Ирина Огинова
Консультация для родителей «Играем пальчиками — развиваем речь»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики рук у детей
Основой развития каждого человека является двигательная активность. Крупная моторика – та часть двигательного развития, которая обеспечивает стабилизацию и перемещение тела в пространстве.
Мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий трех систем нервной, мышечной, костной.
Публикация «Консультация для родителей „Играем пальчиками — развиваем речь“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Сенсорномоторное развитие один из ведущих факторов развития ребенка. Активное взаимодействие его с окружающей средой формирует систему восприятия.
Зачем развивать мелкую моторику?
- Развитие мелкой моторики рук – один из показателей психического развития ребенка.
- Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе.
- Мелкая моторика – основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи, пространственные представления.
Начинать работу по развитию мелкой моторики необходимо с самого раннего возраста. Процесс развития мелкой моторики детских рук довольно длителен.
Тренировку рук необходимо проводить при любом удобном случае, находясь на прогулке и дома.
Очень полезно проводить упражнения с песком, водой, с различными природными материалами, с пуговицами, работать с пластилином, бумагой и т. п.
Включение пальчиковых игр и упражнений на занятии вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи.
Следует придерживаться правил:
- задание подбирается с учетом их постепенно возрастающей сложности.
- учитываются индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.
- работа проводится регулярно, систематически.
- соблюдается временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.
- упражнения и занятия превращают в занимательную игру, чтобы повысить интерес детей к их выполнению.
- заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям.
Средства развития мелкой моторики
1. Пальчиковые игры
2. Завязывание лент, шнурков, узелков на веревке
3. Мозаика
4. Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков
5. Закручивание и раскручивание крышек, банок, пузырьков и т. п.
6. Нанизывание пирамидки, собирание матрешки
7. Рисование
8. Аппликация
9. Переборка круп
10. Лепка из глины и пластилина
11. Изготовление поделок из природного материала
12. Нанизывание бус и пуговиц
13. Сматывание шерстяной пряжи в клубки
Инсценировки
При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки. Инсценировки могут проводиться с детьми как индивидуально, так и в ходе групповых физкультминуток.
Пальчики в лесу
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот резал, этот ел.
Ну, а этот все глядел.
Засолка капусты
Мы капусту рубим,
Мы морковку трем,
Мы капусту солим,
Мы капусту жмем.
Подготовка руки к письму
Выполнение узора, прописи, штриховка в разных направлениях, работа с трафаретами. Дорисуй картинку контур предмета (обведи рисунок, соедини по точкам).
При работе над звукопроизношением, во время автоматизации поставленных звуков заметно сократились длительность работы, движения пальчиками способствовали более быстрому заполнению стихов. Дети проявляли желание и интерес, выполняя упражнения на развитие мелкой моторики рук.