Ирина Волженцева
Консультация «История Отечества — как фактор воспитания любви к родному краю и его защитникам»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация "История Отечества - как фактор воспитания любви
к родному краю и его защитникам"
«Человеку нельзя жить без родины,
как нельзя жить без сердца»
Паустовский
В последнее время воспитание чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности. Именно акцент на знании своей истории, культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям своего народа.
Публикация «Консультация „История Отечества — как фактор воспитания любви к родному краю и его защитникам“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- День защитника Отечества. 23 февраля
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Консультации
- Темочки
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, легко откликаются на инициативу, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. В этом возрасте происходит формирование духовной основы ребёнка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Только научившись любить свою малую Родину, можно говорить о любви к Родине, своему народу.
Целенаправленное ознакомление ребёнка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины у малыша связывается с местом, где он родился и живёт. Наша задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нём некоторые доступные для ребёнка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Наш родной город - Саратов - богат своей историей, своими земляками-героями, а подбор соответствующего материала позволяет формировать у воспитанников представление о том, чем славен родной край.
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Учитывая возрастные особенности детей основными формами патриотического воспитания являются беседы, рассматривание иллюстраций, тематические недели, экскурсии, праздники, развлечения, посещение музеев, выставок, создание проектов, встречи с интересными людьми, продуктивная деятельность.
Успешное решение задач патриотического воспитания возможно при условии взаимодействия с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, общение. Положительные эмоции и совместная деятельность сближают взрослых и детей. Таким образом, родители становятся не только помощниками воспитателя, но и равноправными участниками формирования личности ребёнка.
Работу по ознакомлению с историей своего Отечества нужно вести планомерно от малого (понятного) к большому (сложному)
В беседах, играх, индивидуальной работе дети старшего дошкольного возраста постепенно узнают историю названия своей улицы и той, на которой находится детский сад, дальше знакомимся с объектами своего района, которые расположены на ближайших улицах: школа, поликлиника, СПЗ и т. д. узнают об их назначении, обязательно подчёркивается, что всё это создано для людей.
Этот год особенный, исполняется 75 лет со Дня Победы и конечно, особая страница истории города – годы Великой Отечественной войны.
В честь славных героев не только названы улицы нашего города, но и установлены памятники. Много их и в нашем Заводском районе - памятник П. Т. Пономарёву и погибшим в Великую Отечественную войну работникам завода ТЗС – саратовский памятник воинам-землякам расположен во дворе общеобразовательной школы №22, ул. Ростовская, 29. Памятник В. Д. Хомяковой –знаменитой лётчице, защитнице саратовского неба в годы Великой Отечественной войны установлен на территории 26-й средней общеобразовательной школы, угол улиц Хомяковой и Новокрекингской, памятник погибшим в Великую Отечественную Войну –землякам находится во дворе 59-й школы Заводского района, улица Маркина, дом 17/39.
На этих конкретных фактах из жизни героев детям нужно объяснить такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», подвести дошкольников к пониманию, что мы победили в Великой Отечественной войне потому, что любим свою Отчизну.
Рассказ о героизме воспитывает у дошкольников патриотические чувства, а родной город может смело гордиться своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками и лучшими людьми.
Важное место в патриотическом воспитании дошкольников занимают экскурсии, воспитанники нашей группы побывали в краеведческом музее, в музее под открытым небом Парке Победы, где ознакомились с военной техникой, с военной историей своего города, страны.
Диапазон объектов, с которыми знакомятся старшие воспитанники, расширяется – сначала - это район в котором живёшь, затем это город в целом, его достопримечательности, исторические места, памятники. Объясняется детям, в честь кого они воздвигнуты. Дальше дети знакомятся со столицей и её достопримечательностями, затем с другими городами России, в этом хорошим помощником является проект "Посткросснг" между детскими садами. Получая письма от сверстников из городов нашей Родины, дети с интересом знакомятся с их достопримечательностями, их героями ВОВ, и с огромным удовольствиям рассказывают всё, что знают о своём городе, своих земляках - героях ВОВ и хотят к нашей большой радости узнать ещё больше, чтобы было о чём рассказать своим новым друзьям.
Поэтому наша задача – научить детей ценить свою историю, своих героев, любить свой город, свой край, а, следовательно, больше узнавать о нём, и уметь всё это рассказать.
Немаловажную роль в группе играет и развивающая предметно – пространственная среда, которая позволяет расширять представления детей о подвигах своего народа в годы ВОВ, памятных местах родного края и страны.
У нас в группе есть альбом "Детям - войне" - где собраны рассказы, стихи, и беседы о ВОВ, книга "Дети - герои ВОВ" с фотографиями, при помощи родителей воспитанников создаётся альбом "Герои Великой Отечественной войны в честь которых названы улицы нашего города", мы слушаем песни и марши посвященные ВОВ ("День Победы", муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова; "Катюша" муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского;"Священная война", муз. А. Александрова,
сл. В. Лебедева-Кумача.)
У каждого из нас – своя Родина. Любовью к ней, к людям, живущим на этой земле, гордостью за свой край - всем этим пронизана вся наша работа. И пока мы интересуемся прошлым, изучаем свою историю – не прерывается связь поколений. Недаром В. В. Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира, и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
Если не мы, то кто – же
Детям нашим поможет?
Россию любить и знать.
Как важно - не опоздать!