Оксана Шарибжанова
Консультация «Формирование выразительной речи у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация на тему : "Формирование выразительной речи у дошкольников".
Консультация в формате презентации.
«Посредством речи выражается эмоциональное отношение человека к тому, о чем он говорит, к кому обращается. Чем выразительнее речь, тем более она характеризует говорящего как личность и определяет его психологическое состояние». И. Ю. Кондратенко
Публикация «Консультация „Формирование выразительной речи у дошкольников“» размещена в разделах
Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания.
Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания.
Интонационно выразительная речь - это эмоциональная речь. Интонация позволяет говорящему выражать различные чувства.
Компоненты интонации:
темп (ускорение и замедление скорости произносимых фраз);
ритм (чередование ударных слогов);
тембр (изменение эмоциональной окраски голоса);
логическое ударение (выделение наиболее важных по смыслу слов);
мелодика (повышение или понижение тона голоса в начале, середине и в конце фразы, одновременно с повышением и понижением голоса изменяется и его сила).
В детском садузакладываются основы выразительной речи, отрабатываются артикуляционные навыки, воспитывается умение слушать звучащую речь, развивается речевой слух.
Развитие этих навыков и способностей в определённой последовательности - важнейшая задача воспитателей детского сада в процессе речевых занятий.
Задачи по формированию выразительности речи
Вторая младшая группа:
Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.
Средняя группа:
Совершенствовать интонационную выразительность речи.
Старшая группа:
Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках.
Подготовительная к школе группа:
Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Обращать внимание детей на выразительные средства (образные
слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову.
Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).
Формирование выразительности речи у детей это комплексная работа. Если воспитатель детского сада во всех возрастных группах работает над развитием творческого воображения детей в определённой системе и осуществляет при этом индивидуальный подход, он в значительной мере подготавливает
работу по выразительному чтению в младших классах
Воспитанное с раннего детства «чувство слова», его эстетической сущности, выразительности - делает человека эмоционально богатым на всю жизнь, создаёт возможность получать эстетическое наслаждение от восприятия образного слова, речи, художественной литературы.
В ходе работы по развитию интонационной выразительности речи широко используются упражнения с звукоподражаниями, считалками, диалогами-инсценировками, сказками и т. д.
На начальных этапах работы отработка интонации осуществляется по подражанию: детям предлагается произносить различные интонационные структуры сопряжено, повторяя за педагогом и лишь затем — самостоятельно.
«Игры и упражнения на развитиевыразительности речи»
«Эхо»
Цель: выработка силы голоса, темпа, речевого дыхания.
Одни дети громко и длительно произносят звуки: ууу
гудок паровоза, ааа - крик ребенка; слоги га-га-га, ко-ко
ко; слова ауу, имена людей, клички животных. Другие
дети повторяют то же затихающим голосом, в том же
темпе, но менее длительно.
«Чей домик?»
Цель: отработка вопросительной интонации, дикции, голоса.
Один ребенок стучит (тук-тук) и спрашивает: «Кто в
Домике живет?» Ему отвечают голосами лисы, медведя, а он
должен узнать, чей это домик. В свою очередь и его
спрашивают: «А ты кто?»
«Разное настроение»
Цель: учить детей передавать интонацией различные
чувства (радость, безразличие, огорчение).
Взрослый называет предложение: «Дождь идет».
Дети должны повторить его с разной интонацией - так,
чтобы было понятно, что они довольны, рады; что они
недовольны, их это огорчает и т. п. То же задание
выполняется с другими предложениями (Солнце светит.
Снег идет. Грибной дождь. Подснежник расцвел. Змея
ползает).
«Весело - грустно, медленно - быстро, громко - тихо»
Цель: развивать интонационную выразительность речи,
зрительное внимание.
Взрослый читает стихотворение и показывает детям
карточки с изображением весёлого лица, грустного лица, лицо с
широко открытым ртом - громко, с пальчиком около рта - тихо,
ракетой - быстро, черепахой - медленно, если дети видят
грустное лицо – рассказывают грустно и так далее. Карточки
педагог меняет по своему усмотрению (желательно менять на
каждую строку).
«Разные голоса»
Цель: учить детей изменять тембр, ритм голоса. Лучше всего использовать этот прием при игре в кукольный театр.
Взрослый предлагает ребёнку несколько ролей и просит
его изменять голос, когда он говорит за разных персонажей.
Очень хорошо подходят для этой цели сказки «Терем
Теремок», «Кошкин дом», «Колобок».