Плотникова Анастасия
Консультация «Использование коррекционных игр и упражнений в развитии координации речи и движений»
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок не говорит или говорит очень плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам.
И очень ошибаются. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка. Однако если вовремя помочь ребенку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить.
Публикация «Консультация „Использование коррекционных игр и упражнений в развитии координации речи и движений“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Заботиться о своевременном развитии ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать слух, внимание, двигательные умения, разговаривать и играть.
Чем выше двигательная активность, тем лучше развивается речь у детей. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. С одной стороны – двигательная активность ребенка помогает интенсивно развивать его речь, с другой стороны – формирование движений происходит при участии речи.
Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное динамическое выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы, подготавливает совершенствование движений артикуляторных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.
Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий или рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?
У детей с общим недоразвитием речи, как правило, наблюдается выраженное отставание в развитии восприятия, речи, общей моторики и координации движений, недостаточность эмоционально-волевой сферы, бедность игровой и продуктивной деятельности. А это все необходимо корректировать.
Основной целью работы на первом этапе являлся творческий подбор и использование стимулирующего речевого материала с привлечением максимального числа анализаторов (зрительного, слухового, двигательного). Мы использовали оригинальный комплекс «движение-речь».
Находили упражнения, соответствующие возрасту и возможностям детей, развивающие и общую и тонкую моторику параллельно. Тексты упражнений – рифмованные подсказки к заданным движениям, легко ложатся на слух ребенка и без специальных установок настраивают его на игру. С помощью стихотворного ритма у детей совершенствовалось произношение, происходила постановка правильного дыхания, отрабатывался правильный темп речи, развивался фонематический слух. Речевой материал подбирался с учетом автоматизации тех или иных звуков, в соответствии с тематикой недели. Широко использовались те художественные тексты, которые традиционно входят в круг чтения дошкольников, привлекают своей живостью и эмоциональностью – народные песенки и потешки, стихи известных детских поэтов.
Многие упражнения содержали элементы психогимнастики, что позволило учить детей использовать выразительные движения (мимику и жесты, распознавать эмоции (радость, огорчение, удивление, страх и др., изображать модели поведения персонажей с разными чертами характера, снимать напряжение.
На логоритмических занятиях, во время выполнения тех или иных упражнений на развитие координации речи и движений, использовали музыкальное сопровождение. Что способствовало развитию у детей музыкальных способностей, создавало благоприятную атмосферу для занятий.
Упражнения по развитию координации речи и движений делили на этапы. Ведь именно соблюдение поэтапности помогало нам систематически и правильно развивать детей-логопатов.
I этап. Развивали общую моторику, подвижность стоп и кистей (хлопки в ладоши, шлепки ладонями по твердой поверхности и своему телу; ходьба на носках, пятках, внешней и внутренней сторонах стопы, ходьба дробным и маршевым шагом).
II этап. Продолжали развивать общую моторику, подвижность стоп ног и кистей рук, начинали развивать подвижность пальцев рук и ног (сжимание и разжимание пальцев рук в кулак, движение кулачками; умение ставить ладошки ребром на поверхность стола, постукивание ребром ладони по поверхности стола; выставление ноги на носок и пятку вперед и в сторону).
III этап. Развивали подвижность пальцев (развитие подвижности указательного и большого пальцев рук; выполнение разнообразных «притопов», «дробей», «ковырялочек», «моталочек»).
IV этап. Продолжали развивать подвижность пальцев рук (исполнение движений «пальчики здороваются», «пальчики кланяются», а также движений предыдущего этапа).
V этап. Развивали подвижность пальцев (развитие подвижности пальцев рук – указательного, среднего и мизинца; разнообразные упражнения для пальцев ног).
VI этап. Совершенствовали мелкие движения рук и ног (выполнение разнообразных движений всеми пальцами рук и каждым в отдельности: соединение и разъединение пальцев, «построение» разнообразных фигур и т. д.).
Прежде чем приступить к выполнению упражнений, мы учитывали четыре основных принципа проведения занятий.
Принцип деятельности.
Неоднократно показывали ребенку, как выполняется упражнение для того, чтобы он научился понимать и запоминать. Чем лучше дети понимали и запоминали эти упражнения, тем точнее и правильнее они выполняли поставленные перед ними задачи.
Принцип дробления.
Так как объем внимания детей ограничен, старались ставить перед ними только одну задачу. Если задача для дошкольников непосильна, то она может отбить всякое желание заниматься.
Принцип нагрузки.
Сущность этого принципа заключалась в получении максимального тренировочного эффекта, с помощью предельной для данного уровня развития ребенка нагрузки.
Принцип целостности.
Сочетание текста и выполнение разных упражнений позволяло добиваться максимального тренировочного эффекта.
Приступив к работе по развитию координации речи и движений, сначала мы показывали детям упражнение и объясняли, как его делать – выполняли вместе с детьми.
Потом читали текст упражнения вслух. Дошкольники слушали, запоминали и выполняли соответствующие движения. Если в тексте встречались слова и выражения, непонятные детям, объясняли их по ходу игры. А уже после этого предлагали воспитанникам выполнить данное упражнение без нашего участия. При дальнейшем проведении игры, выполняя движения, дети могли произносить текст частично, заканчивая фразу, начатую взрослым. Затем текст разучивали наизусть, дети произносили его целиком, соотнося слова с движениями.
Во время выполнения упражнений старались «не замечать», если кто-либо из ребят поначалу выполнял что-то неправильно, обращали внимание только на то, что у него получалось. Радовались успехам. Рассказывали при ребятах об их достижениях родителям, друг другу, другим сотрудникам.
Занятия для детей-логопатов делали увлекательными, так как предметы, используемые для игр, дети получали только во время занятий и только для этих игр.
Сначала движения оречевлялись («хло-хлоп-хлоп впереди, хло-хлоп-хлоп позади, левой ножкой топ-топ-топ, правой ножкой скок-скок-скок»).
Затем использовали элементы лечебной физкультуры. Проговаривали скороговорки, загадки, стихи, поднимаясь при этом на носочки и опускаясь на пятки на каждый ударный слог; из положения широко расставленных рук прикасались поочередно каждым пальцем правой и левой руки к кончику носа, декламируя стихи.
Активно использовали различные предметы : перекатывали карандаши по столу подушечками пальцев попеременно каждой рукой от себя и к себе, сопровождали упражнения ритмизированной речью; с помощью мяча проговаривали считалки, ударяя мячом об пол или перекидывая его из рук в руки.
Наиболее позитивное воздействие на детей, во время изучения звуков речи, оказывали игры с картинками: ребенок брал колоду картинок и раскладывал их, как карты, в определенной последовательности, произнося при этом определенный текст (например, мы учим звук «С» : ребенок берет картинку, кладет ее на стол и произносит: «са-са-са – лиса», берет следующую картинку, называя ее, кладет на стол, предваряя зачином «са-са-са - …»). Через 3 – 4 дня ребенок мог произносить это упражнение в ускоренном темпе и без поддержки картинками, запоминая, таким образом, от 12 до 24 слов. В результате проведения этих коррекционных упражнений, через несколько месяцев, у детей заметно улучшились слуховое и зрительное внимание, восприятие речи, они стали запоминать большее количество речевого материала, в котором закреплялись данные изучаемые звуки.
Старались, как можно больше, стимулировать двигательную и игровую активность детей, показывали новые возможности движений и действий (так ходит медведь, это зайчик проскакал, а это змея проползла).
В работе использовали большое разнообразие театров. Особое внимание уделяли пальчиковым театрам, играм и упражнениям.
Различные варианты выше упомянутых игр проводились нами (с музыкальным сопровождением и без) не только на занятиях по развитию речи, но и на праздниках, на физкультурных занятиях, на прогулках, во время проведения зарядки и на любых других занятиях вместо физминуток и динамических пауз.
Для того, чтобы коррекционная работа по развитию координации речи и движений протекала эффективнее, необходима была преемственность в работе педагогов всего дошкольного учреждения.
Например, особые коррекционные и развивающие возможности предоставила нам специально организованная среда в спортивном зале для проведения практических занятий по психомоторике. В. В. Клименко писал, что «психомоторика – механизм развития не только тела, но и души, потому что координация движений – зеркало умственных процессов».
На музыкальных занятиях использовались тексты упражнений – рифмованные подсказки, которые легко настраивали детей на работу. С помощью стихотворного ритма с музыкальным сопровождением у детей совершенствовалось произношение, происходила постановка правильного дыхания, отрабатывался правильный темп речи, развивался речевой слух. Логопедическая ритмика явилась одним из наиболее продуктивных видов речевой реабилитации. Благодаря ей усматривались большие возможности для психо – речевой компенсации детей.
В результате проведенной работы по развитию координации и движении, можно проследить за положительной динамикой развития моторных, координационных навыков, равновесия, ориентации в пространстве и контроля собственного тела, за совершенствованием речевых и коммуникативных навыков.