Марина Шмыгун
Правильно ли говорит ваш ребенок?
▼ Скачать
Ребенок не рождается со сложившейся речью. Нельзя однозначно ответить на вопрос о том, когда и каким образом малыш овладевает умением говорить – правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, изменяя их в роде, числе, падеже, строить разной сложности предложения, связно, последовательно излагать свои мысли.
Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс; ее появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигают определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит.
Публикация «Правильно ли говорит ваш ребенок?» размещена в разделах
В общении с окружающими малыш на первоначальных этапах речевого развития подражает звукам и словам, которые произносят взрослые, то есть «подгоняет» свое умение к их произношению. Постепенно он обогащает свой словарь, у него формируется правильное произношение звуков.
На первом году жизни у ребенка интенсивно развиваются головной мозг, слух, а также органы речи. Головной мозг является основным регулятором деятельности организма. Одновременно с развитием мозга у малыша формируется слух. Слуху принадлежит ведущая роль в овладении речью. Одновременно с развитием мозга у малыша формируется слух. Слуху принадлежит ведущая роль в овладении речью. Одновременно с развитием слуха у младенца проявляются голосовые реакции, он произносит разнообразные звуки, слоги, различные звукосочетания. В 2-3 месяца появляется гуление, а в 3-4 месяца – лепет, а к концу года слова. К концу года ребенок произносит в основном простые в артикуляционном отношении звуки: гласные [а], [у], [и], некоторые согласные: [м], [п], [б], [н], [т], [д], [к], [г].
Для двухлетнего ребенка является вполне закономерным несовершенство произносительной стороны речи: неправильное произношение большинства звуков родного языка, смягчение отдельных согласных, нечеткое произношение слов с пропуском некоторых звуков, неумение точно сохранять слоговую структуру слова (особенно в многосложных словах).
К трем годам остаются еще некоторые несовершенства в произношении звуков, многосложных слов, слов со стечением нескольких согласных. Отсутствие большинства звуков сказывается на произношении слов, отчего речь детей недостаточно чистая и внятная. К трем годам ребенок может усвоить и правильно произносить большинство звуков родного языка, кроме [л], [л’], [р], [р’] и шипящих.
К концу четвертого года произношение детей значительно улучшается, закрепляются свистящие звуки, начинают появляться шипящие, а у некоторых детей – звуки [л], [л’], [р], [р’]. Однако у большинства дошкольников еще отмечаются различные несовершенства звукопроизношения (например отсутствие шипящих, звуков [л], [л’], [р], [р’], что не является патологией речевого развития. В этом возрасте дети могут неправильно употреблять ударение, укорачивать многосложные слова.
К пяти годам у детей значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. Большинство детей к пяти годам усваивают и правильно произносят шипящие звуки, звуки [л], [л’], [р], [р’], отчетливо произносят многосложные слова, точно сохраняя слоговую структуру. У пятилетних детей особенно ярко проявляются индивидуальные различия в формировании произносительной стороны речи: у одних чистая, с правильным произношением почти всех звуков, у других она может быть еще недостаточно ясной, с неправильным произношением большого количества звуков, со смягчением твердых согласных и т. п. Родителям следует обратить особое внимание на речь ребенка и принять меры к устранению недостатков.
К концу шестого года ребенок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями. Его высказывания становятся содержательнее и точнее.
К моменту поступления ребенка в школу он овладевает правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносит, имеет определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь : строит различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже, точно спрягает часто употребляемые глаголы. Он свободно пользуется монологической речью: способен рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, рассказа, описать окружающие предметы, раскрыть содержание картины, некоторые явления окружающей действительности.
Процесс овладения речью не заканчивается для ребенка в дошкольном возрасте. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественного произведения будут продолжаться в школьные годы и на протяжении всей жизни.
Учитель-логопед:
Шмыгун Марина Александровна