Лариса Шелудкова
Консультация логопеда «Ребёнок плохо говорит. Почему? Что делать?»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер.
Для нормального становления речевой деятельности необходимы определенные условия психического развития. Прежде всего, необходимо, чтобы у ребёнка :
• достигли определенной степени зрелости различные структуры головного мозга;
• правильно и координировано работали голосовые и дыхательные системы, органы артикуляции;
• были достаточно развиты слух и зрение, двигательные навыки, эмоции;
Публикация «Консультация логопеда „Ребёнок плохо говорит, Почему? Что делать?“» размещена в разделах
• формировалась потребность в общении.
Периодизация развития речи
(Нормативы речевого развития)
Первоначально ребёнок контактирует с окружающими используя экспрессивно – мимические средства, которые отражают его эмоциональное состояние. Этот способ общения сходен по значению с жестами. Отдельно или в сочетании с другими средствами он присутствует в общении в любом возрасте.
Изоляция ребёнка, дефицит эмоциональных контактов может порождать задержку в развитии и изменения личности.
Речь не развивается вне общения. Очень важно с первых дней жизни ребёнка все время говорить с ним, интонацией и ритмом выражать свое отношение, подкреплять речь улыбкой, хвалить его.
Предметно-действенные средства общения возникают в процессе совместной деятельности взрослого и ребёнка. Этот способ общения приглашает взрослого к контакту.
После года развитие речи идет стремительно. Ребёнок начинает овладевать элементами социально-бытовых навыков – проситься на горшок, поддерживать чашку или ложку и т. п. В эмоционально-значимой ситуации начинает выражать свои желания речевыми средствами. Если взрослые не поддерживают общения с ребёнком, то заглушается сама потребность в общении, задерживается развитие активной речи.
Речевое общение – высшая форма взаимодействия с людьми, - предполагает овладение языком. Именно речевое общение активизирует познавательные процессы, развивает эмоциональную сферу, нормализует поведение.
В четыре года фразовая речь ребенка включает предложения, состоящие из пяти-шести слов. В этом возрасте дети начинают сопровождать свою игру речью, что свидетельствует о формировании регулирующей функции. К пяти годам ребёнок полностью осваивает обиходный словарь. Его лексика обогащается синонимами, антонимами и т. д. Развитие любознательности заставляет ребенка ставить перед собой все более сложные вопросы, которые требуют ответа либо оценки его размышлений со стороны взрослого.
Отклонения речевого развития
Расстройства речи как нарушение социальной функции ограничивают, прежде всего, возможность адаптации человека. Речевые дефекты отражаются на общем развитии ребенка, на формировании психической деятельности, они ограничивают познавательные возможности и эмоциональные проявления, могут порождать нежелательные личностные качества и особенности поведения.
Проявления речевых нарушений
Нарушение звукопроизношения: неправильное артикулирование звуков, пропуски, замена звуков.
Нарушение слоговой структуры слова.
Лексические недостатки: бедный словарный запас, непонимание значения и смысла слова, нарушение вариативного использования слов.
Неправильное грамматическое оформления высказывания.
Нарушение связного высказывания (развертывания, планирования, прогнозирования высказывания и др.).
Мелодико-интонационные недостатки: отклонения в голосоподаче, нарушение силы, высоты, тембра голоса, нарушение выразительных средств устной речи.
Темпо-ритмические недостатки: ускоренный темп речи, замедленный темп речи, запинки, спотыкания, необоснованные остановки в речи.
Причина речевых нарушений
Органические нарушения возникают при поражении механизмов в центральной или периферической части речевого аппарата. Они могут быть обусловлены:
- недостаточной степенью зрелости коры головного мозга;
- отклонениями в строении и координированной работе голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции.
Причины: травмы, интоксикации, генетические, сосудистые заболевания, возникшие в период внутриутробного развития, в процессе родов, в младенческий и дошкольный возраст.
Функциональные нарушения возникают в следствие воздействия социальных причин: соматической ослабленности, педагогической запущенности, стрессов и психических заболеваний, социальной или эмоциональной депривации (при недостаточности эмоционального, речевого общения и контактов со взрослыми, особенно с матерью и близкими людьми).
Как оказать не говорящему ребёнку помощь
Большинство детей с речевыми расстройствами нуждаются в помощи специалистов разного профиля (невролога, психиатра, ортодонта, отоларинголога, психолога, логопеда).
От своевременно оказанной коррекционно-педагогической помощи во многом зависит развитие ребёнка в целом, раскрытие его потенциальных возможностей, а значит и выбор образовательного учреждения.
Не всегда удается сразу выявить причину, из-за которой задерживается появление речи, но определенные педагогические приемы могут оказаться действенными в любом случае.
Понимание речи
Развитие речи во многом зависит от того, насколько хорошо малыш понимает взрослого. Проверьте, может ли ребёнок выполнить инструкции:
- покажи зайчика, машину;
- обними маму;
- закрой глаза;
- возьми у меня карандаш и убери его в шкаф.
Развитие слухового внимания
С самого рождения человека окружает множество звуков, но младенец не способен их различать и оценивать. Это происходит со временем. Умение сосредотачиваться на звуках необходимо для того, чтобы слушать и понимать речь. Ребёнок должен научиться напрягать свой слух, улавливать и различать звуки, то есть у него должно сформироваться произвольное слуховое внимание.
Для развития слухового внимания хорошо иметь разнообразные музыкальные инструменты (колокольчики, погремушки, а также другие подручные шумящие предметы, которые можно использовать в следующих играх:
«Послушай как звучит». Исследовать вместе с детьми звуковую природу любых предметов (начиная с 2-3 и увеличивая до 7-10, Например, бросить, погреметь, постучать спичечным коробком, различными погремушками; пошуршать полиэтиленовым и бумажным пакетом; производить действия с колокольчиком и ключами, в результате чего сравнить разницу и т. п. Далее учить узнавать эти звуки на слух с закрытыми глазами. При этом ребенок должен удерживать в памяти предметы, как они звучат и что с ними делают.
«Тишина». Дети с закрытыми глазами слушают тишину, узнают и называют бытовые шумы (скрипит дверь, капает кран, тикают часы и др.).
«Шумящие коробочки». Вместе с детьми наполнить спичечные коробки различным материалом (песок, крупа, скрепки.) и греметь ими. При этом спичечные коробки можно обернуть цветной бумагой или наклеить на них узор для их различия. Затем узнавать их на слух. Для разнообразия игры можно иметь два идентичных набора коробочек. Взрослый берет коробочку из своего набора, трясет ее, ребенок внимательно слушает с закрытыми глазами. Потом перебирает коробки из своего набора, пока не найдет с таким же звуком. Подобное упражнение можно проводить с погремушками.
«Подбери картинку или игрушку». Логопед за ширмой издает звук предметом, а дети угадывают чем стучал, шуршал, гремел педагог и подбирают картинку или игрушку, а потом сверяют правильность ответа.
«Угадай мелодию». Логопед разбирает звуковую природу музыкальных игрушек и инструментов. Дети угадывают мелодию, напевают ее и определяют ее источник. Можно произвести за ширмой серию звуков, мелодий и предложить детям отгадать последовательность звучания.
«Жмурки». Водящему ребенку завязывают глаза и он должен поймать других детей, ориентируясь на хлопки или звон колокольчиков.
«Колокольчик». Ребенок должен отгадать с открытыми, а потом закрытыми глазами направление звона колокольчика (спереди, сзади сверху, снизу, сбоку, справа, слева) сидя на стуле с завязанными глазами. Можно изменять интенсивность звучания, предлагать другим детям звенеть в колокольчик.
«Голоса животных». Прослушать на аудиокассете голоса животных, птиц, насекомых и узнать их, определить последовательность голосов. Или логопед за экраном имитирует голоса животных, а дети их узнают и называют. Можно поменяться ролями, когда дети по одному имитируют голоса животного, а взрослый их узнает или предложить роль ведущего одному ребенку.
«Узнай свой голос». Записать на магнитофон голоса детей, а потом прослушав кассету, узнать свой голос, голоса друзей и знакомых, Это упражнение важно тем, что слышать собственный живой голос и свой голос на кассете не одно и тоже9 так как восприятие своего голоса идет через призму своих внутренних ощущений, вибраций и того шумового эффекта, который окружает ребенка в, данной ситуации.
Понимание речи зависит как от слухового внимания, так и от жизненного опыта.
Расширяйте кругозор ребёнка. Берите его с собой на прогулки, экскурсии, в поездки. Рассказывайте ему о том, что вы видите.
Возьмите за привычку комментировать все, что вы делаете. Мы сейчас оденемся. Как ты хорошо ешь кашу. Мы пойдем гулять, и т. п.
Речь появляется при общении
Многие родители, чтобы ребёнок скорее заговорил, пытаются дать ему словесный образец «Скажи – часы, скажи – ложка» - без устали обращаются к малышу взрослые.
К сожалению, у детей, с задержкой формирования речи это вызывает негативную реакцию. Первые слова появляются при общении взаимодействии со взрослым, при желании получить, что – либо, т. е. когда необходимо назвать предмет.
Отсутствие речи может раздражать самого ребёнка. Его не понимают, он капризничает, выражает недовольство и протест плачем, криком, отказом что – либо делать, прибегает к жестам. Не волнуйтесь: при появлении речи он станет жестикулировать меньше.
Формирование речи происходит прежде всего в диалоге. Постарайтесь, чтобы стечение обстоятельств жизни «спровоцировало» ребенка на высказывания на ответ. Поощряйте речевую реакцию ребенка в любом случае – как с правильным, так и с неправильным звуковым оформлением. Когда ребёнок затрудняется дать ответ, он может показать картинку.
1. Инсценировки.
Легче всего получить ответ при инсценировке песенок, стихов, диалогов, маленьких сказок.
Обязательно сопровождайте чтение стихотворения, пение песенки жестами, превращая это занятие в маленький спектакль.
Традиционные игры типа «Ладушки» побуждают ребёнка в след за взрослым изобразить ситуацию, а затем и подражать его речи. Имитация облегчается тем, что звукоподражательные слова не сложны для произнесения, т. к. обычно состоят из двух одинаковых слогов.
Говорите в присутствии малыша за разных зверюшек, имитируйте звуки издаваемые ими: гав-гав, мяу, ква-ква, произносите междометия, отражающие эмоциональные состояния: ай-ай-ай, ох!
Желательно создать игровую ситуацию, в которой ребёнку захочется повторить звукосочетание. Например, укладывайте куклу спать – бай-бай; кормите куклу – ням-ням; говорите по телефону – алло, динь-динь; играйте в прятки – ку-ку; с водой – кап-кап и т. п.
Хорошо, если ребёнок будет договаривать потешки: - Гуси – гуси! – Га-га-га! – Есть хотите? – Да-да-да!
2. Вопросы.
Их хорошо использовать во время режимных моментов, на прогулке, в совместной деятельности с ребёнком и т. п.
Серия вопросов, предполагающая два варианта ответа – «Да или нет».
- Хочешь есть? Давай играть? Тебе дать сок? Видишь машину? и т. д.
Вторая серия вопросов.
Ребенка вводят в ситуацию, когда реальные действия предполагают отрицательный ответ на вопрос. Например: Ты сидишь? (когда ребёнок идёт). Эти вопросы активизируют речемыслительные процессы, т. к. ставят малыша перед необходимостью проанализировать утверждение, содержащееся в вопросе.
Третья серия вопросов.
Кто это? Что это? Кто там пришел? Что тут растет? Кто идет?
Что делает мама? Что делает собака? Что делает кукла?
Где мама? Куда мы идем?
Эти вопросы задаются о людях, животных, предметах обихода, растениях, непосредственно наблюдаемых ребёнком.
Взрослый, принимая любой вариант ответа (в место дядя – дя, вместо дерева – веве, сам обязательно должен дать правильный.
Развитие ритмических способностей
Ребёнок в конце первого – начале второго года жизни с удовольствием слушает детские песенки и инсценировки детских сказок. Уже в этом возрасте можно приучать малыша слушать классическую музыку.
Чаще включайте музыку в детской комнате. Она может сопровождать любые занятия ребёнка, но позаботьтесь, чтобы звук был приглушенным.
Учите ребёнка воспроизводить мелодию (хлопками, постукиванием, пением).
Поощряйте движения под музыку.
Рисуйте узоры.
Вырезайте бумажные салфетки, снежинки.
Подбирайте рифмующие слова.
Развитие мелкой моторики
Мелкая моторика – точные движения пальцев рук – особенно тесно связанна с процессом формирования речи. Для развития мелкой моторики и зрительного восприятия, формирования пространственных представлений, обучения различению предметов по форме и цвету необходимы: кубики, конструкторы, мозаика, сборные игрушки, пирамидки, матрешки, головоломки, принадлежности для рисования и лепки.
Поощряйте занятия с этими играми и игрушками. Разучите с ребёнком упражнения специальной пальчиковой гимнастики.
Занимаясь с ребёнком самостоятельно, учитывайте его состояние и возможности (настроение, работоспособность, внимание, память).
Занятия должны быть частыми, но не продолжительными.