Валерия Покотило
Консультация «Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Система физического воспитания в дошкольных учреждениях - это единство целей, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и общее физическое развитие детей [10; с. 28]. В то же время это подсистема, часть общегосударственной системы физического воспитания, в которую, помимо указанных компонентов, входят учреждения и организации, осуществляющие и контролирующие физическое воспитание.
Физическое воспитание как система мероприятий, направленных на развитие растущего организма ребенка и его функций, является основным направлением воспитательной работы с детьми во всех дошкольных учреждениях. Каждое учреждение имеет определенное направление работы в соответствии со своими особенностями, которые в целом соответствуют интересам государства и нации. Одним из направлений совершенствования системы физического воспитания детей является включение физической культуры в учебный процесс специальных организаций, которое должно осуществляться компетентными специалистами - руководителями физического воспитания.
Целью физического воспитания является формирование у детей основ здорового образа жизни. Организованные программы физического воспитания (как в детском саду, так и дома) и занятия в свободное время, когда дети играют, прыгают, бегают и т. д. во время прогулок, улучшают деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляют органы опорно-двигательного аппарата, улучшают обмен веществ; повышают сопротивляемость ребенка к заболеваниям и защитные силы организма.
Через двигательную деятельность ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать пробелы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно. В процессе физического воспитания осуществляются следующие задачи
Оздоровительные цели.
1. повысить сопротивляемость организма к воздействиям окружающей среды путем его укрепления. С помощью разумной дозы оздоровительных факторов, находящихся в природе (солнце, вода, воздушные процедуры, значительно повышаются слабые защитные силы детского организма. Это повышает устойчивость к простудным (ОРВИ, насморк, кашель и т. д.) и инфекционным заболеваниям (ангина, корь, краснуха, грипп и т. д.).
2. укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки (т. е. поддержание правильной осанки во всех видах деятельности). Для профилактики плоскостопия необходимо уделять внимание укреплению мышц стоп и голеней, так как плоскостопие может существенно ограничить занятия ребенка спортом. Для гармоничного развития всех основных групп мышц необходимо давать упражнения для обеих сторон тела, прорабатывать менее тренированные в повседневной жизни мышцы, прорабатывать более слабые мышцы. Также необходимо с раннего возраста прививать детям понятие правильной осанки. Физические упражнения - эффективный способ профилактики нарушений осанки: лени, асимметрии плеч и лопаток, сколиоза (нарушение позвоночника, вызванное слабостью мышц спины и длительным пребыванием в физически неудобной позе).
3. Содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов. Активная двигательная деятельность ребенка способствует укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшению обменных процессов в организме, оптимизации пищеварения и теплорегуляции, предупреждению застойных явлений и т. д. Физическая культура, придавая естественному процессу становления форм и функций растущего организма оптимальный характер, создавая благоприятные для этого условия, содействует тем самым нормальному функционированию всех систем детского организма.
4. Воспитание физических способностей (координационных, скоростных и выносливости). В дошкольном возрасте процесс воспитания физических способностей не должен являться специально направленным по отношению к каждому из них. Наоборот, на основе принципа гармонического развития следует так подбирать средства, менять деятельность по содержанию и характеру и регулировать направленность двигательной активности, чтобы обеспечивалось комплексное воспитание всех физических способностей.
Цели обучения.
1. развивать основные и важные двигательные навыки. В дошкольном возрасте освоение новых форм движений происходит достаточно легко и быстро благодаря высокой степени пластичности нервной системы. Формирование двигательных навыков происходит параллельно с физическим развитием. 2.
2. Развивается устойчивый интерес к спорту. Возраст ребенка наиболее благоприятен для развития устойчивого интереса к спорту. Однако при этом необходимо соблюдать ряд условий. Во-первых, необходимо обеспечить выполнимость задания. Успешное выполнение задания будет стимулировать ребенка к более высокому уровню активности. Постоянная оценка, внимание и поощрение выполненных заданий помогут развить положительную мотивацию к структурированной физической активности. В процессе занятий необходимо дать детям элементарные знания о спорте, развить их интеллектуальные способности, а значит, расширить их познавательные и умственные возможности.
Воспитательные задачи.
1. Воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости и др.).
2. Содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.
Оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, хотя и являются относительно самостоятельными, на самом деле теснейшим образом взаимосвязаны, а поэтому и решаться должны в обязательном единстве, в комплексе. Только в этом случае ребенок приобретает необходимую базу для дальнейшего всестороннего, не только физического, но и духовного развития.
Первые семь лет жизни ребенка - это период интенсивного развития всех органов и систем. Ребенок рождается с определенными наследственными биологическими характеристиками, в том числе с типовыми характеристиками основных нервных процессов (сила, осанка и подвижность). Однако эти характеристики являются лишь основой для дальнейшего развития тела и психики, и с первых месяцев жизни решающими факторами становятся окружение и воспитание ребенка. Поэтому очень важно создать условия и организовать воспитание таким образом, чтобы обеспечить ребенку жизнерадостность, положительное эмоциональное состояние и всестороннее развитие тела и психики.
Физическое воспитание благоприятствует и осуществлению эстетического воспитания. В процессе выполнения физических упражнений следует развивать способность воспринимать, испытывать эстетическое удовольствие, понимать и правильно оценивать красоту, изящество, выразительность движений. Дети также овладевают трудовыми навыками, связанными с оборудованием помещения (устройство ямы с песком для прыжков в длину, заливка катка и т. д.).
Для решения задачи физического воспитания дошкольников необходимо использовать: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и другие методы. Комплексное физическое воспитание требует комплексного использования всех методов, так как каждый из них по-своему влияет на организм человека.
Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, питания, сна и т. д.) являются предпосылкой для решения задач физического воспитания. Они повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм студента. Например, занятия физическими упражнениями лучше способствуют развитию скелетной и мышечной систем. Чистота помещений, спортивного инвентаря, игрушек, одежды и обуви предупреждает заболевания. Гигиенические факторы имеют самостоятельное значение: они способствуют нормальному функционированию всех органов и систем. Соблюдение строгого распорядка дня позволяет ребенку приучиться к организованности, дисциплине и т. д.
Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) усиливает положительное влияние физических упражнений на организм, и повышают работоспособность человека. В процессе занятий физическими упражнениями на воздухе при солнечных излучениях или в воде (плавание) возникает положительные эмоции, повышаются функциональные возможности отдельных органов и систем организма (больше потребляется кислорода, усиливается обмен веществ и т. д.). Кроме того, естественные силы природы могут использоваться и как самостоятельное средство. Вода применяется для очищения кожи, механического воздействия на тело человека. Воздух с лесов, садов, парков, содержащий особые вещества фитонциды, способствуют уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом, благотворно влияет на организм человека. Солнечные лучи способствуют отложению витамина Д под кожей, убивает различные микробы и охраняет человека от заболевания рахитом. Для разностороннего влияния на организм следует принимать, целесообразно сочетая, все естественные силы природы
Следовательно, можно полагать, что физические упражнения используются для решения задач физического воспитания, т. е. значительно повысят уровень и темп развития детей.