Ирина Петрова
Консультация «Использование сказок в работе с детьми с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Сказки живут среди нас, надо только
разглядеть, где и когда они начинаются»
Диля Еникеева
Главная цель инновационной деятельности – развитие педагога как творческой личности. Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой, то для перехода в инновационный режим определяющей является готовность педагога к инновациям, т. е. внедрение чего-то нового или улучшение уже известных методов и приемов для получения более высоких результатов образования. Без творчества – нет педагога!
Публикация «Консультация „Использование сказок в работе с детьми с ОВЗ“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Темочки
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Такие технологии как: технология разноуровневого обучения, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, технология проблемного обучения информационно-коммуникативные технологии. Грамотное сочетание инновационных технологий с традиционными дает новый эффект в совершенствовании учебно-воспитательного процесса, следовательно, сама деятельность обучающихся, их знания приобретают новые качества.
Использование сказок в работе с детьми с ОВЗ
Особенности мышления сочетаются с нарушенной динамикой мыслительных процессов. Для детей с ОВЗ характерна замедленность мышления. У некоторых из них отмечается недостаточная последовательность и целенаправленность мышления, иногда со склонностью к резонерству и побочным ассоциациям. У этих детей значительно выражены нарушения целенаправленной интеллектуальной деятельности, отмечается также недоразвитие внутренней речи. Значительное затруднение вызывает у них понимание условия и удержание в памяти словесного задания. Детям свойственна познавательная пассивность, связанная со снижением интереса, а также несформированная произвольная деятельность и самоконтроль. У них отсутствует интерес к выполнению математических заданий, нет целенаправленных действий, низок уровень самостоятельности, критичности по отношению к результатам своей деятельности, слабое внимание к содержанию заданий.
Для себя я сделала вывод, что нужно подобрать такие приемы работы, чтобы дети с особыми потребностями максимально включались в образовательный процесс. Такими средствами являются, коррекционно-развивающие игры и упражнения, яркая наглядность и занимательность. Одним из таких занимательных и увлекательных средств для моих учеников является сказка.
Еще в древности рассказывание сказок связывалось с обучением и воспитанием детей. И в наши дни сказка не утратила своих воспитательной и обучающей функций, наоборот, роль сказок в образовательном процессе с годами возрастает. Процесс обучения становится все более и более ориентирован на развитие личностных компетенций обучающихся, на их эмоциональную и познавательную заинтересованность. Сказка активизирует самостоятельность мышления, учит анализировать и делать выводы, является неисчерпаемым источником развития эмоциональной сферы и творческого потенциала. Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки эффективным педагогическим средством. Сказка помогает овладеть, психологически и технологически, многими эффективными методами обучения.
Ребенку легко среди узнаваемых образов, он не испытывает напряжения. Обучение приобретает естественность. Ребенок воспринимает в качестве нормы извлечение удовольствия и радости из процесса учения.
Процесс постижения нового должен быть для младших школьников увлекательным, приносить радость приобщения к новому, моральное удовлетворение, чувство гордости за свои успехи. Яркость, эмоциональность, разнообразие видов работ, содержательный урок, вызывающий самостоятельный поиск ребенка, развитие воли, активизацию его учебно-познавательной деятельности – именно к этому должен стремиться каждый педагог начальной школы. И в этом педагогу помогают дидактические сказки, которые несут в себе высокий образовательный потенциал. В отличие от сказок вообще - дидактическая обладает существенным признаком – наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата. Основная ее цель – усвоение новых знаний. При этом символы и предметы, к которым нужно вызвать интерес, одушевляются и попадают в сказочный образ мира. Основой дидактической сказки является познавательное содержание. Оно заключается в усвоении знаний и умений, применяемых при решении учебной проблемы.
Виды сказок :
1. Художественные сказки
2. Дидактические сказки
3. Психокоррекционные сказки
4. Психотерапевтические сказки
5. Медитативные сказки
1. Художественные сказки - сказки, созданные многовековой мудростью.
Сюжеты народных сказок многообразны :
· сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных;
· бытовые сказки;
· страшные сказки;
· волшебные сказки.
Они несут чрезвычайно важные для нас идеи:
- Окружающий нас мир – живой. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает.
- Ожившие объекты окружающего мира имеют право на свою собственную жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.
- Разделение добра и зла, победа добра. Эта идея важна для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.
2. Дидактические сказки
Алгоритм дидактической сказки-задания :
· Введение в сказочную страну, в которой живет одушевляемый символ. Рассказ о нравах, привычках, жизни в этой стране.
· Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут выступать злые сказочные персонажи, стихийные бедствия, тяжелое эмоциональное состояние.
· Обращение к ребенку. Чтобы восстановить страну нужно выполнять определенные задания.
3. Психокоррекционные сказки
Алгоритм психокоррекционной сказки :
· Подбор героя близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.
· Потом описываем жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.
· Далее помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписываем герою все переживания ребенка.
· Герой начинает искать выход из создавшегося положения. Или мы начинаем усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям.
· Герой понимает свою неправоту и встает на путь изменений.
4. Психотерапевтические сказки - сказки, врачующие Душу, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий
Многие психотерапевтические сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, повторяющимся событиям, Любви и Пути. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны: там, где нам нужно перейти в область Философии событий и взаимоотношений. В зависимости от ситуации и стоящих перед нами целей, мы можем обсуждать сказки или оставлять клиента в размышлении, а также давать читать на дом.
5. Медитативные сказки
Создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания лучших моделей взаимоотношений, развития личностных потенциалов.
Отличительной особенностью этих сказок является отсутствие конфликтов и злых героев.
Цель работы : восстановление адекватного поведения и самовыражения ребенка с помощью различных “сказочных” приемов.
Задачи:
· Снизить уровень тревожности и агрессивности у детей.
· Развить умение преодолевать трудности и страхи.
· Выявить и поддержать творческие способности.
· Передать ребёнку основные жизненные принципы и закономерности.
Поскольку сказка – многогранный материал, ее можно использовать в работе с того ракурса, который наиболее соответствует целям и задачам педагога, ее можно использовать как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Применение сказки на уроках, в начальной школе позволяет создавать атмосферу творчества и сотрудничества, что влечет за собой формирование чувства уверенности в своих силах и желание проявить себя, оказывается толчком к дальнейшему развитию учебно-познавательных навыков и повышению успеваемости в школе. Таким образом, можно говорить о том, что использование дидактической сказки на уроках формирует личностные, ценностно-смысловые и учебно-познавательные компетенции школьников.
Развитие личностных и духовно-нравственных компетентностей обучающихся проходит и через организацию внеурочной деятельности. Рассказывание народных или авторских сказок, их проигрывание в постановках, инсценирование сказок помогает детям распознавать эмоциональное состояние героев и познавать свой внутренний мир - мира чувств и состояний. Ребенок перевоплощается в выбранный персонаж, отвечает на вопросы, какой он, и может сравнить свои качества с качествами героя. Сказка непринужденно открывает перед ребенком новые горизонты познания.
В современном мире рассказчика сказок (маму или бабушку) заменила техника, а живое общение – интернет-сайты. Но кроме ожидания необычайного, чудесного, волшебного, ребенку хочется подражать окружающим его сильным, смелым, ловким, умным взрослым, но ему не всегда это удается. В сказке же все возможно. Маленький мальчик (девочка, смелый и находчивый, выходит победителем из всех испытаний. Он может перелететь за тридевять земель в тридесятое царство и победить чудовище. Большие и маленькие мечты ребенка осуществляются в мире сказки. Благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек не человек.
Во внеурочной деятельности используются психокоррекционные сказки и на классных часах, и на занятиях.
Сказки используются на разных предметах. На русском языке дети путешествуют по королевству Грамматики. В тридевятом царстве Цифрограде попадаем в гости к Его Величеству Числу. В царстве Окружающего мира нас встречает царица Природа и ее помощники Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик. В стране искусства работаем вместе с мастерами Постройки, Украшения и Изображения.
И такая форма работы помогает достичь более высоких результатов. Дети ждут каждого «путешествия» по сказочной стране. Мы с детьми попадая в сказку вместе придумываем ее конец. Каким он будет зависит только от работы на уроке. На занятиях по внеурочной деятельности вместе с детьми обсуждаем и разыгрываем сказки, придумываем их, создаем иллюстрации к сказкам на разные темы.
На занятиях со сказкой, расширяется кругозор ребенка, развивается речь, обогащается активный словарь, развивается мышление и воображение, формируется экологическая культура. Игры и упражнения “сказочных занятий”, направленные на высокую двигательную активность, чередование состояний активности и пассивности повышают гибкость и подвижность нервных процессов, развивают моторику и координацию движений, снимают физическое и психическое напряжение, увеличивают работоспособность детей с ограниченными возможностями здоровья.
Существует большое разнообразие нестандартных уроков, но наиболее распространё нными при обучении детей начального звена являются:
-уроки в форме игр и соревнований (конкурсы, КВН, викторины, турниры и т. д.);
-уроки- путешествия;
-урок- фантазия;
-урок-сказка;
-урок- сюрприз;
-уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала;
-уроки - ролевые игры;
-уроки- «Умницы и умники».
1. Игры-путешествия – это яркая, эмоциональная, игровая форма работы. Она имеет свои отличительные особенности:
-наличие карты игры- путешествия;
-в карте игры- путешествия отмечаются все остановки (станции, на которых
-предстоит побывать участникам путешествия;
-определяется транспорт, на котором будут путешествовать дети;
-перемещение со станции на станцию может сопровождаться музыкальной заставкой, игровыми конкурсами, стихами и т. д.
-в путешествие обязательно включаются элементы ролевой игры;
-путешествие обычно заканчивается в том месте, откуда оно началось;
-игра-путешествие может включать в себя музыку, танцы, элементы театрализации, познавательные конкурсы и т. д.
2. Урок- сказка.
-Учитель тщательно продумывает сюжет сказки.
-Задания должны быть посильны для детей, но не быть слишком лёгкими.
-Задания должны усложняться по ходу урока.
-Дети должны получить эмоциональное удовлетворение от урока.
Уроки, основанные на нетрадиционной организации изучения учебного материала. Учитель готовит необходимый дидактический материал. Дети готовят сообщения. На уроке используется многообразие видов деятельности. Дети могут подготовить стихи, загадки, песенки по теме урока. Можно подобрать музыкальное сопровождение.
3. Уроки в форме соревнований и игр.
-Детям заранее сообщается о том, в какой форме будет проведён урок.
-Дети делятся на команды.
-Выбирается капитан, название команды, приветствие
-Материал должен быть подобран в интересной, необычной форме.
-Выбрать жюри, приготовить награды.
Педагогические условия:
-учебные задания предлагаются таким образом, чтобы дети воспринимали их именно как задания, но при выполнении их играли;
-продолжительность каждой игры не более 8-12 минут;
-решение воспитательных задач: развитие речи, активизации внимания детей, развитие интереса к предмету, формирование творческой фантазии, нравственное воспитание.
Нестандартные формы уроков, которые я применяла в своей практике:
урок – путешествие;
урок – сказка;
урок – конкурс;
урок с элементами театрализации;
урок – экскурсия в магазин;
урок – соревнование;
урок- игра.
В своей работе я использую такие методы :
-Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся
-Методы словесной передачи информации слухового восприятия информации.
-Методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации
-Методы стимулирования и мотивации.
-Эмоциональные методы
-Познавательные методы.
-Создание проблемной ситуации.
Решение задач с недостающими числовыми данными, или, наоборот, с лишними данными; недостающим вопросом и др.
-Методы контроля и самоконтроля.
Заключение
Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа. (Алексей Николаевич Толстой)
Дети с “ограниченными возможностями здоровья” - это сложный своеобразный контингент, имеющий физические и (или) психические недостатки, которые вызывают трудности в обучении. В эту категорию входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, дети с задержкой и комплексными нарушениями развития, а также речи (заикание, ЗРР). С выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения. В коррекции эмоционально-волевой сферы «особенных детей» большая роль отводится сказкам.
Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребёнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретённым опытом и знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас.
Таким образом, можно сделать вывод, что сказка является эффективным методом работы с особыми детьми.
Список литературы
Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М. : Ось- 89, 2007. -144 с.
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии.
Коноваленко. С. В. Развитие познавательной деятельности у детей. М. ,1999.
Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М. : Сфера, 2001.
Ястребова А. В., Лазаренко О. И. Хочу в школу. М. : Арктур, 1999.
https://www.shkola-abv.ru/skazki-dlya-urokov/