СВЕТЛАНА ЕРМОЛЕНКО
Консультация «Как правильно наказывать детей»
▼ Скачать + Заказать документы
При правильном воспитании любовь и требовательность идут рядом. Ласковое, доброжелательное отношение к детям сочетается с взыскательностью и строгостью. Хорошие поступки детей получают одобрение, а плохие осуждаются. Крайней мерой такого осуждения является наказание.
Наказание – очень сильное средство воздействия на ребёнка. Оно заставляет его испытывать чувство стыда и раскаяния за свой поступок. А стыд вызывает недовольство собой и желание исправиться. «Наказание, - говорил А. С. Макаренко,- очень трудная вещь, оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности». Есть такие проступки, за которые достаточно осуждения со стороны семьи. В тех же случаях, когда ребёнок совершил заведомо плохой поступок или когда слова осуждения, внушение старших не помогают, он заслуживает более строгого наказания. Характер наказания зависит от многих обстоятельств. Бывает, что ребёнок совершил серьёзный проступок, но у него были хорошие побуждения (заботился о товарище, не хотел огорчить мать и т. д.). Бывает незначительный проступок, но в его основе – дурное намерение. Прежде чем наказывать ребёнка, нужно разобраться в мотивах, причинах и характере проступка, осмотрительно делать выводы. Оно должно следовать за проступком. Иначе ребёнок не поймёт и оно не достигнет цели. Оно должно быть справедливым. Несправедливость обижает и озлобляет. Необходимо остерегаться срывов, наказаний под горячую руку, вымещения на ребёнке плохого настроения.
Темочки:
Совершенно недопустимы физические наказания. Можно сделать строгое замечание ребёнку, лишить его какого-нибудь удовольствия (не пустить в кино, отменить долгожданную прогулку, встречу с друзьями и т. п., заставить выполнить порученное дело во время досуга. Но нельзя наказывать ребёнка трудом. Превращая выполнение тех или иных обязанностей в наказание, родители вызывают неприязнь к труду. Каким бы непослушным ни казался ребёнок, надо верить в то, что он будет лучше. Нельзя постоянно выговаривать ему, что он нерадивый, неумёха, а тем более постоянно наказывать. М. Горький писал: «Если ребёнку постоянно говорят, что он свинья, то он обязательно захрюкает». Писатель подчёркивал, что в людях гораздо больше хорошего, нужно только уметь хорошее видеть.