Литвиненко Юлия Викторовна
Консультация для воспитателей «Каким должен быть современный воспитатель?»
▼ Скачать + Заказать документы
Деловая игра «Назови плюсы и минусы в работе воспитателя»
Требования, предъявляемые к нынешним воспитателям, очень высокие. Как со стороны руководства детского сада, так и со стороны родителей. При этом эти требования предъявляются как профессиональной деятельности педагогов, так и к их личным качествам, значимых для профессиональной деятельности.
Публикация «Консультация для воспитателей „Каким должен быть современный воспитатель?“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Мы с вами понимаем, что главная задача детского сада- воспитание всесторонне развитой личности, что подразумевает успешную подготовку ребенка к школе. Эту задачу воспитатель решает на протяжении всего времени, в течении которого ведет группу, то есть с яслей до подготовительной группы детей поднимают в их развитии и воспитании со ступеньки на ступеньку.
Как вы думаете, в каких двух направлениях ведется воспитательно-образовательная работа с детьми? Через что мы решаем задачи воспитания и развития? (через совместную с детьми деятельность и через самостоятельную деятельность).
«Совместная деятельность взрослого и детей» – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками.
Различают:
непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей (занятия);
совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач ;
совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и (или) ухода (гигиенические процедуры).
_Что вы отнесете к режимным моментам? (прогулки, закаливание, утренние гимнастики,).
Детей учат завязывать шнурки и застёгивать «молнии». Пользоваться ложкой, вилкой, носовым платком. Правильно говорить, петь, танцевать, рисовать, дружить и т. д.
Таким образом, чтобы осуществлять на высоком уровне воспитательно-образовательный процесс, чтобы успешно решить задачу по подготовке детей к школе и их дальнейшей успешной социализации, воспитателю необходимо обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма. Нынешний лозунг: «Современному ребенку – современного воспитателя»
Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека.
Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность, которая оценивается по трем критериям:
1. Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности.
2. Готовность решать профессиональные предметные задачи.
3. Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.
В качестве одной из важнейших составляющих профкомпетентности является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности. Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.
Воспитатель 21 века – это :
- Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
- Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
- Умеющий организовать рефлексивную деятельность;
- Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
Современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях - очное обучение, очно-заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары и т. д.
Но, не для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов – это самообразование. Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не «отстать от поезда современности».
Условия профессионального роста
Самообразовательная работа
Чтение методической, педагогической и предметной литературы.
Обзор в Интернете
Посещение семинаров, конференций, уроков коллег.
Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.
Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.
Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег.
Изучение информационно-компьютерных технологий.
Общение с коллегами в МДОУ, городе и в Интернете.
Участие в конкурсах в Интернете.
Помещение своих разработок на сайтах в Интернете.
Мы поговорили про профкомпетентность. Но как я сказала, существует еще спектр качеств и свойств педагога, профессионально значимых для его деятельности.
1. Сила, уравновешенность, высокая мобильность нервной системы., то есть воспитателю необходимо обладать высокой работоспособностью, выдерживать действие сильных раздражителей (дети, родители, коллеги, руководство, быть выдержанным и собранным, сохранять общий тонус, быстро восстанавливать силы.
2. Умеренная эккстравертированность. Важная характеристика для педагога, так как экстраверты – это люди, ориентированные на окружающий мир, непосредственные, активные, открытые в своих проявлениях. Для них характерна общительность, хорошие организаторские способности, активная жизненная позиция.
3. Стеничность эмоций (преимущество положительных эмоций) и эмоциональная устойчивость.
Профессия педагога относится к разряду стрессовых, требующей самообладания. Эмоционально устойчивые люди не склонны к беспокойству, вызывают доверие. Ученые-педагоги согласны: высокий уровень невротизма педагога противопоказан в работе с дошкольниками.
4. Уровень интеллектуального развития по сенсорно-перцептивным показателям,то есть показатели восприятия, памяти, мышления не ниже среднего.
5. Адекватность самооценки и уровня притязаний. Ощущение, что уровень собственной компетентности выше уровня коллег и администрации возникает у педагогов с завышенной самооценкой.
6. Определенный оптимум тревожности: то есть необходим нормальный уровень тревоги и страха (за жизнь детей, за проведение мероприятия)
7. Целенаправленность, то есть любое воздействие на ребенка должно быть с определенной целью.
8. Эмпатийность, то есть умение проникнуть в переживания другого человека, прочувствовать.
9. Высокий уровень воображения, фантазии и творчества, ведь именно творческий человек сможет воспитать любовь к творчеству.
10. Гибкость, то есть умение перестроиться, участвовать в инновационной деятельности.
11. Эмоциональная привлекательность – внешняя привлекательность, умение расположить к себе детей. Манерой поведения, внешним видом, что очень важно.
12. Общительность, подлинная заинтересованность в общении.
13. Корпоративность, умение работать в «команде», СОТРУДНИЧАТЬ.
ТАКИМ ОБРАЗОМ ЭТО ЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ НАБОР КАЧЕСТВ ПЕДАГОГА, КОТОРЫЙ БУДЕТ СПОСОБСТВОВАТЬ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РОСТУ. Это своеобразный эталон, к которому необходимо стремится каждому.