Ирина Гусарова
Консультация «Можно ли родителям стыдить детей?»
▼ Скачать + Заказать документы
Кому в итоге стыдно?
Н детских площадках часто можно услышать фразу : «Как тебе не стыдно?» и по поводу нежелания делиться игрушками, и по поводу обсыпания песком, и по многим другим. Стыдно ли ребёнку? Нет. До определённого возраста он вообще не понимает, о чём речь. Но он чувствует, что мама недовольна, что ему грозит как минимум наказание (например, лишение мультиков, а максимум – ощущение отвержения из – за своего поведения. Дети тяжело переживают последнее, ведь они полностью зависят от родителей, и риск потерять расположение, любовь и заботу папы и мамы пугает их куда больше, чем то, что подумают окружающие.
Публикация «Консультация „Можно ли родителям стыдить детей?“» размещена в разделах
В подобных ситуациях стыдно чаще всего самим родителям : за ощущение «я – плохая мать», у меня невоспитанный ребёнок», а что теперь про меня и мою семью подумают?» Чаще такие такие тенденции проявляются в маленьких сообществах, где люди знают друг друга, а не пересекаются мимолётно.
Что происходит с ребёнком?
Если ребёнок плохо знаком с нормами и правилами общежития в социуме, а чаще всего это именно так, то он начинает избегать провляться. При постоянных одёргиваниях родителями и непонимании, что он делает не так, ребёнок начинает стытиться любого своего проявления, особенно в окружении новых людей, больше действовать с оглядкой на то, что подумают другие, то есть более социально желательным образом, отказывая себе в истинных потребностях и желаниях. Он может достаточно преуспеть в этом, но счастья такие переживания точно ему не принесут.
Как правильно?
Стыд, считается достаточно простым, но не очень эффективным способом управления поведения ребёнка. Более сложным и правильным будет объяснять ребёнку наилучий способ поведения в каждом конкретном случае. В случае с игрушками предложить детям на время поменяться, и дети обычно с охотой идут на это, получая на время чужую машинку или куклу. В случае с песком или другим видом нанесения вреда лучше всего говорить не просто словами «нельзя», а объяснять, что в этот момент будет переживать другой малыш. Так закладывается основа очень важного качества – эмпатии (чувство сопереживания другому человеку). Если же ограничиться банальным «нельзя», ребёнок, возможно, и усвоит правила поведения, но лишь на внешнем уровне. Глубокого понимания законов совместного проживания людей у него в этом случае не появится.
Посмотрите на себя
Родителям, в свою очередь, стоит обратить внимание на собственное чувство стыда. Опреелиться для себя в основных моментах внешней оценки и оставаться при своём – на том, что, прежде всего, полезно для ребёнка и при этом не вредит окружающим. Нет ничего лучше, чем почаще разговаривать с детьми и объяснять им, почему стоит так, а не иначе поступать в разных ситуациях. Такая стратегия – залог будущего счастья, ведь ребёнок становиться более думающим и осознанным.
Ещё одна категория стыдящих родителей проявляется в ситуациях, когда ребёнок просто чем – то существенно выделяется из «толпы», отличен от других. Вообще раздвоенность современного общества по принципу «индивидуальность - часть общества» достаточно сложна для переживания и взрослыми, и детьми, особенно с подрасткового возраста. И если родители с детства демонстрируют неприятие того поведения, которое отличает ребёнка от других, в чём бы это ни проявлялось, то в дальнейшем ребёнку будет сложнее выражать себя, найти себя, свой путь и предназначение в масштабах всей жизни. Если же наоборот, ребёнка не будут стыдить, а он найдёт поддержку, проявляя свои особенности и непохожесть, ему будет проще двигаться по жизни, и будет больше шансов стать успешным как в деле, так и в личной жизни.