Анастасия Марьина
Консультация логопеда для педагогов ДОУ «Система работы по коррекции лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Освоение ребенком грамматического строя языка имеет большое значение, так как только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками.
Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка – является одной из основных задач коррекционного обучения детей с ОНР.
Формирование грамматически правильной речи осуществляется двумя путями: в обучении на занятиях и в воспитании грамматических навыков в повседневном общении.
Публикация «Консультация логопеда для педагогов ДОУ „Система работы по коррекции лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации логопеда для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Основой для проведения занятий по развитию речи служат постепенно расширяющиеся знания детей об окружающей жизни в соответствии с намеченной тематикой.
Занятия воспитателя предшествуют логопедическим занятиям, т. е. подготавливают к ним. Воспитатель проводит работу по накоплению, расширению и активизации словаря. В то время как логопед проводит работу с накопленным речевым материалом, но уже с применением специальных упражнений по словообразованию и словоизменению.
На следующем этапе работы воспитатель сосредоточивает свое внимание на закреплении достигнутых на занятиях логопеда результатов :
1. Игры на закрепление изученных грамматических категорий можно включать в занятия воспитателя по развитию речи, в логочасы.
2. Контроль за употреблением грамматических форм во время проведения режимных моментов, на занятиях по конструировании.
Формирование лексического запаса на занятиях осуществляется поэтапно:
1. Знакомство с изучаемым объектом (с его частями, назначением).
2. С помощью отчетливого образца речи воспитателя учатся понимать словесное обозначение этих явлений (работа над пассивным словарем).
3. Воспитатель организует речевую практику детей, в которой закрепляются словесные выражения.
Речевым навыкам предшествуют практические действия с предметами, т. е. ребенок должен иметь возможность не только увидеть предмет на картинке, но и потрогать его, совершить действия с игрушечным или реальным предметом.
Так как, у детей с ОНР, отмечаются замены слов на основе смыслового и визуального сходства объектов, то необходимо активно использовать сравнения предметов, выделять ведущие признаки предметов.
Порядок работы над предложными конструкциями.
1. Дети слушают, как говорит логопед. Он подчеркивает голосом формообразующий элемент (окончание) и сравнивает вновь образованную форму слов с начальной. Это способствует развитию у детей понимания нужной падежной формы.
2. Дети тренируется однословный ответ с утрированным произношением окончания. Упражнения проводятся в игровой форме и многократно.
Нельзя допускать механического заучивания падежных форм. Для этого, по возможности, надо меньше работать с изолированными словами, а как можно быстрее переходить к речевым упражнениям на разнообразном материале.
3. Использование различных видов речевых упражнений.
Эффективно заучивание наизусть словосочетания, фразы, содержащие форму проработанного падежа.
Необходимо в течение года многократно возвращаться к этой теме. Результаты логопедической работы зависят от количества тренировочных упражнений и умения их разнообразить. Следовательно, игр логопеда и воспитатели не дублируются.
Учитывая особенности внимания, мышления и восприятия детей с ОНР, а так же свойственные им речевые трудности на занятиях необходимо максимальное использование различных видов наглядности: предметы и объекты, игрушки, предметные и сюжетные картины, серии сюжетных картин, диафильмы, фотографии, иллюстрации, рисунки и пр. Однако кроме предметов, игрушек, картин, дети с ОНР нуждаются во вспомогательных наглядных средствах: схемах для составления рассказов, схемы предлогов, опорные картинки-сигналы, различные символы.
В процессе усвоения количества и счета учатся согласоваться в роде, числе, падеже сущ. с числительными. Воспитатель формирует умение детей образовывать сущ. в ед. и мн. числе. В процессе сравнения конкретных множеств дошкольники должны усвоить математические выражения: больше, меньше, поровну.
При знакомстве с величиной дети, устанавливая размерные отношения между предметами разной длины, высоты, учатся располагать предметы в возрастающем или у бывающем порядке и отражать порядок расположение в речи (шире-уже, самое широкое – самое узкое).
Учатся понимать и употреблять предлоги.
На занятиях по конструированию и изобразительной деятельности позволяют активизировать и обогащать словарь приставочными глаголами, предлогами и наречиями, прилагательными
При формировании у детей навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков и элементов труда целесообразно использовать различные речевые ситуации для работы по пониманию, усвоению и прочному закреплению соответствующей предметной и глагольной лексики.
В задачу воспитателя также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности в каждом периоде коррекционного процесса. Воспитатель наблюдает за проявлениями речевой активности детей, контролирует не только произношение поставленных звуков, но правильное употребление грамматических форм. В случае необходимости воспитатель исправляет речь ребенка. Исправляя ошибку, не следует повторять неверную форму или слово, необходимо дать речевой образец и предложить ребенку произнести слово правильно.
Важно, чтобы дети научились слышать грамматические и фонетические ошибки в своей речи и могли сами их исправить. Для этого необходимо привлекать внимание к своей речи. Побуждать к самостоятельному исправлению ошибок. Если диалог педагога с ребенком носит эмоциональный характер, не всегда целесообразно прервать ребенка для исправления ошибок, предпочтительно использовать «отсроченное исправление». Речь педагога должна быть четкой, внятной, хорошо интонированной.
Результаты логопедической работы зависят от количества тренировочных упражнений и умения их разнообразить.