Получи документы

Консультация «Коррекционные возможности логопедической ритмики.»

Самохина Алеся
Консультация «Коррекционные возможности логопедической ритмики.»
▼ Скачать + Заказать документы

Движение как результат воздействия механической энергии на организм человека применялось в качестве профилактического и лечебного средства издревле, еще во времена зарождения медицины.

Лечение посредством движения предполагает использование всех его видов и форм в качестве лечебного фактора. Болгарские ученые Л. Бонев, П. Слынчев, Ст. Банков предлагают для обозначения данного вида терапии термин «кинезитерапия» — как наиболее общее определение применения различных форм движения, двигательной активности и естественных моторных функций человека. Кинезитерапия относится ими к группе неспецифически действующих терапевтических факторов. Различные формы и средства движений изменяют общую реактивность организма, повышают его неспецифическую устойчивость, разрушают патологические динамические стереотипы, возникающие в результате болезни, и создают новые, обеспечивающие необходимую адаптацию.

Публикация «Консультация „Коррекционные возможности логопедической ритмики,“» размещена в разделах

Частью кинезитерапии является лечебная ритмика. Ее задача состоит в том, чтобы с помощью системы физических упражнений под музыку развить чувство ритма и использовать его в лечебно-коррекционных целях. Составным звеном ее является логопедическая ритмика.

Э. Килинска-Эвертовска определяет логоритмику в широком значении слова как систему музыкально-двигательных упражнений, осуществляемых для нужд коррекционной логопедии. Логоритмика, несмотря на свою организованную систему, является лишь дополнением к системе логопедических занятий, поскольку логоритмические упражнения всегда подчинены целям логопедии. А. Розенталь считает, что логоритмика — новый способ коррекции речи, опирающийся на сочетание музыкального ритма с применением слова.

Значение ритмического и логоритмического воздействия на людей подчеркивали многие исследователи. Так, В. М. Бехтерев выделял следующие цели ритмического воспитания : выявить ритмические рефлексы, приспособить организм ребенка отвечать на определенные раздражители (слуховые и зрительные, установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных детей и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. В. А. Гиляровский писал, что логопедическая ритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, на настроение, она способствует тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активированию коры.

Е. В. Чаянова, Е. В. Конорова считали, что логопедическая ритмика развивает внимание (его концентрацию, объем, устойчивость, распределение, память (зрительную, слуховую, моторную, логическую, комплексную). В. А. Гринер и немецкие исследователи К. Колер (Cr. Kohler, К. Швабе (Chr. Schwabe) указывали, что логопедическая ритмика может быть использована как психотерапевтический метод (коллективно-психологический метод, музыкотерапия). О необходимости применения логопедической ритмики в процессе коррекции речи людей писали В. А. Гринер, Н. С. Самойленко, Н. А. Власова, Д. С. Озерецковский, Ю. А. Флоренская. Они подчеркивали общепедагогическое значение ритма, влияние его на различные болезненные отклонения в психофизической сфере индивида, указывали, что логопедическая ритмика воздействует на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание человека.

Г. А. Волкова определяет логопедическую ритмику как часть лечебной ритмики, базирующейся на использовании связи слова, музыки и движения. В настоящее время логопедическая ритмика является, во-первых, своеобразной формой активной терапии и, во-вторых, средством воздействия в комплексе методик. Первое понимание логопедической ритмики основано на сочетании слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними. Второе понимание логопедической ритмики обусловливает включение ее в любую реабилитационную методику воспитания, обучения и лечения людей с различными аномалиями развития и нарушения речи.

В результате решения оздоровительных задач у людей с речевыми нарушениями укрепляется костно-мышечный аппарат, развиваются дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывается чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений.

Осуществление образовательных задач способствует формированию двигательных навыков и умений, пространственных представлении и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов; развитию ловкости, силы, выносливости, переключаемости, координации движений, организаторских способностей. При реализации образовательных задач люди с речевой патологией усваивают теоретические знания в области метроритмики, музыкальной культуры, музыкального восприятия и впечатлительности.

Решение воспитательных задач содействует умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию людей с речевой патологией. Решение воспитательных задач содействует:

1) развитию чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;

2) развитию способности восприятия музыкальных образов и умению ритмично, выразительно двигаться в соответствии сданным образом, т. е. умению перевоплощаться, проявлять художественно-творческие способности;

3) воспитанию положительных личностных качеств, чувства коллективизма, обучению правилам в различных видах деятельности и др.

В коррекционном обучении и воспитании на логоритмических занятиях используются наглядные, словесные и практические методы.

Наглядные методы обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений. Каждый метод имеет целый комплекс разнообразных приемов, которые объединяются общностью задачи и единым подходом к ее решению. В процессе обучения двигательным действиям методические приемы отбираются с учетом степени усвоения двигательного материала, общего развития детей и взрослых, их физического состояния, возрастных и типологических особенностей.

Так, при обучении движению используются различные приемы:

а) наглядно-зрительные — показ педагогом образца движения или его отдельных двигательных элементов; подражание образцам окружающей жизни; использование зрительных ориентиров при преодолении пространства, наглядных пособий (кинофильмов, фотографий, телепередач, картин и т. п.);

б) тактильно-мышечные — включение в двигательную деятельность различных пособий. Например, при ходьбе на пути ставятся воротца-дуги: чтобы их перешагнуть, надо высоко поднять ногу.

Инструкция «не задеть воротца» связывается в сознании пациента с костно-мышечным ощущением при совершении ошибки. И если воротца задеваются, то пациент сам определяет неправильность своего движения. Тактильно-мышечная наглядность выражается также в непосредственной помощи педагога, уточняющего положение отдельных частей тела занимающегося, например, педагог выпрямляет осанку прикосновением руки;

в) наглядно-слуховые — звуковая регуляция движений. Лучшей слуховой наглядностью является инструментальная музыка или песня. Для регуляции движений могут служить народные прибаутки, стихотворения в форме двух-четырехстиший, звуки бубна, колокольчика и т. п.

Словесные методы обращены к сознанию занимающегося, они помогают осмысливать поставленную задачу и сознательно выполнять двигательные упражнения.

При словесном методе используются следующие приемы:

1) краткое объяснение новых движений с опорой на имеющийся жизненный опыт и представления занимающегося;

2) пояснение, сопровождающее конкретный показ движения или уточняющее его отдельные элементы;

3) указание, необходимое при воспроизведении показанного педагогом движения или при самостоятельном выполнении упражнений занимающимися;

4) беседа при введении новых упражнений и подвижных игр, когда требуется разъяснить двигательные действия, уточнить сюжет подвижной игры и т. д. ;

5) вопросы занимающемуся до выполнения им движения для осознания последовательности действий или проверки его представлений об образах сюжетной подвижной игры, уточнения правил, игровых действий и т. п. ;

6) команды, распоряжения и сигналы, требующие от педагога различной интонации и динамики. В качестве команд, сигналов можно использовать считалки, игровые зачины, которыми так богато русское народное творчество;

7) образный сюжетный рассказ, служащий для развития выразительности движений и лучшего перевоплощения в игровой образ. Сюжетный рассказ в полторы-две минуты вызывает у занимающихся воссоздающее воображение, способствует зрительному восприятию всей ситуации, стимулирует эмоциональное воспроизведение;

8) словесная инструкция, с помощью которой происходит оживление следов прежних впечатлений в новых сочетаниях и комбинациях, возникает возможность с помощью словесных указаний и объяснений образовать новые временные связи, сформировать новые знания и умения.

Формирование двигательных навыков у ребенка зависит от степени осознания им содержания и структуры упражнения.

Практические методы обеспечивают действенную проверку правильности восприятия движения на собственных мышечно-моторных ощущениях. Разновидностями являются игровой и соревновательный методы.

Игровой — близкий к игровой деятельности детей дошкольного возраста, наиболее специфичный и эмоционально-эффективный, учитывает элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления; дает возможность совершенствовать разнообразные двигательные навыки, развивает самостоятельность движений, быстроту ответной реакции на изменяющиеся условия, развивает творческую инициативу на логоритмических занятиях.

Соревновательный — используется для совершенствования уже отработанных двигательных навыков, чувства коллективизма. При правильном руководстве соревнование может быть использовано как воспитательное средство для совершенствования двигательных навыков, воспитания морально-волевых черт личности.

Приемы, относящиеся к практическому методу, связаны с наглядностью и словом. Педагог регламентирует весь процесс обучения в соответствии с задачами, содержанием, структурой занятия. Он демонстрирует упражнения, отдельные роли в подвижных играх, роли водящего; показывает, кто лучше и правильнее выполняет задание; выступает в роли судьи, капитана команды.

Г. А. Волкова в учебном пособии «Логопедическая ритмика» выделяет следующие средства логопедической ритмики :

­ ходьба и маршировка в различных направлениях;

­ упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции;

­ упражнения, регулирующие мышечный тонус;

­ упражнения, активизирующие внимание;

­ счетные упражнения;

­ речевые упражнения без музыкального сопровождения;

­ упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра;

­ упражнения, формирующие чувства музыкального темпа;

­ ритмические упражнения;

­ пение;

­ упражнения в игре на детских музыкальных инструментах;

­ самостоятельная музыкальная деятельность детей с речевыми нарушениями;

­ игровая деятельность;

­ упражнения на развитие творческой инициативы;

­ заключительные упражнения.

Публикации по теме:

Использование метода фонетической ритмики при формировании и коррекции речи у дошкольников. Конспект НОД «В весеннем лесу» Конспект НОД по теме: «В весеннем лесу». Образовательная область: «Речевое развитие». Интеграция образовательных областей: «Познавательное.

Консультация для педагогов. Коррекционные технологии в системе здоровьесберегающей работы с детьми в ДОУ. Коррекционные технологии в системе здоровьесберегающей работы с детьми в ДОУ (музыка, цвет, психогимнастика) Дошкольный возраст обоснованно.

Консультация для педагогов «Тестопластика в коррекционно-логопедической работе» Тестопластика в коррекционно – логопедической работе При осуществлении коррекционно-логопедической работы со старшими дошкольниками с ОНР.

Консультация для родителей «Возможности использования интерактивной доски с детьми дошкольного возраста»Консультация для родителей «Возможности использования интерактивной доски с детьми дошкольного возраста» Интерактивная доска - универсальный инструмент, позволяющий сделать занятия с детьми дошкольного возраста более интересными, наглядными.

Консультация на тему «Возможности пескотерапии для развития ребёнка». Всем людям с детства хорошо знаком песок, и кажется абсолютно простым и понятным. Однако, на самом деле это удивительный и таинственный.

Коррекционные игры Коррекционные игры и упражнения для детей с преобладанием холерического и сангвинического темперамента «Море волнуется» (произвольность.

Коррекционные технологии в работе с детьми дошкольного возраста. В работе с детьми дошкольного возраста различают несколько видов коррекционных технологий: 1. Артикуляционная гимнастика 2. Технологии музыкального.

Коррекционные темы ТЕМА: «ФРУКТЫ». ДЕТИ ДОЛЖНЫ УСВОИТЬ: названия основных фруктов, их цвет, форму и вкус; обобщающее слово фрукты, где растут. ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ.

Коррекционные занятия по формированию осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения У детей с нарушением зрения 5-7 лет взаимодействие двух операций - зрение, осязание затруднено. Даже при нормальном зрении сформировать.

Основные задачи курса ритмики и основ хореографии для студентов музыкально-педагогических училищ Задачи курса ритмики и основ хореографии для студентов музыкально-педагогических училищ Музыкальная подготовка будущих специалистов для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Коррекционные возможности логопедической ритмики.»
Опубликовано: 5 декабря 2016 в 17:31
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Коррекционные возможности логопедической ритмики.»» (включая файлы) размещена пользователем Самохина Алеся (УИ 324584) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД