Юлия Зайцева
Консультация «Мотивы поведения и деятельности дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте формируются новые мотивы : познавательные и соревновательные. Уже в 3-4 года ребенок спрашивает: "Что это?", "Зачем?", а позднее и "Почему?".
Однако вначале большинство вопросов ребенок задает с целью привлечения внимания, и стойкий интерес к знаниям возникает лишь к старшему дошкольному возрасту.
Младшие дошкольники руководствуются ситуативными желаниями, отчёта в действиях нет. У старших дошкольников – объяснение поступков, то есть они уже осознаны.
Самые типичные мотивы для этого возраста :
Публикация «Консультация „Мотивы поведения и деятельности дошкольника“» размещена в разделах
• интерес к миру взрослых, стремление подражать взрослым, чаще в ролевой игре;
• игровые мотивы, связанные с процессом игры (любое дело — скорее игра)
• установление, сохранение, положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми, желания одобрения, похвалы — это рычаг поведения.
• познавательные мотивы
• соревновательные мотивы — в совместной деятельности, играх с правилами, на основе самоутверждения возникают стремление выиграть, быть первым.
• нравственные мотивы, отношение к другим. Вначале — подражание, после одобрения взрослым перерастает в постоянное убеждение;
• общественные мотивы, желание что-то делать на пользу другим.
Появляется иерархия мотивов, их соподчинение. Это важное новообразование в личности дошкольника. Иерархия дает направленность поведения.
Повышается осознанность, знает, чем продиктован поступок, оценивает последствия – развивается самосознание. Наиболее явно это проявляется в самооценке – оценивает свои качества и возможности. Старшие дошкольники достаточно верно оценивают себя, учитывая оценки окружающих.
В старшем дошкольном возрасте очень важна оценка результатов деятельности ребенка со стороны взрослых. Если он не получает должной поддержки, то у него может сформироваться и развиться комплекс неполноценности.
Отрицательно влияют на формирование личности ребенка как пренебрежение его интересами или эмоциональная депривация (роль "пренебрегаемого", воспитание по типу "Золушки", так и чрезмерная заласканность, постоянное помещение ребенка в центр внимания, что может "заразить" его самоуверенностью, зазнайством (воспитание по типу "кумира семьи").
Развитие личности дошкольника
Это период первичной социализации и главным новообразованием является речь как механизм социализации.
Развивается личность: характер, интересы, направленности, формируется субъект общения, познания и деятельности и их структурных элементов: способностей и склонностей.
Развитие личности идет в двух направлениях:
1. понимание окружающего мира, осознание своего места в нём, отсюда - новые типы мотивов в поведении, под влиянием которых совершаются поступки;
2. развитие чувств и воли, которые обеспечивают действенность мотивов, устойчивость и независимость поведения от внешних обстоятельств.
Основной путь влияния на развитие – организация усвоения моральных норм, а они усваиваются под влиянием образцов и правил. Взрослые, их взаимоотношения и поступки – это образцы. Ребенок, подражая, перенимает манеры, оценки людей, событий. Слушает он также рассказы и сказки, выбирает любовь и одобрение окружающих.
Образцом могут быть сверстники, популярные в группе. Дошкольники интересуются, что хорошо, а что плохо и неопределенность здесь не терпится.
Усваиваются правила поведения, возникает стремление быть признанным, идёт нравственное становление личности, появляется совесть, чувства гордости и стыда, и это делает возможным оценку поступков и ожиданий взрослых по поводу него. Он готов быть смелым, правдивым, щедрым.
Стыд может возникнуть при нарушении правила, отступлении от образца без вмешательства взрослого. Ребёнок уже стыдится отрицательных качеств. Эмоциональная зависимость от взрослого сохраняется
В детском коллективе – особое коллективное мнение, в 4-5 лет появляется конформность – подчинение мнению большинства, даже если собственное мнение – другое. К 6 годам – снижение конформности.
Поэтому 4-5 лет – переходный этап в овладении умением согласовывать свои и чужие действия. Для них важна оценка группы, они прислушиваются к ней. Но главное – взрослый, он ведь ещё и источник информации о нём самом, это позволяет осознать ребёнку собственное Я.
Формируется характер и способности.
В этом возрасте появляются и формируются интересы, склонности, формируется система отношений к окружающим.