Татьяна Базаркина
Консультация на тему «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно – нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно его развитие и существование. Духовно – нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни – важнейшее условие развития России. Наиболее ярко характеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К. Д. Ушинский: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». В. А. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает»
Публикация «Консультация на тему „Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством сказки“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Детство – самая прекрасная и беззаботная пора. Множество открытий готовит каждый шаг ребёнка, каждый его прожитый день. Детство можно назвать возрастом «поэтическим». Однако ребенку, словно поэту с его тонкой организацией, незнакомы трудности и проблемы жизни. Он видит мир в цветах и ярких красках. Жизнь маленького человека состоит из фантазий, игр и ярких образов, которыми он украшает окружающий мир. Хотелось бы обратиться к высказываниям великих педагогов-новаторов. Так Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
Перед педагогами стоит задача сделать жизнь малышей в дошкольном учреждении более интересной, а образовательный процесс – мотивированным. Духовно – нравственные чувства у дошкольников помогают воспитывать сказки, которые предоставляют ребенку возможность в доступной ему форме познавать окружающий мир. Главная ценность дошкольного возраста - высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, способность сопереживать, с волнением следить за развитием сюжета, ждать счастливой развязки, поэтому мы говорим о возможности и необходимости формирования литературного вкуса с дошкольного возраста.
В детском саду знакомство со сказкой начинается с младших групп. Сказки для малышей должны быть простыми для восприятия, с ярким динамичным развитием сюжета, короткие по содержанию. Знакомя малышей со сказкой, необходимо каждый раз напоминать о том, что это – сказка. И постепенно малыши запоминают, что «Курочка Ряба», «Теремок» - сказки. Перед чтением сказки можно провести дидактическую игру с участием героев сказки. Во время чтения воспитатель следит за реакцией детей. После чтения педагог спрашивает, понравились ли детям герои сказки. Например: сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми, «Коза и семеро козлят» предостерегает: открывать дверь незнакомцам нельзя, можно попасть в беду, «Красная шапочка» быть внимательным к наставлениям взрослых. Сказка позволяет малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло.
В средней группе используются сказки более глубокого смыслового значения: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Жихарка», «Лисичка – сестричка и серый волк», «Петушок и бобовое зернышко». Перед чтением сказки, следует познакомить с новыми словами, давая им объяснения: лавочка – деревянная длинная скамейка; скалочка – деревянная палочка, которой раскатывают тесто (в сказке «Лисичка со скалочкой» и другие). После рассказывания сказки необходимо провести беседу по её содержанию. Следует учить детей оценивать поступки героев, самостоятельно находить нужные слова и выражения. Очень важно после чтения сказки правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное - действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам.
В старшей группе необходимо использовать народные сказки, требующие анализа, осмысления и рассуждения детей по проблеме произведения: «Лиса и кувшин», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Заяц – Хваста», «Финист – Ясный Сокол», «Сивка – бурка». Дети учатся определять и мотивировать свое отношение к героям сказок (положительное или отрицательное). Дети этого возраста самостоятельно определяют вид сказки, сравнивают их между собой, объясняя специфику.
В подготовительной группе особую роль играет анализ текста сказки. При первом чтении важно показать сказку, как единое целое. При вторичном ознакомлении следует обращать внимание на средства художественной выразительности. Здесь особую роль несут вопросы: «О чем говорится в сказке? Что вы можете рассказать о героях сказки? Как вы оцениваете поступок того или иного действующего лица? Что произошло с героями сказки?». Например, в сказке "Вершки и корешки" мужик обманул медведя, деля с ним урожай. Каждый раз медведь проигрывал мужику, получая вершки пшеницы, репы. Медведь выступает как комический персонаж, простоты и глупости. Он ведь не знает, что есть съедобного у растений, которые выращивает мужик. А в жизни медведь - хозяин леса, которого бояться не только звери, но и люди. С помощью вопросов можно выяснить, какие средства выразительности используется в сказке. Необходимо давать детям творческие задания на придумывание сравнений, эпитетов, синонимов. Если сказка удачно выбрана, естественно и выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдет в детях чутких, внимательных слушателей. При выборе сказки необходимо руководствоваться не только ее занимательностью, доступностью ее содержания пониманию ребенка, но и ее моральной стороной.
Результат нравственного воспитания проявляется в отношениях дошкольников к своим обязанностям, к самой деятельности, к другим людям.
Чтение и разбор сказок, рассказов и стихотворений нравственной направленности помогают детям понять, оценить нравственные поступки людей. Дети слушают рассказы, сказки и стихотворения, там, где ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, дружбе, товариществе, верности общественному долгу, гуманности и патриотизме. А наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.