Татьяна Рыбакова
Основные задачи курса ритмики и основ хореографии для студентов музыкально-педагогических училищ
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи курса ритмики и основ хореографии
для студентов музыкально-педагогических училищ
Музыкальная подготовка будущих специалистов для дошкольных учреждений, предусмотренная программой музыкально-педагогического училища, охватывает широкий круг предметов. Один из них – ритмика и основы хореографии.
Публикация «Основные задачи курса ритмики и основ хореографии для студентов музыкально-педагогических училищ» размещена в разделах
- Профессиональное педагогическое образование, студенты
- Работа музыкального руководителя
- Ритмика и ритмопластика
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
Не следует путать предметы ритмика и хореография – это два самостоятельных предмета, их объединяет двигательная основа и взаимосвязь с музыкой. Каждый из них имеет самостоятельное значение и отличается специфическими особенностями.
Хореография связана с искусством танца во всех его разновидностях (изучаются основы народного и бального танца в определенной системе, проводятся тренировочные упражнения классической системы танца).
В курсе ритмики и основ хореографии используются отдельные танцевальные элементы, разучиваются несложные детские танцы, изучаются элементы классического и народно-сценического танца. Следовательно, танец входит в ритмику, но он связан в основном с изучением детского репертуара. В ритмике используются движения из области сюжетно-образной драматизации.
Основные программные требования курса ритмики и основ хореографии включают работу над двумя видами навыков – музыкально-ритмическими и навыками выразительного движения.
Музыкально-ритмические навыки, связанные с передачей в движении средств музыкальной выразительности, доминирующих в том или ином произведении, составляют своеобразную основу ритмики и сближают этот предмет с теорией музыки, помогают установить межпредметные связи с хоровым пением, дирижированием, обучением игре на музыкальных инструментах, методикой музыкального воспитания
Вся система ритмического воспитания исходит из эмоционольно-целостного восприятия музыкальных произведений. Дифференцирование отдельных средств музыкальной выразительности происходит в учебных целях и способствует более тонкому их слышанию и различению. Намечается направление всей ритмической работы от целостного восприятия музыки к более дифференцированному и затем возвращение к целостному восприятию, связанному с выразительно-образным движением. Через движение имеется возможность полнее раскрыть музыкальные образы, показать их в определенном развитии. Подчеркивается ведущая роль музыки во всех музыкально-ритмических упражнениях, указывается на необходимость органической взаимосвязи движений с музыкой.
Музыкально-ритмические навыки распределены по нескольким основным разделам :
-Характер музыкального произведения, темп и динамические оттенки,
-Форма музыкального произведения,
-Метроритм, его выразительное значение и отражение в движении.
Специфика ритмики потребовала строить работу по концентрическому методу: все разделы изучаются в течение 3-4 месяцев на более простом материале, а затем педагог должен возвращаться к этим разделам, используя более сложные музыкальные произведения, работая над музыкально-ритмическими упражнениями, композиционно более развернутыми, отличающимися разнообразием движений. Таким образом, учитывается основной принцип обучения : от простого к сложному. Благодаря концентрическому методу большинство уроков ритмики носят комплексный характер и включают материал разных разделов.
Так, в первой части урока проводятся упражнения, направленные на тренировку и совершенствование двигательных навыков на основе восприятия музыки. Именно в самом начале урока разучиваются, отрабатываются, закрепляются те движения, на которых затем строятся упражнения с музыкальными заданиями, развивающие музыкально-ритмические навыки. Эти движения входят и в детский репертуар, и в отдельные творческие задания, которым отводится место в последней части урока. Упражнения, связанные с работой над качеством движений (из области физкультуры, танца, сюжетно-образной драматизации, дают хорошую нагрузку на мышечный аппарат в самом начале урока, делают тело более гибким и податливым для сложных заданий, связанных с созданием развернутых музыкально-двигательных образов. В первой части урока изучаются и гимнастические комплексы под музыку.
Во вторую часть урока включаются разнообразные упражнения с музыкальными заданиями, связанные с музыкально-ритмическими навыками. Учащиеся анализируют форму музыкальных произведений, определяют размер незнакомых произведений, дирижируют вместе и поочередно, осваивают упражнения с более сложными композиционными построениями, проходят ритмические рисунки различной сложности. Основой для этюда служит законченное музыкальное произведение с развернутым эмоциональным содержанием, в котором необходимо более детально отразить всю нюансировку, тонко подчеркнуть особенности средств музыкальной выразительности.
В третьей части урока ритмики изучается детский репертуар (музыкальные игры, хороводы, танцы, проводятся упражнения со скакалками, с мячами. Также включаются творческие задания, постепенно подводящие учащихся к навыкам самостоятельной работы (инсценировка песен, составление несложных танцев, вариантов игр и упражнений. Эти задания развивают у учащихся воображение и фантазию, воспитывают активность и инициативу, приобщают к творческой работе.
Данная структура урока ритмики ставит задачу приблизить его к построению наиболее типичных музыкальных занятий в детском саду. Так, в начале музыкального занятия также проводятся разнообразные упражнения в целях совершенствования различных видов движений. Многие упражнения носят подготовительный характер, они помогают выработать навыки выразительного движения, которые входят в ту или иную игру, пляску, творческое задание при проведении в конце занятия.
В целях улучшения практической подготовки учащихся в перечень навыков выразительного движения включены: в основные движения – спортивная, торжественная ходьба, поскоки с продвижением вперед, на месте и при кружении, прыжки легкие и высокие на двух ногах, на одной ноге, со сменой ног. Уделено большое внимание упражнениям на напряжение и расслабление мышц рук (плавным, мягким и маховым). Расширен круг упражнений с предметами: кроме мячей, флажков, лент, обручей, предлагаются скакалки, палки. Задания с предметами представляют большой интерес для ритмической тренировки, они хорошо развивают учащихся, вносят оживление в урок. Особое внимание уделяется упражнениям и играм с мячами. Мяч требует от учащихся ловкости, быстроты реакции, помогает развивать чувство коллективизма (все действия участников игры тесно взаимосвязаны). Учащиеся должны очень внимательно вслушиваться в музыку, чтобы бросить мяч вовремя, в соответствии с сильной долей такта того или иного размера, акцентами музыкальных произведений, различных по характеру и темпу.
C целью приближения к программным требованиям детского сада танцевальные элементы изучаются в определенной последовательности. Так, приставной шаг подготавливает к исполнению бокового галопа, шаг польки разучивается быстрее и легче после освоения переменного шага. Расширенно изучается круг элементов русского и украинского народного танца (включены ковырялочка, веревочка, полуприсядка, припадание, па-де-баск, багунец, голубцы).
Эти танцевальные элементы необходимо рассматривать, осваивать, повторять и закреплять с учащимися на уроках ритмики и основах хореографии под углом зрения методики разучивания с детьми. Учащиеся должны находить оттенки танцевальных движений, отражающие характер музыки и ее эмоциональное содержание. На уроках ритмики они должны научиться исполнять детские пляски выразительно и непринужденно, составлять комбинации из танцевальных движений, придумывать новые.
Также большое внимание уделяется разделу сюжетно-образной драматизации. Учащиеся должны исполнять образные движения в соответствии с характером музыки и другими средствами музыкальной выразительности, исходя из музыкальных образов (передавать повадки животных, птиц, трудовые действия, движения физкультурников, воинов, передвижение различного транспорта и т. д., выполнять роли сказочных персонажей, составлять этюды на сюжетно-образные движения, инсценировать песни.
Предусмотрен материал для развития танцевально-игрового творчества. Такие задания учат студентов комбинировать разнообразные танцевальные элементы (игровое упражнение «Зеркало» на р. н. м. «Танцуй, как я!» обр. В. Золотарева); создавать выразительные образы зверей (игра «Звери в лесу» на муз. Т. Манукян); инсценировать песни («Котик и козлик» на муз. Е. Тиличеевой).
Комплексное включение в работу всех разделов способствует усилению профессиональной направленности курса ритмики и основ хореографии, углублению практической подготовки будущих музыкальных руководителей детского сада.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники :
1. Буренина А. И. Ритмическая пластика для дошкольников. СПб., ЛОИУУ, 1994.
2. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. «Музыкальная палитра»,СПб. ,2012.
3. Ветлугина Н. Методика музыкального воспитания в детском саду. М., 1982.
4. Зимина А. Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. М., 2010.
5. Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. Вып. 1, 2. М., 1973.
6. Лифиц И., Крупочкин А. Программа педагогических училищ. Ритмика и Хореография. М., 1985.
7. Лифиц И. Ритмика. Учебное пособие. М., 1999.
8. Бекина С. И., Ломова Т., Соковнина Е. Музыка и движение. М., 1981, 1983, 1984.
9. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. М., 1991.
10. Музыкально-ритмические движения в детском саду. М., 1991.
11. Руднева С., Фиш Э., Музыкальное движение. 2-издание, переработанное. СПБ., 2000.
12. Теплов Б. Сюжетные танцы. М. ,1968.
13. Утренняя гимнастика под музыку. М., 1984.
14. Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. М., 1989.
15. Франио Г., Лифиц И. Методическое пособие по ритмике. М. ,1987.
16. Сауко Т. Н., Буренина А. И. Топ-хлоп, малыши. СПб., 2001.
Дополнительные источники:
1. Алиев Ю. Методика музыкального воспитания детей от детского сада к начальной школе. Воронеж, 1998.
2. Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. М. ,1979.
3. Кудряков В. Приглашаем танцевать. М., 1982.
4. Ветлугина Н., Дзержинская И., Ломова Т. М., 1980, 1983.
5. Музыкальное движение : вчера, сегодня, завтра. Научно-практическая конференция с международным участием. 29.06-01.07.1998.
6. Ротерс Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика. М., 1989.
7. Тарасов Н. Классический танец. М., 1971.
8. Шушкина З. Ритмика. М., 1967.
9. Яновская В. Ритмика. М., 1979.
10. Картушина М. Ю. Мы играем, рисуем и поём. М., 2010.