспитателя и логопеда могут быть использованы в индивидуальной, подгрупповой, фронтальной работе с детьми.
Высокий уровень речевой культуры - неотъемлемая черта культурного человека. Совершенствовать свою речь - задача каждого из нас. Для этого нужно следить за своей речью, чтобы не допускать ошибок в произношении, в употреблении форм слов в построении предложении. Нужно постоянно обогащать свои словарь, учиться чувствовать своего собеседника, уметь отбирать наиболее подходящие для каждого случая слова и конструкции.
Речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности.
Чтобы речь педагога была выразительной, яркой, оказывала завораживающее действие на детей, есть много средств. Это уместное употребление пословиц, поговорок, примеров из жизни и литературы, разнообразных метафор, сравнений, использование коммуникационных эффектов и невербального языка.
Правила речевой культуры педагога
1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у воспитанников значительного напряжения.
2. Педагог должен говорить внятно.
3. Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту.
4. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами - логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических - бесцветна.
5. Педагог должен говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.
6. Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие воспитанников: воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.