Анна Филиппова
Консультация «История развития изодеятельности у детей с древности до наших дней»
▼ Скачать + Заказать документы
Детская изобразительная деятельность рассматривается как одна из наиболее эффективных форм художественного освоения детьми окружающей действительности, в процессе которой они изображают предметы и явления. Детские рисунки, лепка, аппликация часто поражают интересным замыслом, своеобразной формой выражения, которая привлекает внимание взрослых художников. Они восхищаются детским творчеством, считают его своеобразным искусством.
Интерес к этому виду творчества возник в 80-х гг. XIX в., и изучение детского рисунка продолжается по настоящее время.
Публикация «Консультация „История развития изодеятельности у детей с древности до наших дней“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Как-то зимой 1882 г. известный итальянский историк искусства Коррадо Риччи, застигнутый дождем, спрятался под аркой, ведущей к Меланчелло, и там знаток высокого искусства с удивлением обнаружил целую выставку «наивного искусства детей». Знаменитый искусствовед всерьез заинтересовался ею и приступил к собиранию детских рисунков. Уже через месяц на основании примерно тысячи рисунков пришел к выводу, что многие черты детских изображений не случайны. Они повторяются из рисунка в рисунок и у разных детей. Взрослые художники никогда так не рисовали. Складывалось впечатление, что это какое-то особое, «детское» искусство. В 1887 г. Риччи изложил свои впечатления в книге под названием «Искусство детей» (в русском переводе 1911 г. ее назвали «Дети-художники»). С этих пор и принято исчислять начало глубокого и серьезного научного интереса к детскому творчеству.
Конечно же, дети рисовали задолго до появления книги Коррадо Риччи. Найдены рисунки в пещере, возраст которых оценивают в 13 тыс. лет, и они созданы детскими руками. А некоторым юным художникам было три года, говорят ученые.
Так называемые «следы от пальцев» — прямые и волнистые параллельные линии или метки — были обнаружены в пещере Руффиньяк во Франции, известной также как «пещера тысячи мамонтов». Самым плодовитым автором оказалась пятилетняя девочка. Вместе со своими друзьями она создавала рисунки, пользуясь самой простой и доступной техникой — проводя пальцами по мягкой поверхности стен пещеры. В раскопках древнего Новгорода нашли берестяные грамоты с детскими рисунками. В школах Древнего Египта рисование считалось необходимым предметом. Это был путь овладения грамотой, ведь сам характер иероглифического письма требовал умения изображать людей и предметы. Метод и система обучения у всех художников-педагогов были едиными, ибо каноны предписывали строжайшее соблюдение всех норм. Несмотря на то, что в школы принимались избранные лица, система воспитания и обучения была предельно строгой и даже жестокой: за малейшее отступление от предписанных правил, неточное выполнение канона ученика строго наказывали, вплоть до избиения палками.
Обучая рисованию, художник-педагог заставлял ученика не наблюдать природу, а заучивать отдельные формулы и схемы изображения форм предметов по таблицам и образцам. Обучение в египетской школе требовало только механического навыка.
Поскольку изображение не могло всего рассказать, на стене рядом с рисунком давались иероглифы, которые дополняли изображение, делали повествование более подробным. В Древней Греции тоже чтили рисование и обучали ему детей раньше, чем всем другим навыкам. Считалось, что, рисуя, дети постигают и красоту мира, и его законы, проходят азы геометрии и развивают пространственное мышление. Художники эпохи Возрождения связывали рисование с умственной деятельностью. Микеланджело говорил: «Рисуют головой, а не руками». Великий итальянец подчёркивал, как важно для художника обладать развитым воображением, точной наблюдательностью, хорошей памятью. Но, оказывается, существует и обратная связь. Современные психологи утверждают, что выполняя тонкую работу, можно развивать мозг.
В России рисование стали считать «обязательным умением», полезными для овладения любой профессией, с начала 19 века. Оно было включено в число основных предметов во многих учебных заведениях – в Морской академии, Хирургической школе, Кадетском корпусе, Институте благородных девиц, в гимназиях. Художник и педагог Г. А. Гиппиус утверждал: чтобы научиться рисовать, нужно научиться рассуждать, сравнивать, чувствовать, а это необходимо всем людям, и развивать эти качества желательно с детского возраста. У историков есть такое наблюдение: расцвет науки и искусства в разных странах часто совпадал с периодами, когда рисование занимало одно из ведущих мест в образовании и воспитании. И это можно объяснить: рисуя, ребёнок раскрепощается, выражает то, что присуще только ему, то есть развивает свою индивидуальность, становится творческой личностью.
На портрете XIV в. работы итальянского художника Джиованни Франческо Корото изображен мальчик, который держит в руке рисунок мужской фигуры, сделанный так, как рисуют современные младшие школьники. Складывалось впечатление, что детское искусство не подвластно векам: взрослое искусство меняется, а детское остается все таким же. Однако было замечено, что даже в том случае, когда ребенка не учат рисовать, его рисунки с возрастом все же меняются, приобретают все большую сложность и правильность за счет роста ума, жизненного опыта и более глубокого наблюдения жизни. Был отмечен и такой факт: до 10—12 лет любят рисовать все дети, независимо от таланта, а в более старшем возрасте число детей, рисующих по собственному желанию помимо уроков в школе, резко сокращается. Все это стало объектом пристального внимания специалистов.
Исследователи анализировали большое количество рисунков и определяли стадии развития рисования у ребёнка, причины, побуждающие детей рисовать.
В 30-х гг. XX века, детское творчество стали рассматривать как подлинную форму искусств. Идеи американского философа и педагога Джона Дьюи (30-е гг.) и педагога Виктора Ловенфельда (40-50-е гг., заложили фундамент современного мышления в области детского изобразительного искусства.
Благодаря работам Дьюи и других педагогов детское искусство стали рассматривать не просто как неадекватное отражение мира взрослых, а как одну из полноценных форм искусства.
Ловенфельд, в свою очередь, обратил внимание на психологические аспекты художественного творчества. Его идея о том, что развитие детского искусства имеет типичный и предсказуемый характер, сыграло важную роль в освобождении детей от неоправданных ожиданий взрослых.
Проблема детского рисунка продолжает интересовать психологов и педагогов отечественной школы. В середине XX в. эта проблема была раскрыта в исследованиях В. И. Киреенко, Н. Н. Волкова, Е. И. Игнатьева, Е. А. Флёриной. В этих работах раскрываются глобальные проблемы детского рисунка.
Е. А. Флёрина, рассматривая проблему детского изобразительного творчества, изучает, прежде всего, характерные особенности детского рисунка (своеобразие линий, формы, цвета, расположение на листе, обращает внимание на специфику проявления этих черт в рисунке. С разработкой проблемы обучения она предложила систему игровых упражнений, которые были направлены на развитие движений руки. Система игровых упражнений тесно связана с восприятием детьми предметов и явлений действительности. Например, дети рисуют «дождь», «снег», «дорожки» и т. д.
Понимая детское творчество как познание жизни, она делает попытку найти причины своеобразного изображения детьми явлений окружающей действительности.
Исследователь делает вывод о том, что интерес к материалу, процессу нанесения штрихов в рисовании продолжается у детей до 3 - 4 лет, затем возникает интерес к изображению.
Исследования 60 - 70-х гг. XX века показали, что понимание детского творчества и этапов его развития даёт совершенно иную возрастную периодизацию возникновения образного начала. Оно рассматривается в связи с теми средствами образной выразительности, которыми овладевают дети уже в раннем дошкольном возрасте, начиная с двух лет. С помощью штрихов, цветовых мазков ребёнок способен передать некоторые явления действительности (капля дождя, падающие листья, снег). Существуют различные музеи детского творчества: Музей детского рисунка Института художественного образования – уникальное собрание, объединяющее рисунки с конца ХIХ века по наше время. Музей детского изобразительного искусства народов Сибири и Дальнего Востока - первый в России детский художественный музей - основан в 1981 году. Наконец, последнее. Излюбленный сюжет детского рисунка - человек - центр всей детской жизни. Несмотря на то, что в изобразительной деятельности ребенок имеет дело с предметной действительностью, реальные отношения и здесь играют чрезвычайно важную роль.