Галина Валентиновна Лемехова
Консультация учителя-логопеда для родителей детей с ОНР «Как помочь ребенку развить связную речь»
▼ Скачать +Заказ
Как помочь ребенку развить связную речь
/Консультация учителя-логопеда Лемеховой Г. В. для родителей детей с ОНР подготовительной к школе группы/
Развитие связной речи детей предполагает умение говорить развернутыми предложениями, точно формулировать мысли, выстраивать логически рассуждения. Без этого навыка становится невозможной успешная учеба в школе.
Публикация «Консультация учителя-логопеда для родителей детей с ОНР „Как помочь ребенку развить связную речь“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
ВАЖНО: развитие речи у ребенка идет только при живом общении. Телевизор, радио, компьютер – здесь не помощники.
Связная речь начинает развиваться в период с 3 лет, а наиболее активно ее формирование протекает в 5-7 лет.
ШАГ ЗА ШАГОМ (этапы развития речи у детей) :
1. С первых дней жизни до 1 года:
Именно речь взрослого является пусковым механизмом детской любознательности. Младенцу интересно именно то, на что взрослый обратил его внимание.
Что делать:
• С рождения разговаривайте с малышом, озвучивайте все свои действия и манипуляции с ребенком (пеленание, кормление, купание, сборы на прогулку.)
• Называя предметы, действия, улыбайтесь – формируйте положительные эмоции и поощряйте активность ребенка в познании мира. Говорите с ним как можно больше и с разными интонациями.
• Откажитесь от манеры сюсюканья и коверканья слов! Каждое слово называйте правильно.
• Играйте со звуковыми игрушками - это способствует развитию слуховой активности и сосредоточенности у детей.
• Не забывайте о пальчиковых играх («Ладушки», «Сорока-белобока», «Здравствуй, пальчик мой») – они прекрасно подходят для развития речи и мелкой моторики рук.
2. От 1 года до 2 лет:
Речь становится основным способом общения, постепенно вытесняя жесты и лепет. Малыш знает и понимает в 2-3 раза больше слов, чем умеет произнести.
Что делать:
• Продолжайте общаться и говорить! (причем правильно, ведь ваша речь – образец для ребенка)
• Называйте все, что видите вокруг на прогулке, комментируйте свои действия.
• Читайте книги с картинками, просите ребенка показать то, что вы назвали или прочитали.
• Пойте вместе с ребенком простые песенки, отстукивая их ритм.
• Читайте ребенку стихи (русские народные потешки) и сказки, в которых одинаковые слова и фразы повторяются несколько раз («Курочка Ряба», «Репка», «Колобок») пусть ребенок их после нескольких прочтений повторяет вместе с вами.
• Новые слова повторяйте многократно, быстрее и легче всего дети запоминают и повторяют слова из 1-2 слогов.
• Составьте для ребенка альбом с фотографиями предметов домашнего обихода, игрушек и одежды, хорошо ему знакомых; а также с фото различных действий его самого («ест», идет», «спит», «сидит»). Перелистывать такой альбом можно везде, тем самым ускоряя развитие речи ребенка.
• Учите малыша играть в простые сюжетные игры (кормим куклу, строим гараж) и озвучивать их.
• Пальчиковые игры - продолжаем играть!
3. С 2 до 3 лет:
Словарный запас ребенка (то, что он понимает) достигает уже 1000 слов. Малыш хочет все узнать и во всем разобраться сам. В речи есть не только слова, но и фразы. Дети говорят не только об окружающих их предметах и событиях, но и о том, что отсутствует в данный момент перед глазами. Дети учатся задавать вопросы, сравнивать предметы и явления, делать первые самостоятельные выводы. Они начинают учитывать комментарии взрослого на свою речь и поступки, понимают запрет или похвалу.
Что делать:
• Разговаривайте и читайте с ребенком. Не жалейте времени на объяснение того, что видит или о чем спрашивает кроха.
• На прогулке, показывая животных, птиц, дома, машины; читая книгу, показывая картинки, фото, задавайте ему вопросы: «Кто это?», «Что это?» и помогите ответить правильно( «Это кот»,«Это дом»)
• Просите ребенка рассказать, что он видит в данный момент, что делают члены его семьи, что он сам делал на прогулке…- хороший прием для развития связной речи.
• Учите ребенка отвечать на вопрос, который начинается со слова «Где?» Ответы будут содержать простые слова «там», «тут», например: «Где папа?» (он вышел на кухню) - «Папа там». «А мама где?» - «Мама тут».
• Давайте ребенку поручения из нескольких последовательных действий, например: «Возьми салфетку и вытри рот»…- это нужно для развития слухоречевой памяти и понимания речи.
• Поощряйте ребенка выражать свое согласие словами «могу» и «буду», а несогласие – словом «нет».
• Учите ребенка говорить слова-обобщения, например: «кошка, собака, корова – это животные, тарелка, вилка, чашка – это посуда…»
• Продолжайте петь песенки, играть с пальчиками, читать книги!
4. С 3 до 7 лет:
Происходят значительные изменения в речевом развитии детей : обогащается словарь, совершенствуется речевой слух, грамматический строй речи, связная речь становится логичной, последовательной, что позволяет дошкольникам более точно излагать свои мысли, более свободно общаться как со взрослыми, так и со сверстниками.
В детском саду детей обучают составлять рассказы-описания, рассказы по 1 сюжетной картинке, по серии сюжетных картин, по представлению (из собственной жизни, учат пересказывать тексты, вести диалог друг с другом.
Что делать родителям :
• На прогулке продолжать расширять словарь не только новыми названиями предметов, но и их деталями и частями. «Вот автомобиль, а что у него есть?» - «Руль, сидения, дверцы, колеса, мотор…», «А что есть у дерева?» - «Корень, ствол, ветки, листья.»
• При рассматривании какого-либо предмета задавайте ребенку наводящие вопросы : «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен? Каков он на ощупь (на вкус?.» этот прием помогает при составлении описательных рассказов.
• Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх, например: «Что бывает высоким?»-«Дом, дерево, человек». «А что выше-дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?» Аналогичные игры: «Что бывает широким? Белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?.»
• Научиться пересказывать детям помогает «отраженный пересказ», когда взрослый начинает фразу («Жили-были дед да…», а ребенок ее заканчивает («…баба», снова взрослый(«и была у них …», ребенок («…Курочка Ряба»).
• Далее переходите к пересказу по наводящим вопросам. Охотно дети пересказывают сюжеты любимых сказок, мультфильмов, кукольных спектаклей, цирковых представлений, когда их содержание захватывает детей эмоционально. Спрашивайте у детей по дороге из сада домой, что интересного сегодня было?
• В детских журналах часто печатаются серии сюжетных картинок. Вырежьте их, перемешайте, попросите ребенка правильно разложить и рассказать, что получилось.
• Предложите ребенку стать «ведущим ТВ-шоу», дайте ему в руки «микрофон» и попросите взять интервью у всех членов семьи. Перед интервью подскажите нужные вопросы, например: «Какой у тебя любимый фильм? Что ты любил есть в детстве?.»
• «Расскажи мне небылицу» по 2 любым предметным картинкам или игрушкам – этот прием хорошо развивает фантазию и связную речь.
• Перед сном читайте детям книги с уговором, что во сне им приснится новый конец прочитанной истории, который дети поутру вам расскажут.
• «Расскажи, чем закончилось»- этот прием эффективен при просмотре мультфильмов. Смотрите его вместе, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело и, уходя из комнаты, попросите ребенка рассказать пропущенное вами. И обязательно потом скажите «СПАСИБО!»
УДАЧИ И УСПЕХОВ, УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!