Лучший педагог года

Консультация «Как воспитывать высокочувствительных детей»

Виктория Васильевна Кононенко
Консультация «Как воспитывать высокочувствительных детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Нужно учитывать при воспитании, что высокочувствительные дети эмпатичные, сознательные, проницательные, обладают хорошей интуицией и творческими способностями. В то же время они робкие и испытывают затруднения в обычных ситуациях. На всех высокочувствительных детях сильно сказывается эмоциональная и физическая среда обитания, независимо от того, какие они: открытые, послушные, сдержанные или суетливые. Ниже рекомендации родителям и воспитателям, как общаться с такими детьми.

Публикация «Консультация „Как воспитывать высокочувствительных детей“» размещена в разделах

Формируйте и поддерживайте самооценку. Высокочувствительные дети самокритичны, поэтому не надо добавлять к их самоосуждению осуждение со стороны. Такой ребенок остро реагирует на критику и замечания, может иметь склонность к заниженной самооценке, так как стремится делать все хорошо с первой попытки.

Откажитесь от воспитания стыдом. Вместо стыда можно обращаться, если необходимо, к чувству вины и ответственности, которое фокусируется на конкретных нарушениях и ошибках. Разница в том, что виноватый остается в активной позиции, готов исправлять. Стыд – это чувство, что ты плох в целом. Стыдящийся пассивен и беспомощен. Поэтому ситуации, когда ребенок испытывает чувство стыда, вызывают у него враждебность, ярость и взрывное поведение. Как избежать воспитания стыдом, смотрите в памятке.

Придерживайтесь разумной дисциплины. Обучайте чувствительного ребенка правилам поведения и формируйте внутреннюю мораль в мягкой манере. Если он плачет, злится, не прибегайте к наказанию. Дождитесь, пока он успокоится.

Для маленьких детей образцы поведения задают родители. В возрасте около трех лет ребенок начинает копировать своих родителей. Он легко усваивает их точку зрения, кроме случаев, когда возбужден или скучает. В таком состоянии он не услышит и не запомнит объяснений, почему то или иное – нельзя. А если высокочувствительному ребенку комфортно, то он усвоит правило, которое озвучивают родители, быстрее, чем другие дети в такой ситуации. С детьми старшего дошкольного возраста правила нужно вырабатывать вместе, обсуждать. Не переоценивайте способность соблюдать правила, даже если ребенок с ними согласился. В случае проступка успокойтесь и подождите, пока ребенок тоже полностью успокоится и перестанет бояться наказания, а затем обсудите ситуацию.

Говорите с ребенком о его чувствительности. Используйте простые слова, которые ребенок поймет. Объясните на примерах, что он не один такой, и в мире много людей, которые воспринимают мир так же, как он. В процессе взросления эта особенность может мешать и раздражать. Напомните ситуации, когда она дала ему преимущества. Объясните, что надо думать, как решить конкретную проблему, а не о том, как это неприятно.

Какие проблемы в поведении высокочувствительных детей надо решать

Высокочувствительные дети просчитывают последствия нарушений и поэтому не склонны совершать их. Но самоконтроль и управление эмоциями формируется у них позднее, чем у других детей. Это сказывается в том числе на готовности к школе. Э. Эйрон выделила распространенные проблемы в поведении высокочувствительного ребенка и рекомендовала, что делать, если они проявились.

Постоянно беспокоится. Ребенок может постоянно жаловаться, что у него что-то болит, трет или колет. У таких детей низкий болевой порог, они восприимчивы к медикаментам, стимуляторам и изменениям погоды. Обострен один или несколько видов чувствительности, например тонкий слух, острое зрение, острая осязательная восприимчивость. Они могут бояться или чувствовать дискомфорт при ярком освещении или громких звуках. Если ребенок говорит, что ему дискомфортно, необходимо поверить его словам и проговорить границы того, чем можно помочь.

Если ребенок просит заново завязать ему шнурки, потому что завязки мешают, нужно сразу сказать, что попробуете перевязать, например, пять раз. Не давайте ему возможности просить вас перевязывать их тридцать раз. При этом не берите ребенка в супермаркеты, где ему тяжело, а предпочтите небольшие магазины и уютные кафе. Если есть время, предлагайте выбор, на который ребенок способен по возрасту: «Ты сегодня хочешь пойти на занятия? Чтобы успеть, тебе лучше самой одеться, а я соберу рюкзак».

Легко перевозбуждается и перенапрягается. Понаблюдайте, какие занятия ребенку больше нравятся, что он знает и делает умело. Создавайте ситуации успешности. Помните, что большой объем новой информации вызовет перевозбуждение, особенно в тех сферах деятельности, в которых у ребенка были неудачи. Научите получать удовольствие от простых бытовых занятий. Введите ритуалы взаимодействия: чтение сказки на ночь, совместные игры, прогулки, купание, хобби, спорт. Проводите такие ритуалы постоянно – независимо от работы, занятости домашними делами. Обратите внимание на то, какое настроение у ребенка во время этих ритуалов.

Переживает сильные эмоции. Внимательно и с уважением относитесь к эмоциям высокочувствительного ребенка. Подавленные чувства могут проявиться в виде физических симптомов или страхов. Вначале подумайте, как вы сами справляетесь с эмоциями и как хотите, чтобы с ними справлялся ребенок. Следите, какие мысли, эмоции и чувства высокочувствительный ребенок проговаривает вслух. Если он высказывает подавленность или беспокойство, то воспримет их с удвоенной силой. Нужно безоценочно говорить с ребенком о его эмоциях, сконцентрироваться на его словах, уточнять, переспрашивать. Помогайте ребенку проживать его негативные эмоции: «Расскажи мне», «Расскажи мне еще», «Расскажи мне все».

Знает о чувствах других. У высокочувствительного ребенка сильно развита эмпатия. Он может распознавать чувства другого человека даже тогда, когда этот человек сам не отдает себе отчета в них, – особенно у тех, кто о нем заботится. Проанализируйте, как вы сами распознаете чувства других людей, а затем объясните ребенку, что он имеет право сказать «нет» или проигнорировать чужое мнение. Нужен пример уважительного отношения. Ребенок должен видеть, что к желаниям каждого члена семьи и к сверстникам в детском саду взрослые прислушиваются с одинаковым уважением. Настаивайте, чтобы высокочувствительный ребенок принимал решения сам, когда это возможно.

Осторожничает в новой ситуации. Новые ситуации тревожат высокочувствительных детей из-за большого объема информации, которая поступает одновременно. Они пытаются избежать этого и потому часто кажутся застенчивыми, стеснительными или занудными. Когда не удается избежать чрезмерных раздражителей, они легко расстраиваются. Ребенок должен изучить ситуацию, и только потом он сделает шаг навстречу новому, например при смене детского сада. Поговорите с ним, вспомните моменты из прошлого, которые уже знакомы, с которыми ребенок уже справлялся. В освоении нового не спешите, двигайтесь простыми шажками.

Отличается от других и этим обращает на себя внимание. Проанализируйте свое отношение к ребенку, стереотипы в отношении его чувствительности. Подумайте, как можно ответить на комментарии других людей, внимание которых он привлек необычным поведением, особенно в ситуациях, когда ребенок присутствует при разговоре. Важно оградить его от ненужного внимания, похвалы или сочувствия и помнить, что чувствительность не повод для гордости и не предмет для жалости.

Как взрослым учитывать свои особенности

Чтобы не навредить высокочувствительному ребенку, взрослым необходимо учитывать уровень своей чувствительности.

Как себя вести, если у вас нет высокой чувствительности. Не загромождайте время ребенка беспрерывной деятельностью. Будьте готовы отказаться от каких-то планов, если ребенок устал. Дома или в групповой комнате детского сада нужно создать уголки уединения. Дайте достаточно времени, чтобы обдумать услышанное, что-то решить, принять новую ситуацию. Если времени нет, не предлагайте выбора, обойдитесь без новинок, не задавайте вопросы. Когда разговариваете с ребенком, делайте паузы, смягчайте тон, избегайте поддразниваний, угроз. Когда ребенок сам вас критикует, не обижайтесь. Если он прав, признайте это, если нет – когда успокоитесь, объясните, что приводить упреки в качестве аргумента – плохой способ вести спор. Не стоит настаивать, осуждать, если ребенку не нравятся физические проявления любви, разговор. Если ребенок выражает чувства другими способами, например рисует открытки для вас, покажите, как это ценно.

Как себя вести, если вы высокочувствительный человек. Научитесь быть спокойными независимо от внешних условий. Как в самолете: «Сначала наденьте маску на себя, потом на своего ребенка». Нужно научиться защищать ребенка, отстаивать его интересы, когда это уместно. Поступок близкого взрослого будет не только защитой ребенку, но и важным примером для него. Избегайте гиперопеки. Не исключайте из жизни ребенка все, чего вы сами боитесь или не любите.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Мультфильмы, которые помогают воспитывать» Десяток «волшебных» мультиков 1. Ребенок не хочет умываться или чистить зубы – «Королева Зубная щетка» (1962 г.) 2. Ребенок отказывается.

Консультация для родителей «Воспитывать сложнее, чем учить» «Воспитывать сложнее, чем учить», так ли это? Давайте разберёмся вместе. В 2004 году, министр образования В. М. Филиппов сказал, что: «Одной.

Фотоотчет «Моя профессия — любить, учить и воспитывать детей»Фотоотчет «Моя профессия — любить, учить и воспитывать детей» Каждый день я прихожу в свой любимый детский сад "Солнышко" для того, чтобы увидеть своих малышей, им ещё очень мало лет,.

Консультация «Как воспитывать меланхолика» РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ВОСПИТАНИЮ РЕБЁНКА МЕЛАНХОЛИКА Самое главное в воспитании ребёнка меланхолика - это создать для него комфортные.

Консультация «Как воспитывать одаренного ребенка?» Как воспитывать одаренного ребенка! Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность.

Консультация для родителей «Добрые мультфильмы, которые помогают воспитывать» «Добрые мультфильмы, которые помогают воспитывать». Думаете, что мультики – это такие маленькие мультяшные истории, которые помогают занять.

Консультация «Как воспитывать у детей интерес к чтению» КАК ВОСПИТЫВАТЬ У ДЕТЕЙ ИНТЕРЕС К ЧТЕНИЮ Чтение в начальном обучении играет исключительно большую роль в образовании, воспитании и развитии.

Консультация «Самоуважение. Как его воспитывать?» Консультация Самоуважение. Как его воспитывать? Высокий уровень самоуважения - очень ценная черта характера ребёнка. Уверенность в своих.

Консультация «Знать ребёнка, чтобы воспитывать» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №7" Консультация "Знать ребёнка, чтобы воспитывать" Подготовила:.

Круглый стол для педагогов в детском саду «Как воспитывать мальчиков? Как воспитывать девочек?» Круглый стол для педагогов на тему: «Как воспитывать мальчика? Как воспитывать девочку?» «Нельзя считать один пол совершеннее другого,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Как воспитывать высокочувствительных детей»
Опубликовано: 14 октября 2019 в 15:23
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Как воспитывать высокочувствительных детей»» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Васильевна Кононенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД