Ирина Каменская
Консультация «Формирование коммуникативных качеств речи у дошкольников при ознакомлении с детской художественной литературой»
В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации : телевидение, видеопродукцию, компьютер, - поэтому наша роль, как воспитателя состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение к книге. Книга дает возможность домыслить, «пофантазировать». Она учит размышлять над новой информацией, развивает творческие способности, умение думать самостоятельно.
Публикация «Консультация „Формирование коммуникативных качеств речи у дошкольников при ознакомлении с детской художественной литературой“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции. Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе.
В дошкольный период происходит становление речи и ее формирование. В эти годы ребенок усваивает звуки родного языка, учится отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас. С развитием речи у дошкольников усиливается потребность в общении. Постепенно уточняются правила общения, дети осваивают новые формулы речевого этикета. Но в некоторых ситуациях дети отказываются использовать общепринятые речевые формы. Причин для этого может быть несколько. Самая главная - это недостаток общения, чтения и слушания художественной литературы и, как следствие, бедный словарь дошкольника. Важнейший путь решения данной проблемы - обучение речевому этикету детей, в особенности старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы, так как именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.
Функции, которые выполняет художественная литература
в развитии коммуникативных способностей детей :
• обогащает, уточняет и активизирует словарный запас ребенка на основе формирования конкретных представлений и понятий; развивает навыки связной речи;
• влияет на эмоциональное развитие детей, на понимание эмоционального состояния других людей, на умение выразить свое эмоциональное состояние словами, развивает культуру речи;
• развивает творческие способности (побуждает к придумыванию новых слов, рифм, сочинению собственных сказок, рассказов, историй)
В детском саду развитие коммуникативных способностей детей средствами художественной литературы ведется по следующим направлениям:
1. Совместная деятельность воспитателя и детей
2. Самостоятельная деятельность
3. Работа с родителями
4. Создания развивающей пространственной среды в группе
Совместная деятельность воспитателя и детей осуществляется при:
1. Чтение и обсуждение художественных произведений.
2. Рассказывание сказок.
3. Заучивание стихотворений.
4. Пересказ литературных произведений.
5. Сочинение стихов, небылиц, рассказов.
6. Литературные викторины, конкурсы.
В процессе образовательной деятельности в режимных моментах наиболее эффективными являются следующие формы работы :
1. Знакомство с новыми книгами в уголке литературы
2. Рассматривание иллюстраций к сказкам и книгам познавательного содержания
3. Беседа по прочитанным произведениям
4. Загадывание загадок.
5. Разыгрывание диалогов из произведений
6. Показ сказок
8. Час скороговорок, считалок, потешек и др.
Где же дети могут применять свои коммуникативные способности в самостоятельной деятельности?
1. В сюжетно-ролевых играх.
2. В дидактических играх по развитию речи, дидактических играх познавательного характера.
3. В играх – драматизациях.
4. В разыгрывании сюжетов сказок в кукольном, настольном театре.
5. В играх – соревнованиях «Кто знает больше загадок», «Кто больше вспомнит сказок с добрыми героями», «Русские и зарубежные сказки».
Крайне важным звеном в деле приобщения ребёнка к книге становится сотрудничество его с родителями. Ясное понимание того, что чтение способствует духовной связи ребёнка со взрослым, преодолению дефицита общения детей и родителей, потому что процесс осознания художественной литературы не может быть механическим: это совместная работа души и ума.
Нужно помнить, что ознакомление с художественной литературой – это не просто чтение, это целостный анализ произведения, обязательно включающий выполнение игровых и творческих заданий.
Лишь в этом случае можно ожидать, что знакомство с произведением окажет благоприятное влияние на развитие речи и интеллекта ребёнка.