Галина Смольякова
Консультация «Ребёнок учится говорить»
▼ Скачать + Заказать документы
Г. В. Смольякова, учитель-логопед,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №5 «Звоночек» г. Тамбов
Нельзя однозначно ответить на вопрос о том, когда и каким образом малыш овладевает умением говорить - правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, строить разной сложности предложения, связно, последовательно излагать свои мысли. Овладение речью – это сложный многосторонний психический процесс, её появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребёнка достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилось, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда. Однако и этого ещё не достаточно. Важно чтобы у ребёнка появилась потребность пользоваться речью, как основным способом общения со сверстниками и близкими.
Публикация «Консультация „Ребёнок учится говорить“» размещена в разделах
В наш технический век дети испытывают «дефицит» живого общения со взрослыми. Только общаясь, играя с ребёнком, мы поможем ему научиться правильно, красиво говорить.
Особенно интенсивно становление речевой активности происходит в раннем возрасте, то есть после года. Именно в этот период ребёнка нужно приучать самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательную потребность. Основное внимание уделяется воспитанию у малышей умения слушать и понимать речь окружающих, подражать речи взрослых.
Предлагаемые приёмы помогут стимулировать развитие речи малыша.
Разговор с самим собой. Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите. Говорить нужно медленно и отчётливо, короткими простыми предложениями, доступными восприятию малыша. Например: «Это мяч. Круглый мяч. Красный мяч. Гладкий мяч. Любит мячик прыгать вскачь. Вот так мяч. Круглый мяч.
Параллельный разговор. Описывайте все действия ребёнка : что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя этот приём, вы как бы подсказываете малышу слова, выражающие его опыт.
Провокация. Не спешите проявить свою понятливость. Например, дайте малышу не ту игрушку, какую он хочет. Конечно же ребёнок будет возмущён, но охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого.
Распространение. Продолжайте и распространяйте всё высказанное малышом. Этим вы подводите ребёнка к тому, чтобы он овладевал более сложными языковыми формами, учился заканчивать свою мысль. Например, он говорит : «Каша», - вы продолжаете: «Манная каша очень полезная, кашу едят ложкой».
Приговорки. Использование игровых песенок, потешек способствует умению вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм. Например:
Взрослый:- «Эй, лошадка!» Ребёнок :- «И-го-го»
«Но, лошадка!» «Но, но»
«Скок, лошадка» «Скок, скок»
«Цок, лошадка» «Цок,цок»
«Выше ножки» «Топ, топ»
Продуктивные виды деятельности. Не находя подходящих слов, ребёнок может выражать свои мысли через рисование, лепку, конструирование. Известный психолог Л. С. Выготский называл детское рисование графической речью, и задача взрослого - облечь мысль ребёнка в слово, превратить рисунок малыша в интересный рассказ. Ребёнок, соединяющий с произносимым словом отчётливое представление, надёжно овладевает родным языком.
Развитие тонких движений рук. Давно замечено, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей, в частности на развитие речи. В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с трёхмесячного возраста. Но и в более позднем возрасте занятия будут полезны и эффективны. Начинать надо с пассивной формы, то есть взрослый сам сгибает и разгибает пальцы малыша.
Например:
-«Мальчик-пальчик, где ты был?
-С этим братцем в лес ходил.
– С этим братцем щи варил.
- С этим братцем кашу ел.
– С этим братцем песни пел».
Примерно с 10 месяцев ребёнка нужно учить :
-катать между ладошками и пальцами шарики и палочки разного размера;
-рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины, пластилина;
-перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы.
Эти действия тоже можно сопровождать стихами. Например:
«Кусочки пластилина катает наша Нина.
Пальчики стараются, лепят, развиваются».
«Покатаю я в руках бусинки, горошки.
Станьте ловкими скорей, пальчики, ладошки».
Только, когда движения пальцев станут свободными, удастся добиться развития речи и, следовательно, мышления.
Литература:
А. И. Максаков «Правильно и говорит ваш ребёнок» М. Просвещение 1988г.
Н. Н. Беляковская,Л. Н. засорина,Н. Ш. Макаров «Учим ребёнка говорить»ТЦ «Сфера» Москва 2009г.
А. Е. Белая,В. И. Мирясова «Пальчиковые игры» Москва 2006г.
О. М. Ельцова,Н. Н. Горбачевская,А. Н. Терехова «Организация речевой деятельности в детском саду» Детство-Пресс 2008г.
Е. М. Косинова «Гимнастика для пальцев» Москва 2001г.