Людмила Зайцева
Консультация музыкального руководителя ДОУ для родителей «Башкирская инструментальная культура»
▼ Скачать + Заказать документы
Башкирская инструментальная культура – наследие, уходящее своими корнями в глубокую древность. Ее изучение началось сравнительно недавно (первому подробному исследованию немногим более 100 лет, а регулярный поиск и систематизация инструментального творчества башкир начались только в 20-30 годы ХХ века). Но первые материалы показали, что речь идет о народности, которая, несмотря на многовековую сопредельность с множеством культур, сумела сохранить этноним "башкорт" и не раствориться во множестве этнических групп Поволжья и Урала.
Публикация «Консультация музыкального руководителя ДОУ для родителей „Башкирская инструментальная культура“» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
Исторически сложилось так, что из всех доступных музыкальных инструментов башкиры отбирали мелодические, наиболее отвечающие эстетическим потребностям народа и позволяющие исполнять разветвленную мелодию в широком амбитусе со специфичной орнаментикой.
Башкирская инструментальная культура – наследие, уходящее своими корнями в глубокую древность. Ее изучение началось сравнительно недавно (первому подробному исследованию немногим более 100 лет, а регулярный поиск и систематизация инструментального творчества башкир начались только в 20-30 годы ХХ века). Устные предания донесли до нас около 40 инструментов. Некоторые из них сохранились до наших времен, а многие утратили свое бытование.
Башкирские музыкальные инструменты имеют свою старинную историю. Впервые они упоминаются в таких литературных произведениях этого народа, как эпос, предания, народные песни и сказки. Именно в них можно счерпнуть довольно интересные сведения о кубызе, курае, домбыре и сорнае и кыл-кубызе. Следует отметить, что музыкальные башкирские инструменты стали широко известными благодаря многочисленным историческим источникам, которые представлены в редко сохранившихся экземплярах.
Башкирский народ издавна живет в дружбе с представителями различных этносов. Благодаря этому он бережет и сохраняет свою музыкальную культуру, но в то же время охотно заимствует музыкальные инструменты и наигрыши у соседних народов, адаптируя их согласно своим национальным традициям.
Башкирский кубыз — язычковый музыкальный инструмент типа варгана у башкир и волжских татар, народный музыкальный инструмент. Изготавливается из дерева или металла. Кубыз является одним из древнейших музыкальных инструментов. Очень простая конструкция : пластинка из твердого дерева, длина — 17 см, ширина от 1,5 до 2 см, толщина — 2 мм. В середине пластинки вырезан язычок, к основанию которого узелком прикреплена суровая нить.
Представляет собой металлическую или деревянную дугу с язычком в центре. Исполнитель зажимает инструмент губами и придерживает левой рукой, приблизив к зубам. Язычок защипывается пальцем правой руки и он приходит при вибрации издает бурдонный звук, от которого при изменении артикуляции извлекаются обертоны. Звук инструмента тихий, диапазон в пределах одной октавы.
На кубызе исполняются плясовые наигрыши и звукоподражательные мелодии. Используется и как сольный и ансамблевый инструмент. Ему посвящены сотни исследований, но все равно в его истории, конструкции и звукоизвлечении даже в наш век синтезаторов и компьютеров есть много привлекательного, приковывающего внимание солидных ученых и молодых исполнителей.
Башкирский курай — башкирский национальный духовой музыкальный инструмент, разновидность открытой продольной тростниковой флейты. По классификации музыкальных инструментов Хорнбостеля-Закса, курай относятся к аэрофонам. Также имеются кураи, относящиеся к подгруппе язычковых (вид с бьющимся язычком). Длина варьируется в зависимости от разновидности — от 120—180 мм до 450—1000 мм. Звук, тембр и динамические возможности зависят от конструкции. Обладает своеобразным сипловатым тембром. Традиционно изготавливается из срезанных и высушенных стеблей уральского реброплодника. Курай несколько отличается от схожих музыкальных инструментов у соседних тюркских народов, например от казахского сыбызгы. Следует отличать курай от татарского народного инструмента с таким же названием, но по сути являющимся свистковой флейтой. Курай используется как сольный и ансамблевый инструмент.
О происхождении курая существуют множество башкирских народных легенд и сказок.
В легенде «Курай» юноша пошел навстречу звукам и увидел, как тростниковое растение издает на ветру нежный мелодичный звук. Юноша срезал тростник, приложил его к губам и заиграл. Курай является одним из самых древних духовых инструментов. Он упоминается в древних башкирских эпосах «Акбузат», «Кара юрга», "Заятуляк и Хыухылыу", башкирской легенде «Легенда об Акташе», датируемой эпохой царя Искандера (Александра Македонского).
Подобные инструменты распространены во всем мире, но башкирский курай имеет характерные отличия, позволяющие ему считаться национальным инструментом, своеобразной визитной карточкой Башкортостана.
Думбыра — башкирский струнный щипковый музыкальный инструмент. Близкородственные инструменты распространены также у казахов (домбра, киргизов (комуз, узбеков, других тюркских народов, а также у таджиков. От казахской домбры отличается более коротким грифом, а также количеством струн (традиционно три). Думбыра — традиционный инструмент сэсэнов — башкирских сказителей. Под её аккомпанемент исполнялись эпические сказания и кубаиры, а также песни. Думбыра имела длину около 800 мм, три жильных струны, корпус выполнялся из долблёного дерева. Строй имела квинтово-квартовый. Играли на думбыре, ударяя одновременно по всем струнам. При этом нижние струны издают бурдонный звук, верхняя струна – мелодическая. Археолог, этнограф и краевед XIX века Р. Г. Игнатьев в своем труде «Салават Юлаев — пугачевский бригадир, певец и импровизатор» упоминал также «бандуру о пяти струнах».К концу ХІХ — началу XX века думбыра вышла из обихода. Это было связано с тем, что на протяжении XVII—XVIII веков сэсэны, будучи активными участниками и вдохновителями национально-освободительной борьбы, преследовались царскими властями и подвергались гонениям. Постепенно угасла традиция исполнения эпических сказаний, к началу XX века среди башкир стала популярной мандолина фабричного изготовления, которая стала использоваться частично вместо думбыры. Думбыра применяется как сольный и ансамблевый инструмент. Созданы оркестровые разновидности думбыры: сопрано, альт, бас.
Кубыз разновидность варгана. Кубыз является язычково-щипковым инструментом. В нем соединены отдельные признаки языковых, щипковых и духовых инструментов. Ранее кубыз относили к самозвучащим щипковым инструментам, однако исследование акустических и конструктивных свойств кубыза, а также способов звукоизвлечения показывает, что этот инструмент выходит за рамки подобной классификации. Без усилий исполнителя кубыз не звучит.
Из струнных музыкальных инструментов наибольшее распространение в Республике имеют мандолина и скрипка.