Кельдихан Атуова
Консультация для воспитателей «Комнатные растения в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
«Комнатные растения в детском саду»
Как ничто другое, комнатные растения вносят в убранство группы детского сада, весенние мотивы, смягчая стандарты. Прямо-таки преображая любой интерьер.
Публикация «Консультация для воспитателей „Комнатные растения в детском саду“» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Консультации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Комнатные растения не только радуют своей красотой, но и очищают воздух в группе от пыли и грязи, обогащают его кислородом, насыщают
приятными ароматическими веществами, благоприятно влияющими
на жизнедеятельность и психику ребёнка.
Ведь человек издревле ощущал потребность в общении с природой и всегда
чувствовал себя её частичкой. Поэтому вполне понятна его тяга к ней и в
настоящее время. При желании у каждого воспитателя есть возможность
создать чудесный райский сад в группе, который постоянно, в любую
минуту, будет очаровывать своей неповторимой красотой. Комнатные
растения в группе – зелёная лаборатория, в которой наши дети, ближе
знакомятся с живой природой, приобретают много полезных знаний и
навыков.
Когда-то один наш предок догадался положить семя не на поле, а в горшок
с землёй. Другой сообразил проделать отверствие в дне посуды. С той
неведомой поры комнатные растения буквально корнями вросли в
человеческую цивилизацию.
Символом жизненной устойчивости, домовитости, основательности
считались комнатные растения в российских городах и поселениях. В
середине прошлого столетия исключительно популярными были яркие
герани,
фуксии,
роскошные
бархатистые
глоксинии,
колокольчики, статные кусты китайских розанов, душистого жасмина.
Тогда же всеобщими любимицами стали лиственные бегонии.
А в наше время и в детском саду уже никого не удивишь обильно
цветущими зигокактусами даже зимой, вьющим по стенам плющом, даже
иной раз можно встретить зреющие зёрна на кофейном деревце.
И всё же воспитатель должен уметь правильно подобрать комнатные
растения для уголка природы в детском саду. Уход и наблюдения
дошкольников за комнатными растениями дают возможность педагогам
решать воспитательные и образовательные задачи. Растения должны быть
неприхотливыми в уходе, не ядовитыми не очень громоздкими, чтобы детям
было легче за ними ухаживать.
В младшей группе
желательно иметь два растения одного вида,
различающихся по величине или окраске цветов (например, бегония высокая
и низкая). Бальзамин султанский или огонёк. Это растение неприхотливое,
легко размножается черенками. Нуждается в хорошем освещении.
Бегония всегда цветущая. Родина – тропические леса острова Ява. Тоже
нуждается в хорошем освещении.
Фикус, или каучуковое дерево. Родина – Индия. Этому растению нужен свет,
а зимой прохладная температура (9-12 градусов).
Колеус, или крапивка. Чем ярче свет, тем пестрее окраска листьев. Следует
опрыскивать ежедневно и зимой и летом. Особенно,влаголюбивые, такие, как
традесканция, циперус.
Амариллис – зимой хранят в тёмном, но прохладном месте. В конце января
вносят в комнату. Цветёт в феврале-марте.
Пеларгония зональная или герань цветущая. Цветёт в солнечной комнате
круглый год. Зимой нуждается в прохладной температуре и хорошем
освещении.
Детей младшей группы можно привлекать к играм, закрепляющим
представление о растениях. Например, такие как покажи мишке, какие
растения у нас расцвели; найди растение с душистыми листьями, с
длинными, как лента, и т. д. В результате, ребёнок учится отличать части
растения : цветы, листья, замечать их величину и форму, окраску, запах
листьев и цветов.
Средняя группа.
1. Традесканция зелёная, или свисающая являются отличными декоративными
растениями. Их часто можно использовать для украшения группы,
аквариума, сервировки стола.
2. Зефирантес (выскочка) – луковичное растение. Цветёт в зависимости от
того, когда высажена луковичка.
Дети средней группы могут ежедневно выполнять индивидуальные
поручения. Воспитатель учит их на ощупь отличать нужную температуру
воды для поливки растений, сухую и влажную землю, а также аккуратно
убирать рабочее место.
Старшая группа.
В старшей группе уход за комнатными растениями усложняется. Дети
узнают новые качества растений, их связь с окружающей средой, например,
влияние света и подкормки на рост и цветение растения. Это хорошо видно
на традесканции, колеусе, кислицекомнатной, циперусе.
Наблюдая и помогая взрослым в пересадке комнатных растений, дети
знакомятся с их корневой системой, узнают, что корни бывают длинные и
короткие, толстые и тонкие, расположены близко к поверхности или глубоко
уходящие в землю. Так, стержневой корень имеют пальма, драцена, фикус;
мочковые корни у амариллиса, выскочки, кринума. Отсюда дети делают
вывод, на какую глубину можно рыхлить почву у того или иного растения и
как часто поливать.
При коллективном и индивидуальном наблюдении, при сравнении
растений вопросы к детям усложняются:
1. Как изменяется окраска листьев колеуса, традесканции, цветов огонька и
бегонии, постоянно цветущей при разном освещении?
2. Сравнить два-три разных вида бегонии и сказать, что у них общего (Рекс,
древовидная, металлическая).
3. Проверьте, от какого из трёх растений традесканция, хлорофитум, огонёк
черенок, скорее всего, приживётся, т. е. даёт корни.
4. Посмотрите на цветущий огонё к: от какого лепестка отходит шпорца
(хвостик) – от наружного или внутреннего?
Кроме ухода за растениями, дети могут вырастить из семян некоторые
комнатные растения, такие как, лимон, апельсин, инжир, пальму, хурму и
даже овощное растение – комнатный перец. Поэтому нужно иметь в запасе
эти растения, учить детей собирать их, хранить и наблюдать за всходами и
зарисовывать свои наблюдения.
В старшей группе к растениям подходит комнатныйклён и гемантус. Дети
старшей группы должны знать основные этапы ухода за растениями;
поливку, опрыскивание, подвязку, рыхление, а весной вместе с воспитателем
уметь пересаживать растения.
Подготовительная группа.
Дети подготовительной группы проводят длительные наблюдения, ставят
простейшие опыты по выращиванию растений. Например, воспитатель
предлагает проследить за образованием бутонов, цветов и плодов у
амариллиса,
бегонии; понаблюдать за ростом и развитием «деток»
(выводковых почек) на листьях мозольного дерева – бриофиллюма,
выяснить, каким способом поднимается вверх на споре плющ, аспарагус;
проследить, в котором часу засыпает и просыпается садовая кислица.
К комнатным растениям прибавляются : аспарагус, который не выносит
солнцепека и сухости почвы и воздуха (хорошо растёт на северных окнах).
Растение нуждается в частом опрыскивании.