Людмила Рузанова
Консультация «Использование метода моделирования и ТРИЗ в развитии познавательной активности старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию.
В дошкольном возрасте у ребенка происходят большие изменения во всем психическом развитии. Чрезвычайно возрастает познавательная активность — развивается восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления. Познавательная активность имеет большое значение в жизни людей. Для детей дошкольного возраста она имеет по преимуществу развивающее значение.
Публикация «Консультация „Использование метода моделирования и ТРИЗ в развитии познавательной активности старших дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Развитие познавательных способностей и познавательного интереса – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. На сегодня приоритетом в образовании, в отличие от прошлого, являются интересы и потребности каждого ребенка. Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка : в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.
Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста вот уже на протяжении нескольких десятилетий занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях. Особенно актуально решение данной проблемы в русле формирования у детей дошкольного возраста готовности к школьному обучению. Исследования Д. Б. Годовиковой, Т. А. Куликовой свидетельствуют о значительном снижении (соотнося с нормой) познавательной активности детей, находящихся на пороге школьного обучения. У детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности, устойчивое познавательное отношение к миру. А это значит, что возникает необходимость в поиске и применении эффективных методов в познавательном развитии дошкольников, способствующих достижению устойчивых, положительных результатов.
В связи с этим в педагогике активно обсуждается проблема перехода от репродуктивной модели образования, обеспечивающей воспроизводство «готовых знаний», к продуктивной модели, ориентированной на активизацию познавательной деятельности обучающихся. Основная задача системы образования и внедряемых в настоящее время ФГОС, имеют общую цель с ТРИЗ - технологией Г. Альтшуллера – развитие личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, научить детей учиться и самостоятельно добывать знания. Именно поэтому эта технология позволяет максимально раскрыть возможности познавательной активности старших дошкольников.
Следовательно, актуальность использования методов моделирования и ТРИЗ в работе с дошкольниками состоит в том, что:
во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования и ТРИЗ вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Наиболее общими показателями познавательной активности ребенка старшего дошкольного возраста являются :
- сосредоточенность, концентрация внимания на изучаемом предмете;
- ребенок по собственной инициативе обращается к той или иной области знаний; стремится узнать больше, участвовать в дискуссии;
- положительные эмоциональные переживания при преодолении затруднений в деятельности,
- эмоциональные проявления (заинтересованные мимика, жесты) и др.
Введение модели требует определё нного уровня сформированности умственной деятельности: умения анализировать, абстрагировать особенности предметов, явлений; образного мышления, позволяющего замещать объекты; умения устанавливать связи. И хотя все эти умения формируются у детей в процессе использования моделей в познавательной деятельности, для введения их, освоения модели и использования её в целях дальнейшего познания, требуется уже достаточно высокий для дошкольника уровень дифференцированного восприятия, образного мышления, связной речи и богатого словаря.
Идея опыта заключается в том, анализируя материал и графически его обозначая, ребёнок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. Методы моделирования и ТРИЗ эффективны потому, что позволяет педагогу удерживать познавательный интерес дошкольников на протяжении всего занятия. Именно познавательный интерес детей способствует активной рече-мыслительной деятельности, длительной и устойчивой сосредоточенности внимания. С помощью схем и моделей дошкольники учатся преодолевать различные затруднения, переживать при этом положительные эмоции - удивление, радость успеха.
Цель моделирования - обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов предметами, схематично изображенными или знаками Отличительная особенность ТРИЗ-педагогики заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности, а инструментом познания как раз может стать модель, то есть взаимосвязь данных методов наиболее эффективна в решении проблем формирования познавательных способностей. Используя в своей работе методы ТРИЗ и моделирования, я учу детей:
добывать информацию, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания, проводить исследование;
формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
Деятельность по работе с моделями направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого ребёнок познает такие их свойства, связи, которые недоступны непосредственному восприятию. На начальных этапах работы введения моделей или символов подкрепляла их наглядным материалом (картинками, предметами, обеспечивающим опору на наглядно-образное мышление. Начиная со средней группы применяла модели с минимумом деталей, а также приём мнемотехнику для составления описательных рассказов, рассказывания сказок, загадывания загадок, самостоятельного составления сказок детьми старшего дошкольного возраста (моделирование сказок). На последующих этапах работы использовались более сложные мыслительные операции – обобщение, абстракции.
Я учитывала, что развитие познавательной активности у детей осуществляется в процессе взаимодействия ребенка с родителями и педагогами, и будет эффективным лишь при условии создания специальных педагогических условий для того, чтобы это взаимодействие было направлено на творческое развитие. Для создания этих условий я использовала предметно-развивающую среду, включающую в себя компоненты развития креативности (творческие задания, логические задачи, «дорисуйки» и картотеку моделей, методы активизации творческого мышления детей (метод «мозговой атаки», метод фокальных объектов, эмпатии, «Да-нетки» игры «Хорошо – плохо», «Польза – вред», «Наоборот», «Чем связаны», «Чем похожи», и др.) и организацию просвещения родителей по вопросу развития познавательной активности дошкольников.
Анализ результативности
Работа с наглядными моделями не только помогает детям научиться устанавливать причинно-следственные связи, составлять рассказ, пересказывать, но и существенно обогащает их речь; анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворённость результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на его интеллектуальном развитии и является одним из хороших показателей готовности ребенка к обучению в школе. При этом основной задачей, которую ставит перед собой педагог, является обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через грамотно организованное коллективное рассуждение, через игры и тренинги. Кроме того, использование в работе методов и приемов ТРИЗ в работе с дошкольниками позволяет снять психологические барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным.
Литература:
1. Арушанова А. Г Речь и речевое общение детей. — М., 2002.
2. Любина Г. Приглашаем к творчеству //Ребенок в детском саду. -2003.-№1, стр. 26.
3. Мурашковская И. Н., Валюмс Н. П. Картинки без запинки /методика рассказа по картине/. СП. : Изд-во ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1995.
4. Страунинг А. Методы активизации творческого мышления // Дошкольное воспитание. - 1997. - №4. - С. 13-24.
5. Тамберг Ю. Г. Как научить ребенка думать. -Ростов-на-Дону. :Феникс, 2007.
6.https://www.art-talant.org/publikacii/2515-razvitie-poznavatelynoy-aktivnosti-detey-starshego-doshkolynogo-vozrasta-sredstvami-triz-tehnologiy