Ольга Чикарова
Консультация «Кризисы трех и семи лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Кризис трех лет
Все вы знаете, что к трем годам у малыша появляются желания, которые противоречат желаниям взрослого. Говоря о ребенке данного поколения, стоит обратить внимания, что противоречащие желания начинают появляться уже к 2 – 2,5 годам. Кризис трех лет, смещается, хотим мы этого или нет. Устойчивое «Я хочу» и не возможность действовать методом переключения, мы наблюдаем уже в 2,5 года.
По каким симптомам возможно определить кризис трех лет? О таких симптомах писал Лев Семенович Выготский. Назвав их «соцветием» кризисных симптомов :
Публикация «Консультация „Кризисы трех и семи лет“» размещена в разделах
- негативизм (желание делать все наоборот)
- упрямство (не желание изменять первичное решение ребенка)
- строптивость (протест направлен не на взрослого, а против образа жизни)
- своеволие (ребенок проявляет самостоятельность там, где ещё мало что умеет)
- бунт против окружающих (открытый конфликт со взрослыми)
- обесценивание ребенком личности близких (обзывательства значимых взрослых)
- стремление к деспотическому подавлению окружающих (все желания ребенка должны удовлетворяться)
Действительно, не у всех детей обнаруживаются негативные формы поведения. По этой причине Мая Ивановна Лисина выделила объективный и субъективный кризис. Где субъективный кризис – это конкретная картина поведения ребенка, объективный кризис – обязательный и закономерный этап развития ребенка. В связи с этим говорить категорично, что у всех детей проявляется кризис трех лет ни стоит. А вот то, что появляются личностные образования в этот период можно.
Д. Б. Эльконин определяет новообразование кризиса трех лет как личное действие и сознание «Я сам». Конфликт ребенка со взрослым отделяет первого от него. Таким образом ребенок заново знакомиться с собой и вступает в мир взрослого. Татьяна Викторовна Ермолова, в своей работе пишет: «…ребенок начинает видеть себя, через призму своих достижений, признанных и оцененных другими людьми».
Действительно, маленькому трехлетнему чуду, очень важна похвала значимого для него взрослого, поэтому, хвалить ребенка обязательно ни только родителям, но и тем, кто рядом с ним, когда его нет дома. То есть нам, в процессе взаимодействия (прогулка, свободная и учебная деятельность).
Кризис семи лет
К концу дошкольного периода, родитель замечает смену поведения у своего ребенка. Вроде он такой же как всегда, но что-то в нем ни так. Лев Семенович Выготский, суть этих изменений описывал как утрату детской непосредственности. Искусственное, манерное, натянутое поведение малыша является наиболее очевидным проявлением потери непосредственности. Что же происходит с дошкольником? Дело в том, что в его детскость вклинивается интеллектуальный момент. Если раньше, ребенок, улыбаясь и паясничая не задумывался о том, как он выглядит и действовал не по привычки, то к семи годам он начинает уже своё поведение проявлять по схеме, которая была ранее. Действие интеллектуализируются, опосредуются представлениями и знаниями о том, как надо.
Катерина Николаевна Поливанова в своих исследованиях пишет, что ребенок перестает реагировать на просты просьбы или замечания. Делает вид, что не слышит их. Происходит нарушение режимных моментов, ребенок может начать отказываться чистить зубы, вовремя обедать, в то время как раньше он полностью соответствовал ожиданиям родителей. У детей появляется интерес к внешнему виду. Придирчива в одежде, спорят в процессе покупок. Часто отвергают то, что предлагают купить родители. В периоде кризиса семи лет, можно часто слышать «я не маленький».
Вся симптоматика центрируются вокруг обычных бытовых проблем, установленных родителями. Наступает период, когда ребенок сам хотел бы устанавливать границы. В данной ситуации необходимо направлять ребенка в нужное русло. Ребенок начинает осознавать наличие правил в социуме. Он пробует взять на себя новые обязанности и занять новую позицию.
Итог:
Дети 2,5-3 лет, так же, как и маленькие реагируют на голос, интонацию. Все плохое настроение остается дома, на работе мы улыбаемся и всем рады, тем более детям. Мягкий тон, спокойная речь, обращенная к ребенку, гармонично воздействует на него.
1. С ребенком дошкольного возраста стоит разговаривать на уровне его глаз. Присядьте, если хотите обратиться к малышу.
2. Дети не понимают вопросов: «Посмотри, что ты натворил! Как ты мог?». Уверяю Вас, он не понимает, как он мог. Он просто взял и сделал, особенно трех летка, который изучает этот мир.
3. Детей подготовительной группы стоит чаще хвалить, не повышать голоса. Они искренно верят, что уже совсем большие. Давать им побольше заданий, где бы они могли оказать Вам помощь. Я не могу сказать, что есть идеальный рецепт по воспитанию детей в кризисной период. Но одно знаю точно. Терпения и душевное расположение всегда помогает в кризисный момент.