Александра Шутова
Консультация для родителей: «Наказывать или поощрять?»
▼ Скачать + Заказать документы
Перед нами часто возникает вопрос: «Как добиться исполнения требований?".
Для многих людей поощрения и наказания, являются основными методами в воспитании ребёнка. К сожалению, чаще всего взрослые используют наказание, не задумываясь о последствиях. Я хочу дать несколько советов таким родителям:
Чтобы цель наказания была достигнута, оно должно быть одобрено всеми членами семьи (и детьми, и взрослыми). В противном случае «Наказанный» становиться или жертвой, или героем дня.
Публикация «Консультация для родителей: „Наказывать или поощрять?“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Наказание и поощрение детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Не надо напоминать о наказании в дальнейшем, так как это может вызвать озлобление. Малыш будет стремиться к самозащите;
Если проступок не представляет собой нарушение морального характера, или не наносит особого ущерба кому-либо или чему-либо, следует ограничиться замечанием.
Обязательно разберите причину поступка, особенности его совершения, поступки, предшествующие совершению поступка
Если возможно, то наказание замените другими мерами воздействия!
Объясните малышу, почему его поведение неправильное.
Постарайтесь отвлечь ребенка, переключив его внимание на другой вид деятельности.
Будьте терпимы к своим детям.
На первый раз ограничьтесь предупреждением.
Измените выражение лица, высказав тем самым свое неудовольствие, возмущение, гнев или обиду.
Лишите ребенка на некоторое время любимой игрушки.
Дома у вас должен быть «уголок отрицательных поступков, где малыш должен будет посидеть и подумать над своим поведением.
Хвалите других детей, за их хорошее поведение.
Некоторые родители считают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем
Для таких родителей хочу дать несколько советов:
Поощрение должно быть поддержано не только всеми членами семьи, но и друзьями малыша.
Поощрять надо справедливо.
Не злоупотребляйте поощрением.
Дети должны ценить сам факт поощрения, а не его награду.
Результат положительного воспитания будет зависеть от умелого использования и сочетания всех существующих методов, средств и приёмов воспитания.
И наказание, и поощрение играют огромную роль в воспитании ребенка. Они призваны вырабатывать условный рефлекс: если поведение правильное, то за ним следует поощрение, если неправильное – наказание.
Когда мы хвалим, то ребенок испытывает удовольствие, которое непременно хочется продлить. Поощрение возвышает ребенка и ориентирует его на хорошее поведение. Ребенок осознает, что делать людям приятное – значит и самому испытывать радость.
Наказание, особенно связанное с физическим воздействием, несет в себе негатив. Малыш будет бояться того, кто его наказывает. И чтобы избежать наказания, ребенок будет стремиться обмануть, скрыть свои проступки.
Тем не менее, не стоит оставлять без внимания проступки детей. Ребенок должен научиться осознавать и оценивать свои поступки, стараться не повторять те из них, которые считаются плохими, и совершать хорошие.
Необходимо, чтобы малыш понял и принял свою вину, только в этом случае наказание покажется ему заслуженным.
Если ребенок совершил проступок необходимо выяснить мотивы проступка. И только после выяснения мотива следует оценить случившееся.
Нельзя плохой поступок ребенка отождествлять с личностью ребенка. Дети не могут быть плохими, они могут совершать плохие поступки. Иногда взрослые сгоряча говорят: «Ты совершил проступок, значит ты плохой!» Правильнее сказать так: «Как ты мог? Я от тебя такого не ожидала. Ты ведь очень умный и все понимаешь, я тобой всегда горжусь. Но сегодня ты меня очень расстроил, больше так не делай.» Ребенок должен знать, что его действия не влияют на ваши с ним отношения, а только сказываются на вашем настроении.
Поощрять надо только те поступки, которые совершены ребенком самостоятельно, без лишних напоминаний с вашей стороны. Хороший поступок заслуживает похвалы. И здесь, несомненно, необходимо отождествлять личность ребенка и его действия: «Какой же ты молодец! Умница!»
Правила наказывать или поощрять:
Если есть сомнения в том, наказывать или нет, то лучше откажитесь от наказания. Достаточно того уже, что ребенок понимает, что расстроил вас, что вы огорчены.
При выборе наказания взвесьте его вред и пользу для ребенка.
Наказание должно быть полезным, и не наносить вред здоровью. Лучше лишите его чего- то хорошего, а не делайте ему плохое.
Наказывая, говорите только о том, за что именно сейчас наказываете, не упоминая о прежних шалостях. Каждый раз объясняйте, почему его поведение неправильное.
Даже если один из родителей не согласен с наказанием ребенка, он не должен вмешиваться. Потом, в отсутствии ребенка, можно будет выяснить все разногласия.
Выбирая наказание, не ущемляйте самолюбие и достоинство ребенка. Не бейте и не обзывайте бранными словами, не ставьте надолго в угол, не наказывайте в публичном месте.
Мотивы непослушания:
Намеренное непослушание означает, что ребенок хочет быть в центре внимания;
Проказы говорят о том, что ребенок жаждет эмоциональных впечатлений;
Упрямство – желание быть независимым;
Агрессия – способ самозащиты;
Суета, беготня – выход детской энергии.
Не осуждайте, а чаще хвалите ребенка. Подбадривайте, а не подмечайте неудачи. Надо вселять надежду, а не подчеркивать, что изменить ситуацию невозможно.