Ирина Щепетинникова
Консультация «Как воспитатель должен относиться к жалобам детей друг на друга»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети дошкольного возраста часто жалуются друг на друга, начиная уже с четырехлетнего возраста. Особенно это проявляется в старшем дошкольном возрасте. Бесконечное ябедничество, порой даже ничем не обоснованное, заставляет воспитателя затратить немало сил, чтобы устранить это проявление. Но к жалобам детей друг на друга следует относиться не только объективно, видя сущность конфликта и обоюдную неприязнь, но и быть мудрее в этом вопросе, помнить о том, что конфликтующие стороны - дети дошкольного возраста, и проявить щедрую долю твердого спокойствия, воспринимать события жалоб, не возводя их в степень страшной трагедии, иногда в душе проявить некий скептицизм, естественно, не показывая другим. Все эти неурядицы следует пережить, принять как факт социального изменения в детях, понять, что таким своеобразным образом воспитанники показывают свое взросление, а иногда самоутверждение в межличностных отношениях. Социальная оценка поведения другого ребенка, принятого за объект жалоб, возможность с позиции маленького эксперта подметить опрометчивое, неудавшееся, не понравившееся и кажущееся не правильным в сверстнике, - это все то, что является мотивацией такого явления, как частые жалобы малышей друг на друга. Порой ребенок посредством жалоб привлекает к себе внимание других людей. Недостаточное внимание родных, изолированность в детском коллективе, неумение реализовываться в разных видах деятельности, к сожалению, компенсируются ябедничеством. Иногда возникающие конфликты в группе требуют незамедлительного разрешения. Если жалобы детей часты, нужно рассматривать это как сигнал к налаживанию межличностных отношений в детском коллективе, поменять стиль общения и откорректировать управление группой детей. Следует проявить спокойную решительность, сменить интонацию на более настойчивую, твердую, долго не выяснять тонкостей конфликта, понимая что враждующие стороны всего лишь маленькие воспитанники. И хотя ссора, на первый взгляд, кажется глобальной, дети имеют способность быстро переключаться с одного состояния на другое. Самое главное, увлечь их совместными мероприятиями или каким — либо интересным коллективным делом. Пускай таких дел будет несколько. Незаменимы совместные проекты, циклы «Уроков доброты», коллективные творческие работы, игры, походы, праздники, объединенные одним девизом: «Дружить — значит быть добрым». Интенсивность и количество таких совместных дел нужно дозировать, смотря на изменения в ситуации. Не нужно ждать, что ябеды пропадут сразу. Пройдет время, когда наладится дисциплина, и бывшие обидчики вдруг окажутся друзьями, строящими башни игрушечных городов. Но самое важное, что жалобы (бывшие) станут маленьким — маленьким воспоминанием, а потом и совсем исчезнут.
Публикация «Консультация „Как воспитатель должен относиться к жалобам детей друг на друга“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Классический пример в подготовительной группе. Дети спокойно и самостоятельно играют в любимые игры, объединенные в микрогруппы: девочки - в традиционные «Дочки-матери», мальчишки - трое - в «Гараж», двое - в настольные игры. Воспитатель рядом, обустраивает кукольную комнату с помощью новых занавесок с рюшами. Илюша поочередно подходит то к одной группе играющих, то к другой, дети не принимают его в игру. Затем Илья выхватывает предметы строителя, нужного для постройки гаража, отбегает в сторону. Обиженный Сережа подходит и жалуется воспитателю на Илюшу.
Варианты: 1) Воспитатель предлагает Илье вернуть деталь, извиниться и взять помощником в игру «Гараж». 2) Так как все дети обращают свое внимание на обидчика и жалобу, на время оставив свои дела, и исподволь следят за происходящим, воспитатель предлагает Илье вернуть деталь, извиниться и найти роль в микрогруппах, предварительно дав мальчику атрибут по «профилю» игры. 3) Воспитатель предлагает вернуть деталь и извиниться, затем вместе с Илюшей начинает завершать работу с занавесками в кукольной комнате, а потом предлагает мальчику для игры вместе тематические пазлы. Через время объявляет, что завтра все вместе будут рисовать коллективную газету.