Людмила Чернова
Консультация «Методика работы по ПДД в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Работа по формированию знаний детей по ПДД начинается
со второй младшей группы!
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
- формируем знания детей о транспортных средствах:
(легковой автомобиль, грузовой и автобус);
- из каких частей состоят машины;
- формируем у детей представление о работе водителя;
- даем понятие, что такое улица. Ребенок должен знать- где находится проезжая часть;
- формируем знания как вести себя в автомобиле;
Публикация «Консультация „Методика работы по ПДД в ДОУ“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- ПДД. Консультации для родителей
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
- даем понятие, где безопасно можно играть
- учим, что нельзя делать на дороге
- формируем знания -дорогу переходить ТОЛЬКО со взрослыми!
Практическая часть в младшем дошкольном возрасте- это только с родителями. Именно родители демонстрируют модель поведения с детьми на дороге. А дети запоминают и копируют ее. Родители демонстрируют как вести себя в автомобиле (не кричать, вести себя спокойно)
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
(в группе зона для ПДД соединяется с игровой)
- набор крупных транспортных средств (легковой, грузовой, автобус)
-иллюстрации с изображением транспортных средств
- книжки
- атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин.)
- игры «Собери машину из частей» (из 4-х частей, «Поставь машину в гараж» (по цвету, величине,
- простейший макет улицы (желательно крупный, где обозначены дома и проезжая часть
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Если в младшей группе мы давали понятие: что такое улица…
- то в средней детей знакомим с ее основными частями : проезжая часть,
тротуар (часть дороги (улицы) предназначенная для пешехода примыкающей к проездной части, а пешеходная дорожка обустроенная или приспособленная для движения пешеходов);
-продолжаем знакомить детей с видами транспорта: пассажирского и грузового, более расширенный вариант;
- новым будет разговор о дорожной разметке «пешеходный переход» и его назначении, переходить надо со взрослыми за руку;
- в средней группе вводим понятие дорожные знаки, объясняем их важность на дороге:
Информационно-указательные –«Пешеходный переход» ;
Дорожная разметка «Пешеходный переход»
Знаки особых предписаний- ««Место остановки автобуса», «Пешеходная дорожка»
Предупреждающие знаки – «Осторожно, дети!», «Светофорное регулирование»
Знаки сервиса – «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Автозаправочная станция».
- знакомим детей со светофорами : пешеходным и транспортным
- В сюжетно- ролевых играх дети демонстрируют модель безопасного поведения на дороге-пешеходов.
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
(в группе зона для ПДД соединяется с игровой)
Добавляем:
- макет светофоров: для пешеходов и водителей
- дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор», «Собери автомобиль»(из 6 частей);
- макет улицы усложняется: пешеходный переход, пешеходная дорожка и тротуар. (может быть коврик);
- уже можно и мелкие дорожные знаки для игр с макетом, машины, фигуры людей для игр;
- карточки с дорожными знаками и дидактические игры со знаками;
-иллюстрации с изображением транспортных средств;
-раскраски, книжки, иллюстрации, обводки по теме ПДД.
СТАРШАЯ ГРУППА
(в группе зона для ПДД соединяется с игровой)
Именно в этом возрасте происходит знакомство с такими большими и сложными темами, как :
- учим работать со схемой : находить дорогу в детский сад, а также двигаться на специально расчерченной дороге с дорожными знаками на территории ДОУ;
- добавляются новые дорожные знаки:
Информационно-указательные –«Пешеходный переход» ;
Знаки особых предписаний- ««Место остановки автобуса», «Пешеходный переход» (разметка -, «Пешеходная дорожка»,
Предупреждающие знаки – «Осторожно, дети!», «Скользкая дорога», Запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено»,
Знаки сервиса – «Пункт первой медицинской помощи», «Телефон», «Пункт питания», «Автозаправочная станция», «Место отдыха» ;
-формируем знания о работе инспектора ДПС (регулировщика);
- дети демонстрируют в играх модель безопасного поведения- пешехода, водителя и пассажира ;
- даем понятие о перекрестке.
- формируем у детей знания- об опасных ситуациях, возникающих из-за различных погодных условиях (дождь, ветер…
- а также даем знания об экологических неблагоприятных ситуациях влияющих на здоровье человека.
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
- карточки с дорожными знаками и дидактические игры к ним: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Собери знак», «Где спрятался знак?»;
- в уголке должны быть схемы жестов регулировщика, атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка. Дидактическая игра «О чём говорит жезл?»;
-развивающая среда не только в группе, но и коридоры детского сада, участки ДОУ- схема дороги с дорожной разметкой на территории ДОУ
- крупные дорожные знаки на подставках для моделирования ситуаций на прогулке
- иллюстрации ситуаций, книги,
- макет улицы с перекрёстком (можно вместо макета - ковер);
- а к макету набор мелких игрушек для игр : мелкие машины, фигурки людей, дорожные знаки на подставках;
-два демонстрационных светофора (пешеходный и транспортный);
- набор карточек «Дорожные знаки»;
- набор карточек с опасными ситуациями ;
- Лэпбук;
-раскраски, книжки, иллюстрации, штриховки, обводки по теме ПДД.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Ребята встречаются с проблемными ситуациями на дорогах (так называемыми дорожными «ловушками», знания детей о Правилах дорожного движения уже систематизируются:
-ребята уже анализирую различные ситуации и выбирают оптимальные модели поведения на дороге во время игры, ситуативных занятий
-учатся работать со схемой, символикой: на основе схемы улицы модели дорожной ситуации-выбирать безопасный маршрут, а также учатся самостоятельно составлять маршрут при этом используя дорожные знаки:
Информационно-указательные – «Пешеходный переход» «Подземный пешеходный переход». «Надземный пешеходный переход»
Знаки особых предписаний- «Велосипедная дорожка», «Место остановки автобуса (троллейбуса)», «Место остановки трамвая», «Пешеходный переход» (разметка -).«Пешеходная дорожка»,
Предупреждающие знаки – «Осторожно, дети!», «Скользкая дорога», «Выброс гравия», «Дорожные работы». «Железнодорожный переезд»
Запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено», «Подача звукового сигнала запрещена», «Остановка запрещена»
Знаки сервиса – «Пункт первой медицинской помощи», «Телефон», «Пункт питания», «Автозаправочная станция», «Место отдыха»
Знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу».
- дети дают правильную оценку участникам дорожного движения с точки соблюдения ПДД;
-уже понимают как избегать- об опасных ситуациях, возникающих из-за различных погодных условиях (дождь, ветер);
- продолжаем формировать знания об экологических неблагоприятных ситуациях влияющих на здоровье человека;
- продолжаем формировать знания о понятие о перекрестке и его устройстве (см. ЕЯ Хабибуллина, стр 32)
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
(в группе зона для ПДД соединяется с игровой)
- Карточки с дорожными знаками и дидактические игры к ним;
- сложный макет улиц двусторонним движением и с перекрестком;
- набор мелких игрушек для игр : мелкие машины, фигурки людей, дорожные знаки на подставках;
-два демонстрационных светофора (пешеходный и транспортный);
- набор карточек «дорожные знаки»;
-книги, иллюстрации;
-раскраски по теме ПДД;
- атрибуты инспектора ДПС (фуражка, накидка, жезл)
- дидактические игры;
-Лэпбук;
- картотека «опасных ситуаций» (для их показа можно сделать импровизированный телевизор, или компьютер);
- можно окно выдачи водительских удостоверений сдавшим экзамен по ПДД.
РАБОТА с РОДИТЕЛЯМИ
Тесное взаимодействие с родителями, которые играют важную роль в вопросе обучения детей правилам дорожного движения. Рекомендуется проводить родительские собрания, беседы, консультации.
В уголке для родителей должна обязательно содержаться информация по ПДД :
1. Причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей
2. Рекомендации (памятки) родителям по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге.
3. Рекомендации игр, книг и мультфильмов
Требования к оформлению зонирования по ПДД по ФГОС ДО
1. Выбор оборудования в соответствии с возрастом. Для младших детей подбираются яркие крупные игрушки, а старшим дошкольникам интересны мелкие предметы, максимально в деталях приближенные к настоящим.
2. Соответствие оборудования задачам воспитания и обучения детей. Обратите внимание на основные понятия и представления и позаботьтесь, чтобы детям представлены предметы и макеты.
3. Многофункциональность Уголок ПДД соединяется с игровой зоной, так как формирование представлений и знаний можно объединить с подвижными и сюжетно-ролевыми играми.
4. Эстетичность. Любая развивающая зона должна формировать у детей художественный вкус.
5. Вариативность. Необходимо постоянно обновлять материал уголка, тем самым поддерживая интерес к деятельности
Таким образом, обучение детей ПДД — это систематический и целенаправленный процесс, в ходе которого обучаемые получают знания, умения и навыки, необходимые для безопасного движения
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Авдеева Н. Н., Стёркина Р. Б. «Безопасность». - СПб. : «Детство - Пресс», 2004. – «Ребенок на улице» :
-«Устройство проезжей части», «Зебра, светофор и другие дорожные знаки для пешеходов», «Правила езды на велосипеде», «О работе ГБДД», «Милиционер-регулитровщик», «Правила поведения в транспорте», «Если ребенок потерялся на улице»
2. И. А. Лыкова, В. А. Шипунова «Дорожная азбука»
3. Е. Я Хабибуллина «Дорожная азбукав детском саду»
4. 6. Гарнышева Т. П «Как научить детей ПДД?» Методические рекомендации и развернутые планы занятий Издательство «Детство - Пресс»2010 – 64с. - есть перспективное планирование, но его надо пересматривать по задачам данного возраста.