Белякова Ольга
Консультация «Формирование основ здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Забота о здоровье невозможна
без постоянной связи с семьей»
В. А. Сухомлинский
Здоровый образ жизни - один из важнейших факторов сохранения здоровья и благополучия ребенка, он определяет качество жизни, а дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.
Публикация «Консультация „Формирование основ здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: кататься на велосипеде, хорошо плавать, бегать не уставая. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неуспеваемости, плохого настроения.
Поэтому в своей работе я решила уделять большое внимание приобщению детей к здоровому образу жизни. Ведь все дети должны думать о своем здоровье, знать свое тело, научится заботиться о нем, не вредить своему организму.
С этой целью сформировала следующие задачи :
1. Дать детям общее представление о здоровье, как о ценности, научить беречь свое здоровье и заботится о нем.
2. Помочь детям в формировании привычек здорового образа жизни, привитии и закреплении культурно - гигиенических навыков.
3. Расширять знания детей о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.
4. Знакомить детей с факторами, влияющими на здоровье человека (окружающая среда, сон, двигательная активность).
Наметила план дальнейшей работы:
- в первую очередь, я изучила методическую литературу;
- составила перспективный план работы с родителями и детьми по воспитанию здорового образа жизни, который стал частью календарного плана;
- познакомилась с передовым педагогическим опытом работы воспитателей нашего детского сада и детских садов района;
- разработала цикл оздоровительно – познавательных занятий, направленных на воспитание основ культуры и безопасности, формировании представлений о себе и здоровом образе жизни, о правилах гигиены, охране здоровья;
- собрала картотеку подвижных игр, картотеку пальчиковых игр и упражнений, картотеку закаливающих упражнений;
- организовала в своей группе «Уголок Здоровья»
В работе по укреплению здоровья и стимулированию двигательной активности использую разнообразные формы, такие как:
• утренняя гимнастика
• физкультурные занятия
• музыкальные занятия
• прогулки, экскурсии;
• пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов);
• зрительная, дыхательная гимнастика на соответствующих занятиях;
• оздоровительная гимнастика после дневного сна;
• эмоциональные разрядки, релаксация;
• ходьба по массажным коврикам, песку (босохождение).
Свою работу по данному направлению провожу:
- в НОД;
- в процессе игры;
- в совместной деятельности;
- в свободной самостоятельной деятельности в течение дня;
- в виде своеобразных заданий, даваемых как детям, так и их родителям.
Использую следующие методические приемы:
• рассказы и беседы;
• моделирование различных ситуаций;
• рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;
• сюжетно-ролевые игры;
• дидактические игры:
• игры-экспериментирования;
• подвижные игры;
• физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях - ежедневно);
Физкультминутки способствуют активному отдыху, провожу их с целью снижения утомления и снятия статического напряжения.
Большое внимание уделяю оздоровительным процедурам, закаливанию детей водой (игры с водой, «Обширное умывание» после дневного сна).
Считаю, одним из необходимых условий полноценного физического развития и укрепления здоровья детей - правильное дыхание. Для развития речевого дыхания и увеличения объема легких, используем традиционное и нетрадиционное оборудование (султанчики, вертушки, снежинки, бабочки на ленточках, кусочки ваты, настольная игра «Воздухобол» и др.)
Одно из простейших упражнений для развития функции дыхания — пускание мыльных пузырей.
Формирую у детей знания об основных правилах безопасного поведения на улице и дома, о мерах безопасности.
Учу детей соблюдать осторожность в обращении с колющими и режущими предметами, не вступать в контакт с незнакомыми и тем более с бездомными животными, не брать угощенье и подарки от незнакомых людей.
Широко использую в работе художественное слово, цель которого может быть разнообразна : приобщение через художественную литературу к ценностям ЗОЖ; уточнение знаний детей о ЗОЖ; расширение представлений о ЗОЖ и т. п.
Также использую мультимедийное оборудование, видеозаписи, аудиозаписи.
Подготовила и провела с детьми праздники и развлечения «В гостях у Зубной Феи», «Путешествие по станциям здоровья», «Нас излечит, исцелит добрый доктор Айболит!», «Чтобы сильным, ловким быть надо воду
Работу по просвещению детей о ЗОЖ провожу в тесном сотрудничестве с родителями.
Для этого использовала различные формы работы.
• Родительские собрания : «Здоровье детей в наших руках» «Укрепим здоровье в условиях детского сада».
• Анкетирование «Здоровье вашего ребенка», «Семья и ЗОЖ»;
• Спортивные развлечения.
• Индивидуальные консультации, рекомендации по организации режима дня, развитию двигательных навыков.
В помощь родителям организую наглядную агитацию: стенды, папки-передвижки, буклеты «Ступеньки здоровья», «Семья и здоровье ребёнка», «Развиваем пальчики», «Как следить за своим внешним видом», составила памятки.
Помогаю детям закрепить полученные знания в разных видах игровой деятельности, как в совместной, так и свободной.
Хочется, чтобы наши дети росли здоровыми, крепкими, ловкими.
Считаю, что проделанная работа сформирует у детей устойчивую мотивацию к сохранению и укреплению собственного здоровья.